Если органической частью воспитания в его широком смысле является обучение, то перед педагогикой встают вопросы: в чем состоит сущность этого процесса и как его нужно осуществлять? Теоретическая разработка этих вопросов обусловила развитие в педагогике особой научной дисциплины - дидактики.
Термин дидактика происходит от греческих слов: didacticos - поучающий и didasko - изучающий. "Насколько известно, - писал польский педагог Ч.Куписевич, -термин дидактика был введен в употребление в 1613 году в Германии. Именно тогда Кристоф Хельвиг и Йохим Юнг, анализируя деятельность известного языковеда и сторонника обучения на родном языке Вольфганга Ратке (1571-1635), подготовили "Краткий отчет из дидактики, или Искусство обучения Ратихия". Под дидактикой последний понимал педагогическую дисциплину, которая занимается исследованием теоретических и методических основ обучения.
Фундаментальную научную разработку дидактики впервые осуществил чешский педагог Я.А.Коменский. В 1632 г. он написал на чешском языке, а в 1657 г. выпустил на латинском языке в Амстердаме свой знаменитый труд "Великая дидактика". Большой вклад в разработку дидактики внесли Г.Песталоцци, И.Гербарт, К.Д.Ушинский, В.П.Острогорский, П.Ф.Каптерев. Немало сделали в этой области П.Н.Груздев, М.А.Данилов, Б.П.Есипов, М.Н.Скаткин, Н.А.Менчинская, Ю.К.Бабанский и др.
Для понимания дидактики как научной дисциплины большое значение имеет то, что овладение изучаемым материалом включает в себя три взаимосвязанные стороны: теоретическую (научные факты и их теоретическое обобщение), практическую (умения и навыки применения знаний в различных жизненных ситуациях) и мировоззренческую (взгляды и убеждения). Их усвоение способствует многостороннему развитию и личностному формированию учащихся, что привело к появлению в дидактике специального термина - образование. Упомянутое впервые в XVIII в. в педагогических статьях известного русского просветителя-демократа Н.И.Новикова, это понятие вплоть до середины XIX в. потреблялось как синоним воспитания. Затем оно приобрело самостоятельное значение и стало связываться с обучающе-воспитательным влиянием на формирование личности. В этом смысле под образованием следует понимать овладение личностью определенной системой научных знаний, практических умений и навыков и связанный с ними тот или иной уровень развития ее умственно-познавательной и творческой деятельности (обучающий компонент), а также нравственно-эстетической культуры (воспитательный компонент) которые в своей совокупности определяют ее социальный облик и индивидуальное своеобразие.
Кратко, но весьма выразительно определял сущность образования Н.Г.Чернышевский. Он писал: "Три качества -обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств -необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова".
Поскольку образование формируемой личности происходит в процессе обучения, то дидактику зачастую определяют как теорию обучения и образования, подчеркивая тем самым, что она должна исследовать как теоретические основы обучения, так и его воспитательно-формирующее влияние на умственное, мировоззренческое и нравственно-эстетическое развитие личности.
Какие проблемы исследуются в дидактике?
К основным проблемам, которые разрабатывает дидактика, относятся следующие:
— исследование научно-педагогических основ содержания образования;
— раскрытие сущности, закономерностей и принципов обучения;
— освещение закономерностей учебно-познавательной деятельности обучающихся;
— развитие методов обучения;
— совершенствование и обновление организационных форм учебной работы.
Специфические особенности обучения по отдельным учебным предметам исследуют частные методики, или частные дидактики. Дидактика и частные методики развиваются в тесной связи между собой и обогащают друг друга.