С давних времен в педагогике утвердилось положение о решающей роли нравственного воспитания в развитии личности. Только оно обеспечивает формирование у нее добродетельного характера и доброжелательного отношения к людям.
Я.А.Коменский в своем трактате "Наставление нравов" приводил мысль древнеримского философа Сенеки: "Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней". Там же он цитировал народное изречение: "Кто успевает в науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает".
На первый план в развитии личности выдвигал нравственное воспитание И.Гербарт. Он писал: "Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность".
Великий Л.Н.Толстой утверждал: "Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра".
Весьма выразительно определял роль нравственного воспитания детей К.Д.Ушинский: "Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что ,.. влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями".
Но если педагоги-классики признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем большее значение приобретает эта проблема в системе современного воспитания. Мы создаем правовое демократическое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые должны обладать чувством социальной справедливости, совестливостью и сознательной дисциплиной. Естественно, что такое общество обусловливает необходимость нравственной воспитанности каждого человека.
3. В чем состоит, специфика морали и нравственности как этических понятий? Какие моральные отношения составляют содержание нравственного воспитания?
Осмысливая сущность нравственного воспитания, нельзя не отметить, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль. Между тем эти понятия необходимо различать.
Под моралью в этике, специальной философской дисциплине, обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек поведения, связанных с реальным соблюдением этих норм, правил и требований. Нравственность проявляется в том, что человек не только знает правила дисциплины, но и стремится соблюдать их на деле.
В нормах, правилах и требованиях морали отражаются те .нравственные отношения, которые должны определять поведение и деятельность личности в различных сферах жизни. Например, согласно морали, каждый человек должен добросовестно относиться к труду, быть бережливым, скромным, честным, правдивым, гуманным и т.д. Чтобы осуществлять нравственное воспитание, необходимо знать содержание тех отношений, на основе которых происходит формирование соответствующих личностных качеств. Это содержание, в частности, включает в себя:
— отношение к политике государства, к родине, другим странам и народам (гражданственность, патриотизм, уважение к другим народам и странам);
— отношение к труду (трудолюбие, добросовестный труд на общее и личное благо, дисциплина труда);
— отношение к общественному достоянию, материальным ценностям и природе (бережливость, забота о сохранении общественного достояния и личных вещей, экологическая культура);
— отношение к людям (демократизм, коллективизм, гуманность, культура общения, товарищество, взаимное уважение друг к другу и т.д.);
— отношение к себе (честность, правдивость, скромность в общественной и личной жизни, принципиальность, нетерпимость к нарушениям общественного порядка и т.д.).