Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПЕДАГОГИКА. Краткий курс



Харламов Иван Фёдорович

 

Учебное пособие представляет собой своеобразный конспект учебника "Педагогика", за который в 2000 г. И.Ф.Харламову присуждена Государственная премия Республики Беларусь. Материал даётся в виде основных вопросов по каждой теме (главе) и сжатых (конспективных) ответов на каждый из этих вопросов. Конспект не заменяет основной учебник. Его назначение облегчит работу студентов по активному воспроизведению и повторению изученного материала.

 

Для студентов высших учебных заведений педагогических специальностей.

СЛОВО АВТОРА К СТУДЕНТАМ

 

Уважаемые друзья!

Данное пособие представляет собой своеобразный конспект неоднократно переиздававшегося нормативного курса педагогики для студентов педагогических специальностей высших учебных заведений. Последнее его издание вышло в 2000 г. в Москве в качестве учебного пособия с грифом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации (изд-во "Гардарики") и в 2002 г. в Минске (изд-во "Университетское") в качестве учебника для студентов педагогических специальностей вузов.

Будучи преподавателем педагогики в университете, я постоянно размышляю над тем, как сделать изложение этой важнейшей для будущих учителей науки более содержательным и популярным и добиться ее более обстоятельного осмысления и усвоения. Все это побуждает меня в каждое' новое издание курса вносить определенные изменения и усовершенствования. Особое внимание я обращаю на то, чтобы придать ему более логичный и более компактный вид и тем самым облегчить овладение теоретическими и методическими основами педагогической деятельности.

Решение этой проблемы является весьма не простым делом, так как изложение педагогики сводится не только к раскрытию теоретических идей обучения и воспитания. Важное значение имеют убедительная аргументация этих идей фактическим материалом, широкое использование практического опыта учительской деятельности, что уже само по себе создает препятствия для придания курсу большей компактности.

Педагогика содержит много описательного материала, овладение которым требует работы не только мысли, по и памяти. Взять, например, проблему методов обучения. Для их усвоения нужно прежде всего осмыслить сущность самого понятия методы обучения, потом раскрыть их классификацию и номенклатуру, которая содержит более 18 методов. Далее необходимо усвоить специфику » каждого метода обучения и дидактические приемы их использования. Понимание этих вопросов студентам дается легко. Трудность состоит в том, чтобы, по словам самих студентов, овладеть этим пространным описательным материалом или, проще говоря, запомнить его.

Далеко не все студенты справляются с этой задачей, что ведет не только к слабому усвоению педагогики, но и к снижению интереса к ее изучению. Вот почему данная проблема волнует меня уже много лет. Попытки решить ее путем повышения научного уровня и содержательности учебных пособий не приводят к желаемым результатам. Объем пособий по-прежнему остается слишком большим и, как правило, занимает 500-600 страниц. Постепенно я стал приходить к выводу, что именно с этим связаны и сложность изучения, и слабые знания студентов по педагогике. В самом деле, чтобы только прочитать по учебнику такой объемный материал, требуется не менее четырех-пяти дней. Но ведь это чтение связано главным образом с осмыслением и пониманием изучаемого материала. Однако понимание еще не есть знание. Знанием оно становится только тогда, когда осмысленный и понятый материал подвергается неоднократному активному воспроизведению. Но как раз этого воспроизведения многие студенты и не осуществляют. Для этого у них нет достаточного времени, особенно перед экзаменами.

Какой же должен быть выход? Может быть, нужно и дальше продолжать работу по сокращению объема учебных пособий и учебников? Указанная задача, безусловно, должна решаться. Однако и для сокращения есть свои пределы.

Учебный, или нормативный, курс педагогики в достаточно полном объеме отражает содержание педагогической науки и является основным источником знаний для будущих учителей в процессе ее изучения в системе лекционных, семинарских и практических занятий. Но когда хорошо проштудирован учебник или учебное пособие, а это весьма необходимо, - студенту нужен более или менее добротный их конспект как компактное пособие для активного воспроизведения и прочного усвоения изучаемого материала. По такому пособию-конспекту можно не только быстрее, полнее и точнее воспроизводить изучаемый материал, но и повторять его и тем самым лучше овладеть его структурой и логикой изложения. В то же время подобный конспект создает предпосылки для действенного самоконтроля за качеством овладения теоретическими и методическими знаниями по вопросам обучения и воспитания, без чего учебная работа не может быть эффективной.

Указанные соображения и побудили меня к созданию данного учебного курса. Однако подчеркну еще раз: он отнюдь не заменяет учебника, который должен быть основным источником педагогических знаний для будущих учителей. Его назначение состоит в том, чтобы облегчить работу студентов по активному воспроизведению и повторению изучаемого материала с целью прочного усвоения. В этом качестве он может использоваться в ходе текущего изучения педагогики в системе лекционных и семинарских (практических) занятий, а также при подготовке к экзаменам.

Назначение пособия наложило отпечаток на особенности изложения материала, который дается в виде основных вопросов по каждой теме (главе) курса педагогики и сжатых (конспективных) ответов на каждый из этих вопросов. Это придает изложению проблемный характер и делает его более логичным и выразительным. Не приводятся также ссылки на цитированные первоисточники, поскольку они имеются в учебнике, конспектом которого является пособие.

Буду считать свой труд по созданию компактного учебного курса вполне успешным, если он облегчит студентам изучение педагогики и поможет лучше подготовиться к сдаче экзаменов по этой весьма важной и интересной дисциплине.

 

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПЕДАГОГИКИ

 

Овладение любой научной дисциплиной требует обстоятельного осмысления общетеоретических идей и положений, которые лежат в основе развития соответствующей отрасли знания и без усвоения которых иногда невозможно глубоко понять науку вообще. Вот почему в вузах изучаются даже специальные учебные курсы, которые вводят студентов в теоретические проблемы той или иной науки. Есть такой курс и в составе педагогических дисциплин - "Введение в педагогику". Иногда он изучается как особая научная дисциплина, иногда же выступает как начальный раздел общего курса педагогики. Но и в том, и в другом случае в нем раскрываются основные факторы развития педагогической науки, ее предмет, методологические основы, а также те детерминанты, под влиянием которых разрабатываются цели воспитания, его сущность и общие подходы к осуществлению этого сложнейшего процесса. Эти вопросы и освещаются в данном разделе.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.