Гордость — злейший враг ученика, враг его души, сердца и любви. Как только гордость получает подкормку и идёт в рост, ученик тут же отгораживается от души и от сердца и, отрекшись от них, изолирует себя в ледяной, высокомерной, сепаратистской ментальной темнице, лишая себя всякой возможности войти в контакт с душой, сердцем и чувствами. Гордость — один из опаснейших попутчиков ученика на Пути к Посвящению, и чем быстрее он сумеет познать её и справиться с нею, тем более мощно и форсированно будет происходить его духовный прогресс.
К сожалению, очень быстро ученик убеждается в том, что расправиться с гордостью неимоверно трудно, поскольку она была его верным и преданным спутником на протяжении бесчисленных инкарнаций. Бесспорно, было немало таких ситуаций, когда она спасала его от горечи поражений, давая ему чувство собственной значимости и величия, в котором он в тот момент так нуждался, а кроме того не раз давала ему почувствовать свою особенность и исключительность. Поэтому его личность до смерти обожает гордость, которая, действительно, немало способствовала тому, чтобы личность могла чувствовать себя значительной и сильной.
Во многих инкарнациях гордость была основной движущей силой ученика, немало содействовавшей многим его достижениям, успехам и духовному прогрессу в низших мирах, но теперь, когда он встал на Путь Ученичества, он всё больше и больше понимает, что эта же гордость вызвала к жизни и множество различных кармических проблем, нанеся огромный ущерб сфере его отношений с ближними, ибо она, по сути, только и делала, что разжигала в нём тщеславие и эгоизм. А там, где господствует эгоизм, сострадание и любовь расцвести не могут.
Если связь ученика с душой достаточно стабильна, то он, естественно, при условии, что он постоянно бдителен, сразу же отметит, что в тех случаях, когда его контакт с душой обрывается или даёт сбой, это почти всегда обуславливается тем, что в этот момент ущемляется его гордость. Со временем, когда он восстановит и прочно утвердит свою связь с душой, в нём разовьётся способность подмечать, что именно послужило причиной этого обрыва или неполадок. При некоторой тренировке и при поддержке и помощи со стороны партнёрши он в большинстве случаев сможет точно установить причину случившегося, и окажется, что произошло это только потому, что партнёрша или кто-либо другой выступили с критикой или язвительным замечанием в его адрес, которые настолько сильно задели его самолюбие и гордость, что он тут же в обиде напрочь отгородился от своих души и сердца.
Это очень важный момент в жизни ученика — прийти к осознанию того, что именно гордость является причиной его чрезмерного эгоизма. Ибо эгоистом оказывается всякий, кто позволяет гордости хозяйничать в своём собственном доме. В этом случае другие просто уже не берутся в расчёт, ибо ученик настолько преисполнен сознания собственной важности и значимости, что других ни во что не ставит. В этом состоянии тщеславного самовозвеличивания им единолично управляет один лишь холодный ментальный аспект, поскольку он, замкнутый в своём сепаратизме, полностью забывает о том, что кроме мыслей существуют ещё чувства и сердце. Он способен внушить себе, что достиг высокого духовного состояния, хотя в действительности он является жертвой великой ментальной иллюзии, опаснейшей иллюзии из всех, ибо, несмотря на совершенно исковерканное восприятие действительности, сам он в этой действительности чувствует себя великолепно и потому не видит никаких особых причин менять свои взгляды.
В этом состоянии только женщина-партнёр, разумеется, если таковая имеется, сумеет обратить его внимание на то, сколь он холоден и бессердечен, хотя это, как правило, не производит на него должного впечатления, ибо кому, как не ему, знать, кто из них двоих более совершенен и безупречен; поэтому если кто-то из них двоих и ошибается, то это всегда она или, при отсутствии партнёрши, другие. Ученик может упорствовать так на протяжении многих жизней, однако те кармические последствия, которые были вызваны к жизни его жестокосердным обхождением со своими ближними, рано или поздно непременно заявят о себе и первым делом, естественно, уязвят именно его гордость и самолюбие, в результате чего, пусть медленно и неохотно, он всё же вынужден будет вступить в конфронтацию с этим неприятным ментальным змеем-искусителем, которого он столь длительное время заботливо пригревал на своей ментальной груди.
Благодаря растущему в нём душевному и сердечному контакту он, поначалу нехотя, а потом со всё большей и большей готовностью, постепенно начнёт признавать, что эта так называемая гордость у него всё же имеется. Более того, он начнёт признавать и то, что любая критика, направленная в его адрес, в первую очередь поражает и затрагивает именно его гордость, что и заставляет
его закрываться и уходить в себя. Однако с момента признания этого факта и до того, когда он начинает предпринимать какие-то заслуживающие внимания шаги в этом направлении, — целая пропасть. Какую бы добросердечную установку он себе ни давал, какую бы позитивную программу он ни пытался пустить в действие, его гордость останется сильной и непоколебимой, ибо власть её стара, как мир, да и сама личность расстаётся с ней весьма и весьма неохотно, чему виной её стародавнее решение противостоять всему неприятному путём самовыпячивания, выставляя на всеобщее обозрение знамя собственного величия и значимости. Этим избранием гордости на роль своего спасителя ученик жёстко закрепил в своём сознании механизм, некогда приведённый в действие, именно с помощью этого решения, его прежней личностью, так что теперь любая неприятность, с которой он сталкивается в жизни, побуждает его мгновенно отторгать от себя все свои чувства и любовь, в результате чего он отгораживается от внешнего мира непроницаемой стеной, полностью изолируя себя в собственном эгоистическом ментальном мире.
Однако на одном из этапов ученик и его партнёрша неизбежно почувствуют, что они смертельно устали от подобного состояния, от всех этих бесконечных и далёких от духовности фаз гордого самомнения и тщеславия, которые лишь препятствуют развитию стабильного душевного контакта и дара любви, которыми ученик столь жаждет обладать, и этот момент с неизбежностью укажет на то, что ученик внутренне готов к сеансу регрессии, к тому, чтобы в ходе этого сеанса попытаться нащупать то решение, которое он принял в незапамятные времена. Отыскав его, он с помощью Учителя сможет стереть его из своего сознания, так что это старое крепостное иго, которое всё это невообразимо долгое время связывало его по рукам и ногам, будет, наконец, сброшено.
Те старые привычки, которые у него ещё останутся, ученик сможет теперь изменить достаточно быстро, воспользовавшись методом позитивного перепрограммирования, который теперь, после того, как старое решение навсегда изъято из обращения, будет срабатывать гораздо быстрей и эффективней. Беря на себя ответственность за все свои старые связи и привязанности, а также за те мощные последствия, которые они вызвали к жизни, ученик достигнет той степени духовной свободы, которая неизменно сопряжена с этой мерой ответственности.