Интенсивным источником механической вибрации и шума у многих машин, включая бытовые, являются подшипники качения, которые обычно устанавливаются на электроприводах машин (ротор на подшипниках) и других важных узлах объектов (валы, вентиляторы и т.д.)
Внутренние силы, вызывающие вибрацию подшипников качения, обусловлены допусковыми отклонениями элементов подшипника и монтажных размеров, зависящими от точности, принятой при изготовлении деталей. Силы возникают от разностенности колец подшипников, овальности и разномерности тел качения, волнистости на дорожках качения, радиального и осевого зазоров между телами качения и кольцами, а также зазора в гнездах сепаратора.
Однако даже идеально изготовленный подшипник качения является источниками колебаний из-за неодинаковой статической или динамической нагрузки на тела качения, проскальзывания тел качения в местах контакта с кольцами, завихрений воздуха (смазки), увлекаемого системой качения. Рассмотрим поподробнее причину указанную первой, в виду значимости влияния на вибрацию.
Неравномерность нагрузки на тела качения приводит к нестабильности жесткости подшипника при вращении ротора, что наиболее сильно влияет на характер вибрации в приводах с горизонтальным ротором при наличии в подшипнике радиального зазора. Статическая нагрузка, т.е. сила тяжести ротора, распределяется всего на два-три тела качения. Число этих тел изменяется на единицу с частотой перекатывания тела качения по наружному кольцу подшипника wн
, (4.6)
где w С - частота вращения сепаратора;
Z ТК - число тел качения.
Частота вращения сепаратора wс связана с частотой вращения внутреннего кольца (ротора) wrt следующим выражением
, (4.7)
где dTK - диаметр тел качения;
dC -диаметр сепаратора, т.е. окружности проходящий через центры тел качения;
a - угол контакта тел и дорожек качения.
Частота контакта точки тела качения с одной из дорожек качения
. (4.8)
Неравномерность нагрузки на тела качения приводит к возникновению параметрических колебаний ротора на частотах kwH (k=0,1,2,...,n).
Если частота параметрических колебаний ротора значительно ниже частоты его собственных колебаний на опорах, то амплитуда колебаний определяется равенством статических радиальных нагрузок
, (4.9)
где - вектор силы тяжести ротора;
- вектор силы реакции от деформации i-го тела качения;
-коэффициент описывающий реакцию тела качения;
di - деформация i-го тела качения.
На рис. 4.2 приведена схема статических нагрузок на тела качения для случая, когда величина зазора в ненагруженном подшипнике равна d0.
Рис. 4.3. Схема статических нагрузок на тела качения подшипника.
Величина деформа-ции di-го тела качения определяется зависимостью от параметров подшипника[3].
,(4.10)
где RН, RВ - радиусы наружного и внутреннего колец подшипника;
RTKi- радиус i-го тела качения;
Dx и Dy - смещение оси ротора относительно оси подшипника в горизонтальном и вертикальном направлении соответственно;
g0 - угол поворота тела качения принятого за начальный, относительно вертикали;
g0 + 2pi / zTK - угол i-го тела качения.
Совместное решение уравнений (4.9) и (4.10) позволяет определить смещение ротора от оси подшипника в горизонтальном Dx(t) и вертикальном направлениях Dy(t) как функцию угла g0 поворота сепаратора или времени. При большом радиальном зазоре в подшипниках могут возникнуть автоколебания ротора обычно с частотой 2wс, что опасно возникновением резонансных явлений.
Колебания роторов в роликовых подшипниках также описываются уравнениями (4.9) и (4.10), однако сила реакции роликов пропорциональна первой степени их деформации di, т.е. FTKi = CTKi ·d i,гдеCTKi = 1,8 · 106 ( - длина тела качения).
Параметрические колебания ротора в приводах вертикального исполнения отсутствуют при отсутствии дефектов сборки и изготовления. Вертикальный неуравновешенный ротор при вращении в подшипниках качения может стать источником параметрических колебаний с частотой wВ = k (wrt - wс) · zTK, однако их амплитуда в вертикальных приводах меньше, чем в горизонтальных, т.к. центробежная сила обычно меньше, силы тяжести.
Большая группа составляющих вибрации механического происхождения вызывается технологическими дефектами изготовления и сборки деталей подшипника, а также эксплуатационным износом.
К дефектам изготовления подшипников обычно относят овальность и гранность дорожек качения, разномерность тел качения, отклонение их форм от расчетных, нарушение требований по чистоте обработки.
К дефектам сборки подшипниковых узлов и механизма в целом относят перекос внутреннего и наружного колец подшипника, появление радиального натяга в подшипнике, принудительное центрирование валов привода и механизма при стыковке и перекос соединительных муфт. Последние два приводят к появлению вращающейся радиальной нагрузки на поверхности качения (излом оси вала) или изменению величины статической нагрузки.
Износ подшипников качения связан с появлением зазоров, выбоин на телах качения и рабочих поверхностях внутренних и наружных колец, а также с качеством смазки.
Влияние дефектов износа на вибрацию подшипников качения и механизма в целом проявляется на фоне влияния дефектов сборки и изготовления, причем тогда когда величина дефекта износа превысит величину дефекта изготовления. Поэтому основным признаком отличающим вибрацию износа от вибрации дефектов изготовления, является рост интенсивности высших гармоник и при развитии износа.
Основные составляющие вибрации горизонтального эл.привода с радиальными подшипниками качения при наличии в них дефектов приведены в Табл. 4.1. Аналогичные данные по дефектам подшипников качения с осевой нагрузкой приведены в Табл. 4.2.
Табл. 4.1. Частоты основных составляющих вибрации подшипников качения со статической радиальной нагрузкой.
Частота
Вид дефекта
f
изготовления
сборки
износа
кwс
Разномерность тел качения
_______
Неравномерный износ тел качения
wrt
Несоосность вала и внутреннего кольца
_______
Неравномерный износ внутреннего кольца
Основная причина вибрации - неуравновешенность ротора.
2wrt
Овальность внутреннего кольца
Перекос внутреннего кольца
Неравномерный износ внутреннего кольца
кwrt
Гранность внутреннего кольца
2kwTK
Нарушение формы тел качения
_______
Неравномерный износ, сколы на телах качения
wH
Принудительная центровка валов
2wH
Перекос наружного кольца
кwH
Раковины, трещины на наружном кольце
wB
Излом линии стыкуемых валов
к1wB ± к2wrt
Раковины, трещины внутреннего кольца
Табл. 4.2. Частоты основных составляющих вибрации дефектных подшипников качения со статической осевой нагрузкой.
Частота
Вид дефекта
Изготовления
Износа
1. Дефект сборки - перекос наружного кольца
кwс
Разномерность тел качения
Износ тел качения
кwrt
Овальность, гранность внутреннего кольца
Неравномерный износ внутреннего кольца
2кwTK
2к1wTK + к2wc
кwH
Отклонение формы тел качения от расчетной
Неравномерный износ, сколы тел качения
кwВ
к1wВ + к2wrt
Раковина, трещина на внутреннем кольце
2. Дефект сборки - перекос внутреннего кольца
кwс
Разномерность тел качения
Неравномерный износ тел качения
кwrt
Овальность, гранность наружного кольца
Неравномерный износ наружного кольца
2кwТК
2к1wТК ± к2wrt
Отклонение формы тел качения от расчетной
Неравномерный износ, сколы на теле качения
к1wВ
2к1wВ ± к2wrt
2к1wВ ± к2(wrt -wс)
Раковина, трещина на внутреннем кольце
Типовые спектры огибающей вибрации подшипников качения (роликового - серии 2317, шарикового - серии 317) представлены на рис. 4.4.
А).
DL, дБ
Б).
перенос внутреннего кольца
деформация тел качения
В).
Г).
перекос муфты
0 100 200 300 400 f, Гц
Рис. 4.4. Спектр огибающей вибрации:
а) роликового бездефектного подшипника;
б) роликового подшипника с переносом внутреннего кольца;