Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Какими особенностями характеризуется развитие и воспитание учащихся-подростков?



Этот возраст иногда называют переходным от детства к юности, а подростка квалифицируют как полуребенка или полувзрослого. Как полувзрослый он ощущает быстрый рост физических и духовных сил, как полуребенок он еще ограничен в своих возможностях удовлетворять возникающие у него новые потребности и запросы. Этим объясняется сложность и противоречивость их характера, поведения и развития, за что этот возраст в педагогическом отношении иногда считается трудным.

Отрыв от детства и приближение к взрослому состоянию отчетливо проявляются в своеобразных чертах физического и духовного развития подростков. Физическое развитие сопровождается интенсивным развитием костной системы, ростом мышечной силы, усилением деятельности гипофиза и щитовидной железы, однако оно характеризуется неравномерностью роста: конечности растут быстрее, развитие туловища несколько отстает, что обусловливает определенную неуклюжесть их движений.

Наблюдается неравномерность самого роста: в отдельные периоды он происходит то слишком быстро, то замедляется. Отмечаются диспропорции в развитии сердечно-сосудистой системы: сердце растет быстрее, развитие же сосудов несколько отстает, что влечет за собой нехватку кислородного питания организма.

Интенсивное физическое развитие и диспропорции в развитии сердечно-сосудистой системы вызывают возрастание энергии, стремление к подвижности и активной деятельности, к разнообразию дел и начинаний, а отсутствие необходимого опыта и умения правильно рассчитывать свои силы и возможности часто гасит эту энергию и активность и приводит к тому, что, не завершив одного дела, подростки принимаются за другое. В процессе воспитания, естественно, нужно поддерживать их стремление к деятельности, приучать к тщательному взвешиванию своих сил и к проявлению необходимых усилий для завершения начатого дела.

Заметное влияние на их деятельность и поведение оказывает дальнейшее развитие мозга и нервно-психической системы в целом, а также поступление в кровь новых гормонов, вырабатываемых органами внутренней секреции (половых желез и т.д.). Появляются интимные переживания, интерес к другому полу. Все эти процессы то повышают, то понижают их жизненный тонус и сопровождаются чередованием то хорошего настроения, то некоторой замкнутости, то подъемом активности, то ее упадком, что может быть причиной раздражительности, конфликтов с товарищами и учителями и определенных срывов в поведении (ссоры по мелким вопросам, проявление упрямства и т.д.). Все это весьма осложняет процесс воспитания и требует от педагогов особой чуткости, тактичности и деликатности как в повседневном общении с учащимися, так и в реагировании на их действия и поступки в острых ситуациях.

Значительные сдвиги по сравнению с младшими школьниками происходят в познавательной деятельности подростков. Они уже не удовлетворяются внешней описательностью изучаемых явлений и фактов, а стремятся вникать в них сущность, глубоко осмысливать заключенные в них причины и следствия и, как правило, критически относятся к тем из сверстников, которые по ряду причин иногда прибегают к механическому заучиванию материала. В этой связи развитие мышления, сообразительности, логической памяти, а также творческих способностей должно быть определяющим направлением в обучении. Основой активизации этого сложнейшего процесса является умение учителей развивать потребностно-мотивационную сферу подростков, широко использовать элементы занимательности учебных занятий, а также приемы проблемности в обучении самостоятельного усвоения материала по учебнику и др.

Иначе, чем в младших классах, происходит процесс нравственного формирования и совершенствования подростков Внешняя регуляция поведения их уже тяготит. Оно базируется главным образом на тех правилах, необходимость которых осмыслена и принимается ими, как говорят, внутренне. Иногда у подростков вырабатываются собственные принципы поведения. Превыше всего они ценят справедливость, искренность и соблюдение моральных требований в жизни и деятельности человека. Весьма критично относятся к лицемерию, беспринципности, эгоизму, своекорыстию и стяжательству. В этом отношении у многих из них есть свои идеалы в лице литературных героев, общественных деятелей, других известных людей. На этой основе у подростков развивается моральная критичность к людям, в том числе и к отдельным учителям, а также появляются элементы самооценки и самокритичности.

Нравственное воспитание подростков, безусловно, требует вовлечения их в активную морально-познавательную деятельность, однако они не приемлют поучающе-назидательного подхода. Больший отклик находят у них такие приемы, как обсуждение моральных вопросов, нравственные дискуссии, которые побуждают их к размышлению, самостоятельному осмыслению жизненных принципов и выработке собственных взглядов и убеждений, способствующих зарождению мировоззрения. Очень важно также накопление нравственного опыта подростков, поэтому их морально-познавательная деятельность должна органически сочетаться с включением их в разнообразные виды деятельности практической — труд, общественно полезную работу, культурно-массовые мероприятия, общение в коллективе сверстников и др.

Существенной чертой в личностном формировании подростков являются раздумья о предстоящем жизненном самоопределении, о смысле жизни, о выборе профессии, об утверждении своего достоинства и престижа среди товарищей и окружающих людей. Основной путь к этому - хорошая успеваемость, общественная активность, проявление способностей и достижение успехов в тех или иных видах деятельности. Но как раз в этих вопросах многие подрост- и сталкиваются с трудно решаемыми проблемами. Задача учителей и классных руководителей - действенно помогать им в преодолении встречающихся трудностей. Без этого развитие и воспитание подростков не будет давать надлежащего эффекта, а в иных случаях и приобретать негативную направленность.

Исключительно велика роль личного влияния учителя (классного руководителя) на подростков. Они жадно вглядываются в других людей, ищут образцы идеалов и примеры для подражания. Педагогам нужно воплощать в себе принципы добра, справедливости, гуманности и моральной чистоты, всеми своими действиями и поступками давать пример подросткам для активного самосовершенствования.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.