Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Из чего исходит научная педагогика, разрабатывая цели воспитания?



В мировой педагогике распространен абстрактно-философский подход к определению целей воспитания, которые, как правило, носят характер благих пожеланий и не имеют необходимой детерминации.

Немецкий педагог В.Рейн (1847-1929), например, писал о том, что "воспитатель должен вырабатывать из воспитанника истинно хорошего человека, умеющего с пользой работать для своего народа, человека добросовестного и искреннего..." Подобную мысль высказывал и американский психолог и педагог Э.Торндайк (1874-1949). "Воспитание в целом, - отмечал он, - должно развивать в человеческом существе благожелательность к людям... Эти цели воспитания вообще - доброжелательное отношение к людям, устроение полезной и счастливой жизни, стремление к благородным, чистым наслаждениям - это в то же время и в частности конечные цели школьного воспитания".

Видимо, возражать против подобных целей воспитания вряд ли возможно. Но они сформулированы слишком общо, без необходимой аргументации.

Некоторые же педагоги вообще пытались отрицать необходимость определения целей воспитания. Например, американский философ и педагог Д.Дьюи (1859-1952) утверждал, что развитие человека фатально обречено наследственными инстинктами, и всякие попытки ставить перед воспитанием общественные цели он квалифицировал как проявление первобытной магии. Он предлагал осуществлять воспитание, целиком следуя за инстинктивными влечениями детей.

Не следует, однако, думать, что разработка целевых установок воспитания полностью зависит от субъективных позиций и взглядов ученых-педагогов. Есть глубинные объективные факторы, которые в конечном итоге оказывают определяющее влияние на решение этой сложной, проблемы. Именно из этих факторов и исходит научная педагогика при разработке целей воспитания, исследуя общественно-экономические и личностные детерминанты, которые оказывают решающее влияние на направленность этих целей. Какую же эволюцию претерпели и претерпевают цели воспитания, если рассматривать их с историко-педагогической точки зрения?

 

3. Чем было обусловлено одностороннее воспитание в эпохи домашинного производства?

Исследуя объективные предпосылки, которые так или иначе влияли на цели воспитания в различные эпохи, научная педагогика связывает их направленность с требованиями общественного производства. Именно характер и уровень развития производства, а также те отношения, которые складываются между людьми в системе этого производства, в конечном итоге и обусловливают соответствующие цели воспитания.

Обозревая историческую эволюцию воспитания, ученые не могли не обратить внимания прежде всего на его особенности в эпохи домашинного производства. Они установили, что в этот период воспитание по-разному осуществлялось по отношению к высшим и низшим сословиям общества, но и в том, и в другом случае оно носило односторонний и дуалистический характер. Высшая, аристократическая прослойка общества целиком посвящала себя интеллектуально-духовной деятельности и чуждалась физического труда. Уделом же большинства населения был малопроизводительный и тяжелый физический труд, по существу лишенный серьезного интеллектуального содержания. Этот разрыв между интеллектуальным и физическим трудом, которым занимались различные сословия людей, и обусловливал односторонний характер их воспитания и развития.

В этом нельзя усматривать лишь одну негативную сторону. Освобождение части людей от изнурительного и малопроизводительного труда позволяло им заниматься наукой, искусством, развивать духовную жизнь, которые достигли значительного расцвета уже в античном обществе и, в частности, в Древней Греции. Здесь впервые зарождается и идея о необходимости всестороннего развития личности, высказанная Платоном и нашедшая свое выражение в формуле "калокагатхии" (от греч. kalós - прекрасный, agathós - добрый).

Педагог М.М.Рубинштейн писал: "Вера в тесное единство добра, истины, красоты, освященное святостью, дала Платону полную возможность и право... требовать всестороннего гармонического развития человека".

Однако эта идея носила ограниченный характер и включала в себя главным образом интеллектуальное и эстетическое формирование личности и развитие культуры тела. Прославленный древнегреческий идеал "гармонической личности", как писал философ В.П.Тугаринов, не требовал ни духовного богатства, ни тем более нравственной чистоты, но предъявлял большие требования к эстетическому и физическому совершенству.

В период средневековья идея о всестороннем развитии личности была предана забвению и на первый план в воспитании стал выступать религиозный аскетизм как средство поддержания божественного благочестия. Выдвинутая вновь в эпоху Возрождения Т.Мором и Т.Кампанеллой, а затем французскими просветителями XVIII в. К.-А.Гельвецием, К.Дидро, Ж.-Ж.Руссо и другими, эта идея, однако, не могла получить своего практического осуществления, ибо для этого не было соответствующих общественно-экономических предпосылок. Такие предпосылки сложились только с развитием машинного производства.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.