Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГЛАВА I. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА, ЕЁ ВЫДЕЛЕНИЕ В ОСОБУЮ ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ И ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ



 

Чем была обусловлена необходимость воспитания и развития педагогической теории как особой отрасли научного знания?

Изучение любой науки обычно начинается с уяснения таких вопросов: как возникла и развивалась та или иная наука и что конкретно является предметом ее исследования. Недаром говорится: отыщи всему начало и многое поймешь. В то же время один из философов отмечал: перед каждой наукой ставится требование выяснить свое место в общей системе вещей и знаний. Однако при осмыслении этих вопросов необходимо иметь в виду два следующих положения.

Первое: любая отрасль знания формируется в науку только тогда, когда возникает в ней общественная потребность и определяются те специфические функции, которые она должна выполнять.

Второе: всякая отрасль знания складывается в науку лишь при условии, если достаточно четко конкретизируется только ей присущий предмет исследования.

Указанные положения в полной мере относятся и к педагогике. Ее развитие обусловлено объективными потребностями общества в подготовке подрастающих поколений к жизни, т.е. в их воспитании. В самом деле, когда речь идет о педагогике, то это понятие так или иначе ассоциируется с воспитанием. Но само воспитание возникло вместе с появлением человеческого общества. Накапливая опыт трудовой деятельности, совершенствуя орудия труда, познавая и преобразуя окружающий мир, люди стремились передавать этот опыт и добываемые знания последующим поколениям. Чем больше развивалось и усложнялось производство, чем больше накапливалось научных знаний, тем более важное значение приобретала специальная подготовка молодых поколений к жизни, тем острее становилась необходимость в их специально организованном воспитании. Воспитание, таким образом, превратилось в объективную потребность общества и стало важнейшей предпосылкой его развития.

Общественный прогресс и стал возможным лишь потому, что каждое вступающее в жизнь поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Именно поэтому воспитание неотделимо от развития общества и присуще ему с самого начала его возникновения. В этом смысле воспитание иной раз считают "общей и вечной категорией", подчеркивая, что как общественное явление, как специфическая деятельность по подготовке подрастающих поколений к жизни воспитание существует в обществе на всех этапах его развития.

Однако в дородовом и родовом обществах воспитание детей осуществлялось в процессе их совместной жизнедеятельности со взрослыми и еще не выделялось в особую общественную функцию.

Вот как начинается известная восточная сказка "Аладдин и волшебная лампа":

"В одном персидском городе жил бедный портной Хасан. У него были жена и сын по имени Аладдин. Когда Аладдину исполнилось 10 лет, отец его сказал: "Пусть мой сын будет портным, как я", - и начал учить Аладдина своему ремеслу".

В поэмах древнегреческого певца Гомера "Илиада" (IX-VIII вв. до н.э.) и "Одиссея" (VIII-VII вв. до н.э.) показывается, что детей обучали взрослые и старики. В этих поэмах даже не встречается слово "воспитание".

Но потом положение изменяется. В более поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли значительного развития, воспитание выделяется в особую общественную функцию, т.е. в различных древних странах создаются специальные воспитательные учреждения и появляются лица, профессией которых было обучение и воспитание детей. Наиболее достоверные сведения о школах для мальчиков дошли до нас из Древнего Египта, стран Ближнего Востока и Древней Греции. Там же зарождались и первые педагогические знания. На одном из древнеегипетских папирусов, например, было написано: "Уши мальчика на его спине. Он слушает тогда, когда его бьют". Это была уже своеобразная воспитательная идея, соответствовавшая духу и обычаям того времени.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.