Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Какие педагогические средства и методические подходы способствуют организации и формированию воспитательного коллектива?



Воспитательный коллектив создается и развивается в процессе включения учащихся в разнообразные виды деятельности. В этом смысле средствами воспитания коллектива выступают: различные формы учебной работы в школе, внеклассная работа, трудовая, художественно-эстетическая, культурно-массовая и спортивно-оздоровительная деятельность.

В процессе организации указанных видов деятельности для воспитания и развития ученического коллектива используется специфическая система педагогических методов, которая включает в себя:

— умелое предъявление требований к учащимся;

— организацию ученического самоуправления и оказание ему помощи в работе;

— постановку увлекательных перспектив в учебной, трудовой, культурно-массовой, спортивно-оздоровительной и других видах деятельности учащихся;

— формирование общественного мнения и здорового психологического микроклимата в коллективе;

— накопление и развитие положительных традиций коллективной жизни.

Обратимся к рассмотрению методических основ воспитания ученического коллектива

 

1. Методика предъявления требований к учащимся на начальной стадии формирования воспитательного коллектива. Успешность создания коллектива во многом зависит от первоначальных вкладов в его организацию. Большую роль в этом играет методика умелого предъявления требований к учащимся. Какие же положения имеют здесь существенное значение?

Первое. С первых дней занятий необходимо четко определить нормы и правила поведения, которые должны соблюдать учащиеся. Спокойно, без излишней назидательности и повышения голоса, но достаточно внятно нужно разъяснить учащимся, как следует вести себя в школьном помещении, на уроках и переменах, как относиться к выполнению домашних заданий, как общаться друг с другом, обращаться к учителям и т.д. Такой разговор с учащимися по закону импринтинга (первого запечатления) оказывает на них сильное внушающее воздействие и влияет на их поведение. Суть этого воздействия состоит в том, что учащиеся сразу обнаруживают недочеты в своем поведении, и у них появляется потребность в соблюдении предъявляемых к ним требований. К тактичному предъявлению требований необходимо прибегать и в дальнейшем, побуждая учащихся к нравственному развитию и преодолению имеющихся недостатков.

Второе. В методике предъявления требований большое значение имеет приучение учащихся к соблюдению установленных в школе норм и правил, организация "упражнений в правильном поступке" (А.С.Макаренко). Следует, в частности, приучать к тому, чтобы они не опаздывали на занятия, поддерживали порядок на уроке и переменах, бережно относились к учебникам и школьному оборудованию и т.д. Приучать нужно практически ко всему: и как сидеть за партой, и как стоять, когда учитель вызвал отвечать на вопросы, и как садиться на место, и как удерживать себя от разговоров, излишней резвости и т.д.

Третье.Нужно соблюдать меру в предъявлении требований. К.Д.Ушинский писал: "Приучите дитя сначала повиноваться 2-3 легким требованиям, не стесняя его самостоятельности ни множеством, ни трудностью их... Если, стеснив дитя разом множеством правил, вы вынудите его к нарушению того или другого из них, то сами будете виноваты, если приводимые вами привычки не будут укореняться...".

Четвертое. Предъявляя требования, необходимо учитывать настроение учащихся, их отношение к тем или иным событиям, явлениям коллективной жизни, опираться на их преобладающие оценки этих событий, явлений и на этой основе постепенно повышать уровень педагогических требований.

Как же сказывается на создании коллектива умелое предъявление требований? Вполне понятно, что если требования учителей и классных руководителей выполняются, это организует поведение учащихся, вносит в жизнь и деятельность коллектива элементы сплоченности, ощущение определенных успехов и положительных сдвигов в его развитии.

2. Организация ученического самоуправления и воспитание актива. Большое влияние на деятельность и здоровое сплочение учащихся оказывает наличие в коллективе инициативного, работоспособного и авторитетного самоуправления. В состав органов самоуправления обычно входят наиболее активные члены коллектива и составляют, по определению А.С.Макаренко, его "сплачивающее ядро". Это старосты классов, кружков, члены ученического комитета школы и другие учащиеся, выполняющие те или иные постоянные или временные общественные поручения. Важное значение имеют расширение актива, его сменяемость и преемственность. Чтобы актив целенаправленно содействовал развитию и укреплению ученического коллектива, с ним надо проводить специальную воспитательную работу.

Содержание этой работы включает в себя: а) инструктирование членов самоуправления и разъяснение их обязанностей; б) оказание помощи в разработке намеченных видов внеклассной работы (собраний, бесед, экскурсий и т.д.), а также в их подготовке и проведении; в) организацию обмена опытом проводимой работы; г) поддержание с активистами близких, доброжелательных отношений с тем, чтобы они действительно выступали в качестве деятельного сплачивающего центра коллектива.

3. Закон движения (развития) коллектива. Организация перспективных устремлений учащихся. А.С.Макаренко сформулировал закон движения коллектива, суть которого состоит в том, что коллектив только тогда развивается, укрепляется и оказывает действенное формирующее влияние на учащихся, когда он постоянно движется вперед, добивается все новых и новых успехов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Вот почему такое большое значение в системе коллективного воспитания имеют организация перспективных устремлений учащихся, постановка увлекательных и все более усложняющихся целей. А.С.Макаренко писал: "Я убежден, что если перед коллективом нет цели, то нельзя найти способа его организации".

Важную педагогическую роль целей и перспектив в методике организации и воспитания коллектива можно понять с точки зрения физиологической теории П.К.Анохина об опережающем отражении действительности в поведении человека. Согласно этой теории, каждый человек строит планы на будущее, стремится к росту, живет надеждами и ожиданиями предстоящих успехов. Недаром А.С.Макаренко называл перспективы завтрашней радостью.

Перспективы могут быть близкими, средними и дальними. Они прежде всего должны охватывать сферу учебной работы. Ученик, твердо выучивший урок, идет в школу с хорошей перспективой, следовательно, нужно помочь ему этот урок выучить. В качестве перспектив могут выступать подготовка и проведение предметных вечеров, утренников, конкурсов, викторин, различных праздничных мероприятий, экскурсий, походов, а также организация "практических дел" учащихся по методике профессора И.П.Иванова.

4. Формирование в коллективе здорового общественного мнения. Педагогика параллельного действия. Весьма важную роль в методике воспитания коллектива играет формирование у учащихся здорового общественного мнения, осмысленного отношения к различным событиям и явлениям, происходящим как в школе, так и в обществе. Под общественным мнением понимается преобладающая оценка, которая формируется у учащихся по отношению к различным явлениям и событиям коллективной жизни. Разумеется, это оценочное мнение может быть здоровым или иметь негативную направленность и быть неверным.

Здоровое общественное мнение формируется в процессе организации содержательной жизни и деятельности коллектива, на фоне которой учащиеся осмысленно и с учетом моральных требований оценивают как успехи, так и недостатки в своей работе и стремятся к преодолению последних. Если, например, в классе хорошая успеваемость и учащиеся стремятся к закреплению этих успехов, они достаточно критично и принципиально оценивают недочеты в учебной работе отдельных одноклассников. Но такой критичности, как правило, не бывает в классе, в котором многие учащиеся успевают слабо и не проявляют должной старательности в учении.

Благодаря наличию в коллективе здорового общественного мнения реализуется положение А.С.Макаренко относительно "педагогики параллельного действия", суть которого в следующем: при наличии здоровых и принципиальных товарищеских отношений в среде учащихся всякое воздействие на коллектив оказывает воспитательное влияние на отдельных его членов и, наоборот, воздействие на отдельных учеников влияет на весь коллектив. Именно на этой стадии развития коллектива проявляется его зрелость, исчезает почва для возникновения круговой поруки и узкогрупповых интересов отдельных учащихся, и он выступает как субъект воспитания, т.е. достигает третьей стадии своего развития.

5. Накопление и развитие положительных традиций совместной деятельности учащихся. В организации и воспитании коллектива большое значение имеет накопление и развитие складывающихся в нем традиций. "Ничто так не скрепляет коллектив, - отмечал А.С.Макаренко, - как традиции. Воспитать традиции, сохранить их - чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. Школа, в которой нет традиций... не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал... это школы, которые накопили традиции".

В школах широко поддерживаются такие праздничные традиции, как "День встречи первоклассников", "Последний звонок выпускникам школы", праздник "За честь школы", неделя книги, неделя сада и т.д. Особую роль в коллективном воспитании играют также будничные, деловые традиции: четкое начало в строго назначенное время всех проводимых в школе мероприятий, традиционные утренники, встречи с бывшими выпускниками школы и др.

При правильно организованной работе по воспитанию коллектива, развитию самодеятельности, демократизма и здорового общественного мнения учащихся в нем формируется определенный стиль и тон жизни и деятельности. Наиболее существенными психолого-педагогическими и нравственными чертами этого стиля и тона выступают: мажор, оптимизм, высокая содержательность и духовность коллективной жизни, развитие чувства собственного достоинства и защищенности каждого учащегося, активность и самодеятельность во всех совместных начинаниях, развитие способностей и творческих задатков. В этом смысле, по утверждению В.М.Коротова, проявляются три важнейшие функции коллектива: организаторская, стимулирующая, нравственно-формирующая и личностно-развивающая.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.