Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Какой должна быть воспитательная работа по формированию патриотизма и культуры межнациональных отношений?



Для формирования патриотизма и культуры межнациональных отношений нужно не только знать их сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанных качеств. Такими компонентами являются: потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой. Рассмотрим систему воспитательной работы по формированию каждого из этих компонентов.

Потребностно-мотивационный компонент патриотизма и культуры межнациональных отношений. Его формирование осуществляется прежде всего в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путем создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью сыновей-патриотов, ее выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации.

Богатый материал по этим вопросам содержит программа по истории: Куликовская битва, ратный подвиг Александра Невского, мужество купца Минина и князя Пожарского, героическое отражение нашествия полчищ Наполеона, всенародная борьба против немецко-фашистских захватчиков и т.д. Огромное эмоциональное влияние на возбуждение потребностно-мотивационной сферы учащихся оказывают идеи патриотизма и межнационального содружества, которые раскрываются в художественной прозе и воспеты в поэзии (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой, Н.В.Гоголь, М.Шолохов, Я.Купала, Я.Колас, А.Твардовский и др.).

Реально переживают учащиеся чувства привязанности к своей родной земле, когда включаются в краеведческую работу, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе, если она отличается высокой содержательностью и красочностью, вызывает у учащихся чувство восхищения, стремление (потребность) подражать таким людям.

Неизгладимое впечатление оказывает на школьников знакомство с беспримерным мужеством и патриотической стойкостью Героя Советского Союза генерала Д.М.Карбышева. Попав в плен, генерал вселял веру в победу нашей страны над немецкими захватчиками у всех, кто вместе с ним подвергался неслыханным издевательствам в фашистском лагере для военнопленных. В самые тяжкие минуты он не терял самообладания и говорил им: "Думайте о своей Родине, и мужество не покинет вас".

В одной из гомельских школ была организована поездка-экскурсия учащихся 7-го класса в г. Махачкалу (Дагестан). Семиклассники познакомились с историей города, с его архитектурными памятниками, с обычаями и традициями горцев, заинтересовались прошлым и настоящим дагестанского народа. По возвращении домой стали собирать материал об особенностях их жизни и быта. Оказалось, что наиболее ценными у дагестанцев являются такие нравственные качества, как уважение к старшим по возрасту и положению, почтительное отношение к гостю, материальная и моральная помощь друг другу, внимательность и заботливое отношение к детям. По собранному материалу был проведен классный час, к которому учащиеся проявили большой интерес.

Как видим, в процессе этой работы создавались ситуации, вызывавшие у школьников положительные эмоциональные переживания (потребность), побуждавшие их к совместной деятельности в области патриотического воспитания и формирования культуры межнациональных отношений.

Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма и культуры межнациональных отношений. Этот компонент включает в себя углубленное осмысление сущности указанных нравственных качеств и способов их проявления в различных видах деятельности и поведения личности. В этом плане опять-таки широко используются большие возможности учебных занятий по всем предметам обучения, особенно по истории, литературе, языкам и т.д. Разве, например, не вызывают у учащихся восхищения открытия Н.И.Лобачевского в математике, Д.И.Менделеева в химии, А.С.Попова в радиотехнике, С.П.Королева в космической технике, которые укрепляли приоритет отечественной науки в мире!

Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе: беседы, доклады и лекции на патриотические темы, литературно-художественные концерты, фольклорно-этнографические вечера, организация поисковой работы следопытов, часы поэзии, музыки и т.д. Важно, однако, чтобы эта работа проводилась не абстрактно, а способствовала осознанию учащимися таких конкретных патриотических проявлений и качеств личности, как преданность родине, отвага, мужество, храбрость, подвиг, честь и достоинство и т.д.

Вместе с тем необходимо, чтобы эта забота пробуждала у учащихся чувство привязанности к родным местам, сопровождалась яркими эмоционально-чувственными переживаниями. Именно это положение имел в виду Л.Н.Толстой, когда писал: "Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней". Несколько в иной форме эту же мысль высказывал выдающийся русский писатель Л.М.Леонов: "Большой патриотизм начинается с любви к тому месту, где живешь".

Классный руководитель одной из школ при проведении "с шестиклассниками беседы "С чего начинается Родина?" использовал небольшой отрывок из пьесы К.Симонова "Русские люди". Героиня пьесы Валя Анощенко мечтательно говорит: "Родина, Родина... Наверное, что-то большое представляют, когда говорят. А я нет. У нас изба на краю села стоит, и около речки две березки. Я качели на них вешала. Мне про Родину говорят, а я все эти березки вспоминаю".

Весьма большой потенциал для развития интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отношений содержит родной язык.

Известный деятель белорусской культуры В.Ластовский спрашивал: "По чем можно узнать белоруса?" - и отвечал: "Легче всего это узнать по нашей "мове". "Мова" соединяет людей в один народ. И наша белорусская "мова" соединяет свыше 10 миллионов белорусов в один народ... И все, что прекрасное, что доброе, все мудрости света -науку, литературу - мы лучше понимаем и любим, если слышим в своей родной "мове"... "

Процесс выработки нравственных знаний в области патриотизма и культуры межнациональных отношений требует учета возрастных особенностей учащихся. У младших школьников формируются самые общие представления о родине как о стране, где они родились и живут. Представления же учащихся-подростков о патриотизме и способах его проявления необходимо конкретизировать, углублять и по многим вопросам доводить до понятийного уровня. Еще более обстоятельной должна быть эта работа в старших классах.

Формирование у учащихся патриотических взглядов и убеждений. Устойчивость и зрелость морального сознания по вопросам патриотизма и культуры межнациональных отношений достигается только при условии, если знания учащихся по этим вопросам приобретают характер личных взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения.

 

Для воспитания патриотических взглядов и убеждений существенно важно то, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств не просто были усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через их эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала и быть насыщенной яркими и захватывающими примерами патриотического героизма и доблести.

Вот идет урок истории в 9-м классе по теме "Крымская война. Героическая оборона Севастополя", Подчеркивая патриотизм офицеров русской армии, учитель приводит примеры их воинских подвигов, обращая внимание учащихся на беззаветное мужество и героизм. Рассказывая об адмирале В.А.Корнилове, он зачитывает его призыв к солдатам и матросам: "Ребята, некуда отступать нам: позади у нас море, впереди - неприятель. Помните же - не верьте отступлению... И если я сам прикажу отступать, коли меня".

Большое впечатление на девятиклассников произвел также рассказ о подвиге генерала Юферова, который до последнего сражался с неприятелем, неизменно отвечал отказом на предложения сдаться. Пытаясь узнать фамилию русского генерала, французский полководец Мак-Магон сказал: "Непременно надо знать имя этого героя. Подобная смерть, такие имена - достояние всемирной истории; не говорю уже, что они должны сродниться с памятью того народа, которому принадлежали их носившие".

Для воспитания патриотических взглядов и убеждений весьма большое значение имеет создание педагогических ситуаций, которые включали бы в себя элементы дискуссий, определенную борьбу мнений, отстаивание учащимися своих суждений, в результате чего у них начинает складываться собственная точка зрения, упрочивается своя внутренняя позиция. В качестве подобных дискуссионных вопросов могут, например, выступать такие: "Можно ли быть настоящим патриотом в 15-16 лет?", "Иногда критикуют так называемый словесный патриотизм. Является ли подобная критика абсолютно правильной?", "Можно ли готовить себя к патриотическим подвигам?", "Чем отличается культура межнациональных отношений от национализма и шовинизма?".

В этой связи нельзя забывать о том, что для зарождения и упрочения взглядов и убеждений личности весьма важно, чтобы она оказалась в таком эмоционально-интеллектуальном, напряжении, которое оставило бы глубокий след в ее потребностно-мотивационной сфере, определило бы направленность сознания и стало неодолимой внутренней силой ее жизненных устремлений и идеалов.

Формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Основным средством для решения этой исключительно важной и сложной задачи является умелое включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения и укрепления культуры межнациональных отношений. Сюда входят различные виды трудовой и общественно полезной деятельности, поддержание в исправности учебного оборудования, уход за памятниками воинам, погибшим в боях за родину, природоохранительная деятельность, туристско-краеведческая работа, историко-этнографические экспедиции, празднование историко-юбилейных дат, встречи учащихся с представителями различных наций и национальных образований, связи с воинскими частями и т.д. Если эта деятельность носит содержательный и регулярный характер и сочетается с развитием у учащихся потребностно-мотивационной сферы, интеллектуально-эмоционального компонента патриотизма и культуры межнациональных отношений, она, несомненно, способствует упрочению взглядов и убеждений, а также выработке многостороннего опыта поведения, связанного с проявлением и совершенствованием этих важнейших нравственных качеств.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.