Как особая наука педагогика из системы философских знаний была выделена английским естествоиспытателем Ф.Бэконом (1561-1626). В трактате "О достоинстве и увеличении наук" (1623) среди других отраслей знания, достойных быть самостоятельными научными дисциплинами, он назвал и педагогику, под которой понимал "искусство обучения чтению". Это было не только признанием ее исключительно важного значения в развитии общества, но и способствовало ее более интенсивному последующему развитию.
Немаловажным стимулом для развития педагогики явилось также создание специальных учебных заведений по подготовке учителей. В 1732 г., в частности, открывается первая учительская семинария в Германии (г. Штеттин). В это же время начинается подготовка учителей в России при созданной Петром I Академии наук. В 1779 г. учреждается педагогическая учительская семинария при Московском университете, а в 1804 г. в России открываются педагогические институты, в которых слушателей в той или иной мере приобщали к педагогическим знаниям. В 1840 г. вначале в российских педагогических институтах, а в 1850 г. и в университетах учреждаются кафедры педагогики.
Весьма существенным является вопрос о том, что следует считать предметом исследования педагогики. Для его осмысления необходимо иметь в виду, что даже в некоторых учебных пособиях он освещается не совсем верно. В частности, иногда считается, что поскольку педагогика разрабатывает проблемы воспитания, значит, и предмете ее исследования является воспитание. Но это не совсем так. Дело в том, что хотя педагогика действительно раскрывает теоретические идеи и закономерности воспитания эти идеи и закономерности из самой воспитательной деятельности как таковой непосредственно не вытекают. Он обусловливаются сущностью и закономерностями развития и формирования человека как социального существа, а также теми требованиями к его подготовке, которые задаются обществом.
В этой связи обратим внимание на то, как разрабатывали педагогику ее виднейшие деятели - Я.А.Коменский, Дж. Локк, Ж.-Ж.Руссо и др. Они прежде всего стремились уяснить, как развивается растущий человек, в чем состоит сущность этого развития, и лишь на этой основе освещали цели, содержание и методику воспитания.
Вот почему более правильным будет считать, что предметом педагогики является исследование сущности и закономерностей развития человеческой личности и разработка на этой основе теоретических и методических проблем воспитания как специально организованного педагогического процесса.
Об этом еще в 50-е гг. писал А.Ф.Протопопов: "Предметом... педагогики следует считать не воспитание, образование, обучение как деятельность, что принято в нашей педагогической литературе, а процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания".
Здесь уместно обратить внимание на то, что свой фундаментальный педагогический труд К.Д.Ушинский назвал так: "Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии", указывая на то, что именно человек, его развитие и формирование должны находиться в фокусе педагогических исследований и определять теоретические и методические подходы к его воспитанию.
К проблемам, которые исследует педагогика, относятся:
— изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности;
— определение целей воспитания;
— разработка содержания воспитания;
— исследование методов и форм организации учебно-воспитательной деятельности.
5. Какие виднейшие деятели западноевропейской и отечественной педагогики внесли значительный вклад в развитие педагогической теории?
Подъем в развитии педагогической теории, начавшийся в эпоху Возрождения, продолжался и в последующее время и ознаменовался появлением в западноевропейской и отечественной педагогике ряда крупных ее деятелей, создавших оригинальные теоретические концепции воспитания. Это - Дж. Локк (1632-1704) в Англии, Ж.-Ж.Руссо (1712-1778) во Франции, Г.Песталоцци (1746-1827) в Швейцарии, И.Гербарт (1776-1841) и А.Дистервег (1790-1866) в Германии, Симеон Полоцкий (1629-1680), М.В.Ломоносов (1711-1765), Л.Н.Толстой (1828-1910) в России и др.