Вибрация электроприводов БМП, вызываемая силами механического происхождения, так или иначе связана с вращением ротора. В большинстве случаев появление вибровынуждающих сил определяется конечной точностью изготовления и сборки узлов электропривода, их износом в процессе эксплуатации.
Одной из основных причин низкочастотной вибрации электроприводов является неуравновешенность ротора и появление связанных с ней центробежных сил и моментов .
Динамическое равновесие ротора, вращающегося вокруг одной из своих главных осей инерции, определяется системой уравнений
; (4.1)
. (4.2)
где : Fi- вектор центробежной силы, действующей на i-й элемент ротора; mi - масса i-го элемента ротора; ri - расстояние от центра масс элемента до оси вращения ротора; - эксцентриситет ротора; Mi - вектор момента центробежных сил i-го элемента относительно главной оси инерции ротора, перпендикулярного оси вращения; - расстояние массы до опор ротора.
Неуравновешенное состояние ротора характеризуется двумя приложенными к центру его масс векторами, перпендикулярными оси вращения : главным вектором центробежного момента инерции (или главного момента дисбаланса ) J0=[DmL],гдеL - плечо (расстояние между опорами) приложения пары дисбалансов Dm и главным вектором статического дисбаланса DCT = mrt * CT.
Нарушение условия (4.1), т.е. , связано с параллельным смещением главной центральной оси инерции относительно оси вращения ротора (DCT ¹ 0, J0 = 0) и вызывает статическую неуравновешенность (см. рис. 4.1).
Статическая неуравновешенность полностью определяется эксцентриситетом eCT. Причинами статической неуравновешенности роторов являются несоосность ротора и шеек вала, кривизна его оси, различие в массе одинаковых диаметрально противоположных элементов (полюсов синхронных приводов или секций обмоток якоря), смещение массы пропиточного лака при сушке и т.п.
Рис. 4.1 Виды неуравновешенности ротора в зависимости от положения главной центральной оси инерции:
Нарушение условия (4.2), т.е. , связано с распределением неуравновешенных масс ротора, вызывающим появление отличного от нуля угла между осью ротора и его главной центральной осью инерции (DCT = 0, J0 ¹ 0). При этом обе оси пересекаются в центре масс ротора. Такая неуравновешенность называется моментной. Причиной моментной неуравновешенности являются перекосы насаживаемых на вал узлов: коллектора, крыльчаток и т.п.
В общем случае неуравновешенные массы ротора приводятся не менее чем к двум массам, лежащим в разных осевых плоскостях на разных расстояниях от оси вращения и середины ротора. Ось такого ротора пересекается с главной центральной осью инерции вне центра масс.
Неуравновешенность в этом случае называется смешанной, так как нарушаются оба условия (4.1) и (4.2) : (DCT ¹0, J0 ¹ 0), т.е. .Качество балансировки ротора определяется остаточной неуравновешенностью, характеризуемой величиной или эксцентриситетом ест. Вибрация вращающегося ротора зависит не только от величины неуравновешенности, но и от ряда конструктивных особенностей и внешних условий, таких как жесткость ротора, его температура и др. Так при вращении ротора центробежные силы неуравновешенного ротора изгибают ротор, увеличивая неуравновешенность. На определенной частоте, называемой первой критической, величина прогиба резко возрастает, а возникающие при этом динамические нагрузки на подшипники могут привести к их разрушению. Критические частоты роторов большинства электроприводов БМП совпадают с частотами собственных изгибных колебаний ротора. Собственная частота изгибных колебаний ротора определяется по формуле:
,(4.3)
где Сn = Crt* C1 /(Crt + C1) - полная жесткость ротора Crt и опор C1;
mrt- масса ротора.
Жесткость ротора зависит от наличия шпоночных канавок на валу для фиксации пакета стали и коллектора, больших зубцов в пазовой зоне бочки и т.д.
В большинстве случаев ротор жестко связан со статором и корпусом электропривода, который обычно крепится к корпусу бытовой машины через виброизоляторы. Тогда для ротора на подшипниках качения с эксцентриситетом eCT и статора массой mst жестко связанным с корпусом привода, установленного на виброизоляторы, имеем следующее выражение для амплитуды колебаний статора ( корпуса ) Yst :
, (4.4)
где - собственная частота колебаний статора на виброизоляторах с жесткостью С2 ; mrt- масса ротора.
Как правило, собственные частоты колебаний ротора в подшипниках у машин малых и средних габаритов находятся в области частот много больше частоты вращения ротора. Интенсивность вибрации на этих частотах может служить диагностическим признаком качества обработки поверхностей качения и качества смазки.
Работа щеточно - коллекторного узла в электроприводах так же приводит к появлению вибрации механического происхождения в широком диапазоне частот. Удары щеток о коллектор при переходе с пластины на пластину приводят к появлению вибрации на частотах кратных числу пластин Z k и частоте вращения w rt;
, (4.5)
где r = 0,1,2,3...n;
Вынуждающие силы пропорциональны массе щеток и скорости их относительного перемещения и возрастают при появлении дефектов коллектора (перекос щеток, дефекты поверхности скольжения, повреждение щеткодержателей).
К источникам вибрации механического происхождения относятся также подшипники скольжения и качения. Вибрации подшипниковых узлов эл. приводов приводятся ниже в отдельных параграфах.