В предыдущих главах освещены важнейшие вопросы формирования у учащихся социальных, нравственных и эстетических отношений. Более обобщенным и высшим уровнем отношения личности к окружающему миру и действенным внутренним регулятором ее поведения и деятельности является мировоззрение. Оно интегрирует в себе все названные выше отношения и выступает в качестве определяющего фактора личностного развития и формирования человека. Вот почему воспитание мировоззрения учащихся - весьма существенная задача школы.
Огромная роль мировоззрения в формировании личности сказывается не только в его духовном и нравственном развитии, но и в том, что оно помогает проявлять стойкость и самоотверженность в различных жизненных обстоятельствах, преодолевать встречающиеся невзгоды и трудности, сохранять твердость, достоинство и непреклонность в отстаивании своих взглядов и убеждений.
История навсегда сохранит примеры непоколебимой мировоззренческой стойкости и непреклонности, которые проявили в свое время такие титаны мысли и духа, как Н.Коперник (1473-1543), Дж.Бруно (1548-1600), Г.Галилей (1564-1642), советский генерал Д.Карбышев и др.
Н.Коперник выступал против религиозного учения о центральном положении Земли во Вселенной, разработав теорию гелиоцентрической системы мира, за что подвергся беспощадной критике со стороны церковников, а его гениальный труд "Об обращениях небесных сфер" был запрещен.
Великий итальянец Дж.Бруно развивал учение Коперника и выдвинул концепцию о бесконечности и бесчисленности звездных галактик во Вселенной, за что был приговорен к сожжению на костре. Об этом в приговоре святой инквизиции было сказано так: "Называем, провозглашаем, осуждаем, объявляем тебя, брат Джордано Бруно, нераскаянным, упорным и непреклонным еретиком". Сам же Бруно бросил в лицо инквизиторам: "Вы с бóльшим страхом произносите приговор надо мною, чем я выслушиваю осуждение". Уже объятый пламенем, он крикнул: "Сжечь - не значит опровергнуть. Грядущие века меня поймут и оценят". Будучи образованнейшим человеком, он клеймил царившее в его время мракобесие. Это ему принадлежат слова: "Невежество - лучшая в мире наука, она дается без труда и не печалит душу".
Генерал Д.М.Карбышев, будучи раненым, был захвачен немецкими фашистами в плен, но не изменил Родине и погиб от жестоких пыток, сохраняя верность воинской присяге.
Немало образцов стойкости и непреклонности в своей вере проявляли и представители религиозного мировоззрения. Так, протопоп. Аввакум (1632-1675) - глава русского православного раскола - мужественно выступал против церковных реформ патриарха Никона (1605-1681), не отступил от своих убеждений, и как не покорившийся был сожжен на костре. Такую же твердость убеждений проявила и его последовательница - боярыня Морозова (1632-1675). Силу ее характера и веры хорошо изобразил художник В.И.Суриков в своей широко известной картине "Боярыня Морозова".
Подобные примеры не только дают широкое представление об огромном влиянии мировоззрения на жизнь и деяния: людей, но и позволяют определить его важнейшие функции. В частности, мировоззрение выполняет информационно-отражательную, ориентационно-регулятивную и оценочную функции. В чем состоит их сущность?
Информационно-отражательная функция мировоззрения связана с тем, что все события и явления окружающего мира человек воспринимает и отражает в своем сознании через призму своих взглядов, убеждений и идеалов. Например, религиозный человек все происходящие события и явления склонен объяснять волей божьей. Человек же с научными взглядами и убеждениями при восприятии этих явлений и событий будет искать их социальные или материальные причины.
Ориентационно-регулятивная функция мировоззрения выражается в его определяющем влиянии на сознание и поведение, на действия и поступки человека. Например, изменения, произошедшие в мировоззрении Л.Н.Толстого, привели его к отказу от владения недвижимым имуществом, от авторского права на последние свои произведения.
Оценочная функция мировоззрения связана с тем, что все события и явления окружающего мира человек оценивает, исходя из своих взглядов и убеждений.
Поскольку люди по-разному отражают в своем сознании и жизнедеятельности явления и события, происходящие в мире, то можно говорить о различных видах мировоззрения: научном, религиозном и обыденном (или житейском). Научное мировоззрение основано на научном познании мира. Религиозное мировоззрение опирается на веру, на интуитивно-эмоциональный религиозный опыт личности. Обыденное же, или житейское, мировоззрение формируется под влиянием условий жизни человека и функционирует в виде духовного опыта, здравого смысла, а также эмпирических и не всегда систематизированных представлений о мире, о развитии природы и общества.