Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Какие общие закономерности лежат в основе воспитания в его широком значении?



Под закономерностями понимаются существенные повторяющиеся и устойчивые связи в воспитательном процессе, которые отражают его глубинные сущностные характеристики и реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности. Закономерности во многом обусловливают инструментовку (методические основы или, как иногда говорят, технологию) осуществления воспитательной деятельности.

 

Рассмотрим важнейшие общие закономерности воспитания и их сущность.

1. Воспитание растущей личности происходит только в процессе включения ее в разнообразные виды деятельности, к которым относятся:

 

— учебно-познавательная и технически-творческая, в процессе которой решаются задачи умственного и технического развития;

 

— гражданско-патриотическая, связанная с гражданским и патриотическим воспитанием;

 

— морально-познавательная и морально-практическая (взаимопомощь в учении, защита слабых, шефство над инвалидами и стариками и т.д.);

 

— художественно-эстетическая, способствующая эстетическому развитию;

 

— спортивно-оздоровительная, обеспечивающая физическое развитие;

 

— общественно полезная и трудовая, формирующая стремление к созидательной деятельности и цементирующая развитие всех других сторон личности.

 

Эта закономерность обусловливается тем, что, как уже отмечалось, личностное развитие человека происходит только в деятельности, в процессе которой он овладевает общественным опытом.

 

2. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности, что также вытекает из сущности (определения) данного процесса. Если человек участвует в организуемой деятельности без желания, эта деятельность не только не развивает его, но, наоборот, может вызывать отвращение к учению, труду и т.д.

П.П.Блонский подчеркивал: "Бесчисленное количество фактов из области воспитания убеждает нас в том, что самое действенное и плодотворное воспитание - такое, которое обращается к собственным силам воспитываемой личности и действует на последнюю не посредством внешнего воздействия, но, так сказать, изнутри... Настоящий воспитатель только тот, кто будит дремлющий в ребенке дух и дает ему силы для настоящего органического развития".

Касаясь этого вопроса, один из философов писал:"... человека нельзя "сделать", "произвести", "вылепить" как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, - но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизмы этой его собственной... деятельности он формируется в то, чем делает его эта (общественная в своей сущности, коллективная) деятельность (труд) и т.д."

Каковы же те внутренние механизмы, опираясь на которые, педагог может стимулировать активность личности в организуемой деятельности, в работе над собой?

С психологической точки зрения первопричиной активности человека являются внутренние противоречия (переживания) между достигнутым и необходимым уровнем развития, которые он испытывает в различных жизненных ситуациях и которые побуждают его к деятельности и к работе над собой. К примеру, учащийся, попадая в более культурную языковую среду, замечает и эмоционально переживает свои речевые недостатки, что неизбежно будет побуждать его к их преодолению. Искусство воспитания состоит в том, чтобы создавать педагогические ситуации для возбуждения у учащихся переживания подобных внутренних противоречий и таким образом стимулировать их активность в различных видах деятельности и собственном самосовершенствовании (саморазвитии).

На основе переживания этих внутренних противоречий у личности формируются потребности, мотивы и интересы как стимулы активной деятельности.

Потребность - это психологическое переживание человеком нужды в том, чего ему недостает. Например, недостаток знаний или опыта для решения возникшей проблемы вызывает у него стремление (потребность) в учении.

Мотив как понятие обозначает такое субъективное отношение личности к деятельности, в основе которого лежит сознательно поставленная и определенным образом обоснованная цель. Как отмечал А.Н.Леонтьев, мотив - это сдвиг потребности на цель.

Интерес — это окрашенная положительными эмоциями и прошедшая стадию мотивации потребность, придающая деятельности человека увлекательный характер

Рассмотренные положения показывают, что, развивая только потребностно-мотивационную сферу личности, можно действенно стимулировать ее активность и добиваться высокого эффекта в воспитании.

 

3. В процессе воспитания необходимо проявлять высокую гуманность и уважительное отношение к формируемой личности в сочетании с тактичной требовательностью. Психологической основой этой закономерности является то, что гуманное и уважительное отношение к личности вызывает у нее положительные эмоционально-чувственные переживания, духовный подъем, что и побуждает ее к активной деятельности. В то же время учащийся должен придерживаться определенных норм и правил поведения, и в этом важную стимулирующую роль играют тактичные требования педагога.

В известном смысле можно сказать, что воспитание - это эффект благожелательного взаимодействия, сотрудничества, взаимного доверия, которые устанавливаются между педагогом и воспитанниками. "...Но горе учителю, - писал Н.А.Добролюбов, - который неосторожным своим поведением, проявлением своих страстей перед учениками разрушил то обаяние, которым был окружен в их глазах... Как только нравственное доверие потеряно или поколебалось хоть несколько, тотчас же и слово учителя теряет свою силу..."

 

4. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективу их личностного роста, помогать им добиваться успехов в различных видах деятельности. В основе этой закономерности лежит обоснованная в физиологии (П.К.Анохин) идея о том, что поведение и развитие человека осуществляются по принципу опережающего отражения действительности, т.е. человек в своем сознании заранее предвосхищает (программирует) и способы предстоящей деятельности, и результаты (цели),которых он стремится достичь. В процессе же деятельности он сравнивает совершаемые действия и достигаемые результаты с этой "программой" и в необходимых случаях корректирует их.

Главное, однако, состоит в том, что если человек достигает намеченных целей, он переживает удовлетворение, радость, что поддерживает, а иногда и усиливает его активность в последующей деятельности. Если же поставленные цели не реализуются, он испытывает неудовлетворенность и собой, и своей деятельностью, что порождает неуверенность в работе и резко снижает его активность, если не убивает ее совсем. Подтверждением тому являются факты, когда учащийся, серьезно отставший в учении, испытывает чувство безнадежности и перестает заниматься. В то же время достижение успехов в овладении знаниями, как правило, возбуждает энергию и активность в учебной работе.

 

5. В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся. В воспитании нельзя абстрагироваться от тех трудностей, которые испытывают учащиеся в процессе своего личностного развития. Это развитие требует от них большого физического и нервно-психического напряжения, причем напряжение это усугубляется тем, что им не только необходимо постоянно овладевать новыми способами деятельности, но и зачастую изменять и совершенствовать сложившиеся стереотипы поведения. Естественно, что одни учащиеся указанные трудности преодолевают сравнительно легко, других они приводят к срывам и неудачам. Если эти срывы и неудачи повторяются и приобретают определенную устойчивость, то ожидание радости успехов сменяется разочарованием, что, как правило, ведет к пассивности учащихся и психологическому дискомфорту.

Указанный дискомфорт может усиливаться, если вместо помощи учащийся, как это иногда встречается, подвергается различным проработкам, упрекам и морализированию. Нельзя в этом случае не усматривать определенного смысла в том народном изречении, которое гласит: предположить порок - значит, создать его. П.П.Блонский считал, что в этих случаях нужно бороться не с учеником, имеющим недостатки, а вместе с учеником бороться против его недостатков.

Если, например, школьник отстает в учении, различные упреки и проработки могут совсем отвратить его от занятий. Тут нужна конкретная помощь учителя, чтобы учащийся смог хорошо подготовиться к одному, второму, третьему уроку, получить хорошие оценки, пережить радость от улучшения успеваемости. И так должно быть во всех случаях, когда учащиеся встречаются с серьезными трудностями в своем развитии. Вот этот росток хорошего и может послужить могучим стимулом для повышения активности школьника в учебной деятельности, преодоления своих недочетов и укрепления чувства собственного достоинства.

А.С.Макаренко утверждал, что каким бы плохим в нашем представлении ни был воспитанник, к нему всегда надо подходить с оптимистической гипотезой, выявлять и помогать развивать его способности и задатки и, опираясь на них, создавать условия для преодоления имеющихся у него недостатков. "...Воспитание... человека, - подчеркивал он, - прежде всего, базируется на воспитании его способностей, на развитии его сил, его созидательного творческого актива".

В.А.Сухомлинский высказывал это положение несколько иначе: "Главное - умение подметить в каждом ребенке его самую сильную сторону, добиться того, чтобы "живинка" получила свое претворение и развитие в деятельности... Осознание своего успеха в каком-то одном деле является для ребенка могучим источником нравственного достоинства, источником моральной стойкости и преодоления трудностей в других делах... Ту сферу деятельности, в которой наиболее ярко проявляются интеллектуальные способности ребенка, надо умело использовать для его духовного подъема".

 

6. В воспитании необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Значение этой закономерности проявляется в физической, умственной, нравственной и других сторонах личностного формирования учащихся. Скажем, мышление младших школьников характеризуется конкретностью, в то время как у подростков интенсивно развивается мышление абстрактное, которое достигает весьма высокого уровня обобщенности у старшеклассников.

В младших классах самосознание детей находится на начальном этапе развития, и их личностное формирование происходит преимущественно под непосредственным влиянием учителя. В подростковых же классах, где весьма интенсивно развивается самосознание учащихся, большую роль играет то, в какой мере организуемая деятельность опосредует их самовоспитательную работу.

Не меньшее влияние на процесс воспитания оказывают индивидуальные различия учащихся. Один школьник отличается спокойным, уравновешенным характером, чутко воспринимает замечания и пожелания учителей и сверстников, т.е., как говорят, характеризуется хорошей воспитуемостью. Другой, наоборот, обладает повышенной раздражительностью, свои недостатки объясняет придирчивостью педагогов и одноклассников, что требует в общении с ним особой деликатности, чтобы лишний раз не травмировать его психику.

 

7. Воспитание оказывается более действенным, когда осуществляется в коллективе и поддерживается им. Осмысливая роль этой закономерности, следует иметь в виду по крайней мере два следующих положения.

Первое из них состоит в том, что важной задачей воспитания является формирование у учащихся товарищеских отношений, коллективизма, стремления к взаимопомощи, культуры общения.

Второе положение связано с тем, что воспитание не может быть ограничено лишь непосредственным воздействием педагога на воспитуемых и должно подкрепляться разносторонним влиянием коллектива, в котором они живут и с которым находятся в постоянном взаимодействии. Коллектив обеспечивает свободу и защищенность личности и обогащает ее духовное развитие.

 

8. Воспитание происходит более успешно, если в процессе его обеспечивается единый подход к учащимся со стороны школы и родителей и согласованность их воспитательных усилий. Эта закономерность имеет физиологическую и психолого-педагогическую основу. Имеется в виду, что для формирования устойчивых стереотипов поведения (условных рефлексов, привычек, личностных качеств) требуются определенное постоянство и согласованность разнообразных влияний и воздействий, испытываемых воспитуемым.

Например, если школа будет стремиться воспитывать в детях честность, а в семье они будут свидетелями стяжательства, воровства и недобросовестности, трудно рассчитывать на успех воспитательных усилия школы. Или если один учитель добивается порядка и дисциплины на занятиях, а другой не обращает на это внимания, вряд ли проблема будет решена. А.С.Макаренко отмечал "…ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку… Там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого … подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса".

Таковы общие закономерности воспитания, которые, подчеркнем, относятся как к обучению, так и к воспитанию как процессу формирования социальных и духовных отношений.

 

5. Что следует понимать под принципами воспитания и в каком соотношении они находятся • с его научными закономерностями?

Широкое распространение в педагогике получило понятие принципы обучения и воспитания. Слово принцип в переводе с латинского означает основа, начало. Следовательно, под принципами обучения и воспитания понимаются те важнейшие требования, которые предъявляются к осуществлению учебной и воспитательной работы.

Принципы воспитания определяются не произвольно, а разрабатываются на основе устанавливаемых в науке теоретических закономерностей. Таким образом, закономерности воспитания, рассмотренные выше, выступают в качестве принципов, которые должны, лежать в основе осуществления практической воспитательной работы как в школе, так и в других образовательно-воспитательных учреждениях. Это значит, что в процессе воспитания нужно вовлекать учащихся в разнообразные виды деятельности, стимулировать их активность в этой деятельности, проявлять к ним уважительное и гуманное отношение в сочетании с требовательностью и т.д.

 

В заключение необходимо подчеркнуть следующее положение. Говорят, что ни одна цепь не может быть прочнее своего самого слабого звена. Это в полной мере относится и к воспитанию. Его успех во многом зависит от того в какой мере удается умело реализовать всю совокупность его научных закономерностей и принципов. Сбои и недочеты в каком-то одном звене воспитательного процесса отрицательно сказываются на его результатах в целом.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.