Чем была обусловлена необходимость воспитания и развития педагогической теории как особой отрасли научного знания?
Изучение любой науки обычно начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась та или иная наука и что конкретно является предметом ее исследования. Недаром говорится: отыщи всему начало и многое поймешь. В то же время один из философов отмечал: перед каждой наукой ставится требование выяснить свое место в общей системе вещей и знаний. Однако при осмыслении этих вопросов необходимо иметь в виду два следующих положения.
Первое: любая отрасль знания формируется в науку только тогда, когда возникает в ней общественная потребность и определяются те специфические функции, которые она должна выполнять.
Второе: всякая отрасль знания складывается в науку лишь при условии, если достаточно четко конкретизируется только ей присущий предмет исследования.
Указанные положения в полной мере относятся и к педагогике. Ее развитие обусловлено объективными потребностями общества в подготовке подрастающих поколений к жизни, т.е. в их воспитании. В самом деле, когда речь идет о педагогике, то это понятие так или иначе ассоциируется с воспитанием. Но само воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества. Накапливая опыт трудовой деятельности, совершенствуя орудия труда, познавая и преобразуя окружающий мир, люди стремились передавать этот опыт и добываемые знания последующим поколениям. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка молодых поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании. Воспитание, таким образом, превратилось в объективную потребность общества и стало важнейшей предпосылкой его развития.
Общественный прогресс и стал возможным лишь потому, что каждое вступающее в жизнь поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Именно поэтому воспитание неотделимо от развития общества и присуще ему с самого начала его возникновения. В этом смысле воспитание иной раз считают "общей и вечной категорией", подчеркивая, что как общественное явление, как специфическая деятельность по подготовке подрастающих поколений к жизни воспитание существует в обществе на всех этапах его развития.
Однако в дородовом и родовом обществах воспитание детей осуществлялось в процессе их совместной жизнедеятельности со взрослыми и еще не выделялось в особую общественную функцию.
Вот как начинается известная восточная сказка "Аладдин и волшебная лампа":
"В одном персидском городе жил бедный портной Хасан. У него были жена и сын по имени Аладдин. Когда Аладдину исполнилось 10 лет, отец его сказал: "Пусть мой сын будет портным, как я", - и начал учить Аладдина своему ремеслу".
В поэмах древнегреческого певца Гомера "Илиада" (IX-VIII вв. до н.э.) и "Одиссея" (VIII-VII вв. до н.э.) показывается, что детей обучали взрослые и старики. В этих поэмах даже не встречается слово "воспитание".
Но потом положение изменяется. В более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделяется в особую общественную функцию, т.е. в различных древних странах создаются специальные воспитательные учреждения и появляются лица, профессией которых было обучение и воспитание детей. Наиболее достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Древнего Египта, стран Ближнего Востока и Древней Греции. Там же зарождались и первые педагогические знания. На одном из древнеегипетских папирусов, например, было написано: "Уши мальчика на его спине. Он слушает тогда, когда его бьют". Это была уже своеобразная воспитательная идея, соответствовавшая духу и обычаям того времени.