Интеллектуальная собственность – это результат творческой деятельности личности. Вопрос о собственности коммерческой информации – один из сложных вопросов предпринимательской деятельности. Обычно работодатели считают, что вся коммерческая информация принадлежит только им, их предприятию. На этой почве очень часто возникают споры между руководством предприятия работниками, что не может не сказаться на взаимоотношениях в коллективе, а в последствии – на безопасность, ставит под угрозу его существование.
Вопрос о собственности касается как технологической, так и деловой информации. Однако необходимо согласиться, что данный вопрос в большей степени относится к технической информации и в меньшей к деловой. Объясняется это тем. Что деловая информация является переговорной, в основном, руководства, а технологическая – как руководства, так и сотрудников предприятия.
Здесь необходимо учитывать, что в каждом конкретном случае установление собственника коммерческой информации должно происходить на основе действующего законодательства.
Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» выделяет три категории информации по степеням важности:
Информация, составляющая государственную тайну.
Персональные данные личности.
Коммерческую тайну.
В условиях рыночной экономики, формирующейся в Российской Федерации, все более важное значение приобретает защита коммерческой тайны.
Сегодня такие термины, как "конфиденциальная информация", "коммерческая тайна" достаточно популярны и широко употребляемы в сфере предпринимательской деятельности.
Широкое распространение получило понятие "ноу-хау", дословно означающее "знать, как" (сокращенно от "знать, как делать").
Все упомянутые термины применяются для обозначения ценной конфиденциальной информации, которую правообладатель сохраняет для себя, для собственного пользования, не разглашая ее третьим лицам, а термин "ноу-хау" обычно используют, когда речь идет о передаче секрета другой стороне по договору.
Как объект интеллектуальной собственности коммерческая тайна обладает рядом особенностей. Ее отличает неограниченность срока охраны. Право на коммерческую тайну действует до тех пор, пока сведения, ее содержащие, находятся в тайне, т.е. сохраняется фактическая монополия обладателя на информацию.
Документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ, согласно ФЗ от 27.07.06. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" именуется конфиденциальной. Перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента РФ от 06.03.97 N 188, относит к конфиденциальной информации, в том числе сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами (коммерческая тайна).
В рамках поставленного вопроса "коммерческая тайна" будет рассматриваться в качестве синонима "ноу-хау". Однако некоторые юристы, указывая на различия в формулировках дефиниции "ноу-хау" в Основах гражданского законодательства СССР 1991 г. и дефиниции "служебная и коммерческая тайна", приведенной в ГК РФ, считают ноу-хау особой разновидностью коммерческой тайны.
Ноу-хау можно условно разделить на три большие группы:
1. Информация о сущности незапатентованного изобретения, полезной модели или промышленного образца.
2. Сведения, имеющие коммерческую ценность, но лишенные способности охраняться патентом.
3. Добавочная информация, получаемая при использовании запатентованных технологий, которая, не будучи патентоспособной сама по себе, позволяет более эффективно использовать запатентованное устройство или способ.
Важно отметить, что первая группа сведений приобретает конфиденциальный характер с момента подачи документов в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности, независимо от того, обладают ли эти сведения тремя признаками коммерческой тайны. Перечень сведений конфиденциального характера указывает их в качестве самостоятельного вида конфиденциальной информации. Момент официального опубликования данных сведений характеризует изменение их правового режима - переход в разряд объектов интеллектуальной собственности.
Таким образом, сведения о патентоспособных объектах (до их официальной публикации) можно считать разновидностью как конфиденциальной информации в широком смысле, так и коммерческой тайны (ноу-хау) в частности, но только при соответствии трем ее признакам, включая принятие превентивных мер.