Как и формирование других личностных качеств, процесс воспитания сознательной дисциплины и культуры поведения включает в себя:
— развитие у учащихся потребностно-мотивационной сферы, относящейся к соблюдению установленных в школе норм и правил поведения;
— организацию разнообразной познавательной деятельности по осмыслению требований дисциплины и пониманию необходимости (взглядов и убеждений) их соблюдения;
— выработку навыков, привычек и культуры дисциплинированного поведения;
— формирование способности к проявлению волевых усилий, необходимых для соблюдения требований дисциплины и культуры поведения.
Рассмотрим содержание и методические основы воспитания каждого из составных частей данного качества.
Развитие у учащихся потребностно-мотивационной сферы в области дисциплины и культуры поведения. В педагогическом отношении для этого весьма важно, чтобы учителя и классные руководители создавали такие условия и ситуации, в которых школьники осознавали бы и эмоционально переживали внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем дисциплины и культуры поведения и стремились к их совершенствованию. Существенное значение в этом отношении имеют поддержание в школе чистоты, санитарно-гигиенической культуры и образцового внутреннего порядка; тактичное предъявление требований к учащимся; высокое качество учебной работы; разумная организация досуга учащихся; установление благожелательных, гуманных отношений между ними и педагогами; тактичный контроль за поведением.
В решении этих вопросов не может быть мелочей. Если, например, в школе просторный коридор, куда сходятся на переменах учащиеся нескольких классов, это создает предпосылки для шума, беготни и толчеи. В этом случае в нем расставляются цветы и мебель таким образом, чтобы ограничивать излишнюю резвость учащихся. Особенно тщательно налаживается подобная работа в первые дни и недели учебного года с тем, чтобы учащиеся соблюдали необходимый порядок и вырабатывали соответствующие стереотипы поведения.
Действенное дисциплинирующее влияние на учащихся оказывает содержательная организация учебной и внеклассной работы. Дети чаще всего допускают шалости на малосодержательных и плохо организованных уроках, и именно в этих случаях учителю приходится прибегать к мерам внешнего дисциплинирования - замечаниям, записям в дневнике и т.д. Все это необходимо учитывать и заботиться о том, чтобы соблюдение правил поведения было естественным следствием интереса учащихся к овладению знаниями, увлекательности учебных занятий, заботы учителя об улучшении успеваемости.
Организация познавательной деятельности учащихся по осмыслению правил дисциплины и культуры поведения и формированию сознательного отношения к их соблюдению. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения обусловливает необходимость проведения содержательной морально-когнитивной деятельности, развития у учащихся понимания и сознательного отношения к выполнению своих школьных обязанностей и правил внутреннего распорядка. Эта задача решается прежде всего в процессе и средствами учебной работы, поскольку изучаемый материал содержит немало положений, фактов и примеров, раскрывающих сущность дисциплинированности и ответственного отношения личности к выполнению своих обязанностей.
В то же время большое значение имеет разъяснение правил поведения в системе внеклассной работы (беседы, собрания, классные часы и т.д.).Тематика этой работы может включать в себя следующие вопросы: "Что такое дисциплина?", "Об обязанностях и дисциплине учащихся", "В чем выражается культура поведения школьника?", "О требовательности к себе как средстве формирования дисциплины и культуры поведения", "О роли самооценки и самоконтроля в формировании культуры поведения" и др.
Усвоение правил и требований дисциплины создает у учащихся соответствующие психологические установки в поведении, побуждает их сравнивать свои действия и поступки с моральными нормами, способствует формированию взглядов и убеждений, которые становятся действенными стимулами развития нравственного сознания и соблюдения правил дисциплины и культуры поведения.
Выработка у учащихся навыков и привычек соблюдения дисциплины и культуры поведения. Органической частью воспитания дисциплинированности и культуры поведения является выработка у учащихся практических умении и навыков, связанных с соблюдением правил внутреннего распорядка школы и выполнением своих обязанностей. Для этого, как справедливо утверждал А.С.Макаренко, необходима организация упражнений в "правильном поступке". Эти упражнения осуществляются, когда четко и организованно проводятся учебные занятия, поддерживается надлежащий порядок на уроках и во время внеклассной работы, практикуются так называемые "минутки тишины" и т.д. Специальные упражнения иногда необходимы, чтобы приучить детей правильно сидеть в классе, поднимать руку при желании обратиться к учителю, спокойно выходить из класс и занимать своё место после перемены.
В некоторых школах для приучения к точности различных видов внеклассной работы назначают, например, не на 13 часов, а на 12 часов 47 минут с тем, чтобы учащиеся следили за временем. В ряде случаев устанавливается дежурство учащихся у входа в школу, в гардеробе, коридорах. Дежурные наблюдают за порядком и дисциплиной, предупреждают об излишней резвости отдельных учащихся, что постепенно приучает их соблюдать чистоту и надлежащую тишину, шлифует культуру поведения.
В процессе воспитания дисциплины и культуры поведения у учащихся нередко обнаруживаются те или иные недочеты и отставание в развитии отдельных сторон их морального формирования. В этих случаях необходимо использовать методику выдвижения и решения ведущих воспитательных задач, которая позволяет преодолевать указанные недочеты и "выравнивать" нравственное формирование учащихся. В качестве таких ведущих задач может выступать совершенствование культуры общения, воспитание требовательности к себе, самокритичности и других качеств.
Осмысливая методические основы формирования у учащихся сознательной дисциплины и культуры поведения, как и развития других нравственных качеств, следует обратить внимание на то, что в процессе этой работы возникает необходимость использования всей системы методов воспитания: убеждения, положительных примеров, упражнения, одобрения, осуждения, предъявления требований и др.