Пытаясь более конкретно представить сущность воспитания, американский педагог и психолог Э.Торндайк писал: "Слову воспитание придают различное значение, но всегда оно указывает на изменение... Мы не воспитываем кого-нибудь, если не вызываем в нем изменений".
Как уже отмечалось, благодаря своей творческо-преобразующей деятельности (труду, познанию и т.д.) люди накапливают знания в различных областях жизни и науки, приобретают разнообразные практические умения и навыки, способы творческой деятельности, а также развивают социальные и духовные отношения, что в совокупности принято называть общественным опытом, или человеческой действительностью. Как подчеркивается в философии, развитие человека как социального существа, как личности и происходит только путем "присвоения" человеческой действительности. Собственно, само воспитание возникло и совершенствовалось как необходимое и важнейшее средство "присвоения" подрастающими поколениями этой действительности.
Как осуществляется указанное "присвоение"?
Различные компоненты общественного опыта: знания, практические умения и навыки, способы творческой деятельности, социальные и духовные отношения, создавались трудом и творческими усилиями многих поколений людей. Следовательно, в названных компонентах общественного опыта опредмечена соответствующая деятельность людей: познавательная, трудовая, творческая, социальная и духовная.
Все это важно для понимания сущности воспитания. Чтобы подрастающее поколение могло "присвоить" этот опыт или овладеть им, ему необходимо распредметить его, т.е. в той или иной мере воспроизвести, повторить заключенную в его различных компонентах деятельность (познавательную, трудовую и т.д.) и, приложив творческие усилия, обогатить его и уже в более развитом виде передать своим потомкам. Только через механизмы собственной деятельности, собственных творческих усилий человек овладевает общественным опытом. Учащемуся нельзя передать или, как иногда говорят, транслировать звания, тем более выработать у него практические умения и навыки, если не включить его в познавательную, практическую и другие виды деятельности.
Это легко показать на таком примере. Чтобы учащиеся овладели теоремой Пифагора по геометрии, им необходимо в той или иной форме распредметить, воспроизвести и повторить (разумеется, в более свернутом виде) те познавательные действия, которые в свое время осуществил ученый, доказывая эту теорему. Только с помощью соответствующих видов деятельности учащиеся овладевают и другими компонентами общественного опыта. В этом состоит одна из важных сущностных характеристик воспитания.
Имея в виду деятельностный характер воспитания, К.Д.Ушинский писал: "...Почти все ее (педагогики. – И.Х.) правила вытекают посредственно или непосредственно из основного положения: давайте душе воспитанника правильную деятельность и обогатите его средствами к неограниченной, поглощающей душу деятельности".
Обратим, однако, внимание на то, что Ушинский указывает не только на необходимость обеспечить "душе воспитанника правильную деятельность", но и на "обогащение его средствами к неограниченной, поглощающей душу деятельности". Это весьма важное положение. Дело в том, что личностное развитие человека зависит не только от самого факта участия его в деятельности, но главным образом от отношения к этой деятельности и степени проявляемой им активности. Ведь можно, например, трудиться, как и учиться, без всякого желания, как говорят, спустя рукава. Такой труд и учение не только не приводят к успеху, но иногда и формируют к ним негативное отношение, что отнюдь не будет способствовать позитивному развитию личности.
Все это ставит перед каждым педагогом задачу - постоянно стимулировать своих питомцев к организуемой деятельности и формировать к ней положительное отношение. Именно деятельность и положительное отношение к ней выступают в качестве сущностной характеристики воспитания и личностного развития учащихся.
Приведенные суждения, на наш взгляд, достаточно четко раскрывают педагогическую сущность воспитания и позволяют подойти к аргументированному определению его как научного понятия. Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования (активизации) разнообразной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.
Указанный подход к трактовке развития личности и ее формирования получил название деятельностно-отношенческой концепции воспитания. Сущность этой концепции, как показано выше, состоит в том, что только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность (отношение) к этой деятельности, можно осуществлять его действенное воспитание. Именно в этом состоит подлинная сущность этого сложнейшего процесса.
3. Что означает понятие воспитания в широком и узком смысле?
Для осмысления сущности и путей осуществления воспитания важное значение имеет уяснение тех специфических способов, с помощью которых воспитуемые овладевают различными компонентами общественного опыта. Даже не очень сведущему в педагогике человеку нетрудно понять, что для овладения знаниями, практическими умениями и навыками, а также способами творческой деятельности учащихся необходимо включать в активную учебно-познавательную деятельность и специально обучать их.
Иную специфику имеет формирование у личности социальных и духовных отношений (гражданственности, патриотизма, мировоззрения, художественно-эстетических взглядов, вкусов, убеждений и т.д.). В процессе обучения учащиеся овладевают главным образом знаниями (идеями) о сущности и содержании этих отношений. Но отношения, кроме знаний (идей), включают в себя сложнейший комплекс потребностей, чувств, взглядов, убеждений и привычек поведения, и для их формирования требуется специфическая и разнообразная воспитательная работа.
Указанные особенности воспитательного процесса в целом повлекли за собой ряд его специфических трактовок. В частности, выделяются понятия: "воспитание в широком смысле", или "образование", "обучение", и "воспитание в узком смысле". В чем состоит сущность этих понятий?
Когда воспитание обозначает весь процесс всестороннего развития личности и включает в себя как овладение знаниями, умениями и навыками, так и формирование у нее социальных и духовных отношений, оно трактуется в широком значении. Когда речь идет об овладении знаниями, умениями и навыками под руководством педагога, этот процесс называют обучением. Формирование же у растущей личности социальных и духовных отношений обозначается понятием воспитание в узком смысле. С этой точки зрения целостный процесс воспитания в его широком и узком смысле можно представить в виде следующей схемы:
Выделение в общем воспитательном процессе его специфических сторон - обучения и воспитания в узком смысле - во многом носит условный характер. В реальной педагогической деятельности они органически связаны между собой и проникают друг в друга.
"Понятие научение относится как к сфере обучения, так и к сфере воспитания, поскольку оно содержит в себе существенные признаки образования индивидуального опыта... Ни один из первоначальных этапов воспитания - умственного, нравственного и эстетического - не осуществляется помимо научения соответствующим актам поведения и регулирования действий", - писал Б.Г.Ананьев.
Отсюда следует, что нельзя осуществлять действенного воспитания без хорошо поставленного обучения, равно как и нельзя успешно обучать без умелого воспитания. Поскольку развитие (образование) личности происходит в неразрывном единстве обучения и воспитания (в узком смысле), эти процессы имеют ряд общих закономерностей.