Защищенность — способность противостоять НСД к конфиденциальной информации, ее искажению или разрушению.
Секретность — это понятие, которое употребляется по отношению к отдельным лицам. Это есть право лица решать какую информацию он желает разделить с другими, а какую хочет скрыть от других.
Законодательством России охраняется три основных вида информации, которые одновременно подлежат защите:
1. Сведения, отнесенные к государственной тайне соответствующим федеральным законом, под которыми понимается информация в области военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно–розыскной деятельности, распространение которой может нанести ущерб безопасности России.
2. Сведения, отнесенные к служебной и коммерческой тайне в соответствии со статьёй 139 Гражданского кодекса России, под которыми понимается информация, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, если к ней нет законного доступа на законных (санкционированных) основаниях и обладатель такой информации принимает меры к охране её конфиденциальности.
3. Сведения, имеющие статус в соответствии с ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” понимается информация о гражданах, включаемая в состав федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также получаемая и собираемая негосударственными организациями.
К информации составляющей профессиональную тайну, относятся секреты производства АО и иная производственно–технологическая информация, не запрещенная законодательством РФ.
Служебная тайна связана с понятием служебной информации ограниченного распространения, используемым в федеральных органах исполнительной власти и подведомственных им организациях.
3.3. Виды конфиденциальной информации
Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 определяет понятие и содержание конфиденциальной информации.
Виды конфиденциальной информации
В указе Президента РФ “Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера” от 06.03.1997 года приводится перечень сведений конфиденциального характера:
1. Сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
2. Сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства.
3. Служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна).
4. Сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграмм или иных сообщений и т.д.)
5. Сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом и федеральными законами (коммерческая тайна).
6. Сведения о сущности изобретений, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.
Государственная тайна. Этот вид тайны неоднократно указывается в статьях УК и имеет непосредственное уголовно-правовое значение, связанное с обеспечением внешней безопасности государства и государственной безопасности в целом. В соответствии со ст.2 Закона РФ "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. (в действующей редакции) государственную тайну Российской Федерации составляют защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. В ст.ст.275 и 276 УК прямо указывается, что на основе сохранения неприкосновенности государственной тайны обеспечивается не просто "государственная безопасность" в широком понимании, а внешняя безопасность государства. В ст.283 УК речь идет уже не только о внешней, а о безопасности России в формально не определенном смысле слова.
Таким образом, государственная тайна в уголовно-правовом отношении находится в основе комплекса двух интересов уголовно-правовой охраны: внешней безопасности государства и безопасности государства как таковой. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г.
К государственной тайне могут быть отнесены следующие сведения:
1.Сведения в военной области:
· о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию войск, об их боеспособности и мобилизационной готовности, о создании и использовании мобилизационных ресурсов;
· о направлениях развития вооружения и военной техники, содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;
· о количестве, устройстве и технологии производства ядерного и специального оружия, технических средствах и методах его защиты от несанкционированного применения;
· о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;
· о дислокации, назначении, степени готовности и защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании и строительстве, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;
· о дислокации, действительных наименованиях, организационной структуре, вооружении и численности объединений, соединений и частей Вооруженных Сил Российской Федерации.
2. Сведения в области экономики, науки и техники:
· о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению вооружения военной техники, об объемах поставок и о запасах стратегических запасов сырья и материалов, а также о размещении и фактических размерах государственных материальных резервов;
· об использовании инфраструктуры Российской Федерации в интересах обеспечения ее обороноспособности и безопасности;
· о силах и средствах гражданской обороны, дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, обеспечения безопасности населения, о функционировании промышленности, транспорта и связи в целом по Российской Федерации;
· об объемах, планах (заданиях) государственного оборонного заказа, выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, 0 наличии и наращивании мощностей по их выпуску, связях предприятий по кооперации, разработчиках или изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции;
· о научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных работах, технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность Российской Федерации;
· о государственных запасах драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, ее финансах и бюджетной политике (кроме обобщенных показателей, характеризующих общее состояние экономики и финансов).
3.Сведения в области внешней политики и экономики: о внешнеполитической и внешнеэкономической (торговой, кредитной и валютной) деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб ее интересам;
4. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности:
· о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные офинансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
· о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
· о системе правительственной и об иных видах специальной связи, о государственных шифрах, методах и средствах их анализа;
· о методах и средствах защиты секретной информации;
· о государственных программах и мероприятиях в области защиты государственной тайны.
Военная тайна - сведения, охраняемые государством, чисто военного характера (может быть и государственной, и служебной тайной).
Банковская тайна – защищается банками и иными предприятиями и организациями о банковских операциях по счетам и сделкам в интересах клиентов, счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов, а также сведения о клиентах и корреспондентах, разглашение которых может нарушить права последних на неприкосновенность частной жизни.
К объектам банковской тайны относится:
· тайна банковского счета;
· тайна операций по банковскому счету;
· тайна банковского вклада;
· тайна частной жизни клиента или корреспондента.
Профессиональная тайна – защищается по закону информация, доверенная или ставшая известной лицу исключительно в силу исполнения им своих профессиональных обязанностей, не связанных с государственной или муниципальной службой, распространение которых может нанести ущерб правам и законным интересам другого лица, доверившего эти сведения, и не является государственной или коммерческой тайной.
Требования к профессиональной тайне:
· доверена или стала известна лицу лишь в силу исполнения им своих профессиональных обязанностей;
· лицо, которому доверена информация, не состоит на государственной или муниципальной службе;
· запрет на распространение доверенной или ставшей известной информации, которое может нанести ущерб правам и законным интересам доверителя, установлен федеральным законом;
· информация не относится к сведениям составляющим государственную или коммерческую тайну.
Объекты профессиональной тайны:
1. Врачебная тайна:
· результаты обследования лица, вступившего в брак;
· сведения о фактах обращения за медицинской помощью, полученные при обследовании и лечении гражданина;
· сведения о проведенном искусственном оплодотворении и имплантации эмбриона, а также личности донора;
· сведения о донорах при трансплантации органов или тканей человека;
· сведения о наличии психического расстройства, фактах обращения за психической помощью и лечении в учреждении;
· иные сведения в медицинских документах гражданина.
2. Тайна связи – тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
3. Нотариальная тайна – сведения доверенные нотариусу в связи с совершением нотариальных действий.
4. Адвокатская тайна – сведения сообщенные адвокату гражданином в связи с оказанием ему юридической помощью.
5. Тайна усыновления – тайна об усыновлении ребенка, доверенная на законном основании иным лицам, кроме судей, вынесших решение об усыновлении, и должностных лиц, осуществляющих государственную регистрацию этого усыновления.
6. Тайна страхования – сведения о страхователе, застрахованном лице, состоянии их здоровья, а также об имущественном положении этих лиц, полученные страховщиком в результате своей профессиональной деятельности.
7. Тайна исповеди – сведения, доверенные гражданином священнослужителю на исповеди.
Личная тайна связана с обеспечением конституционных и иных прав личности. Право человека на тайну личной жизни как абсолютное правовое благо определено в Конституции РФ (ст.ст.23, 24) и Международном стандарте ООН в области защиты прав и свобод человека (ст.17 Международного Пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.) и отражено в составах УК РФ, сформулированных в ст.137 "Нарушение неприкосновенности частной жизни" и ст.138 "Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений". Таким образом, можно говорить о двух разновидностях личной тайны как объекта уголовно-правовой охраны: частной жизни и личной переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Тайна усыновления связана с интересами охраны семейной жизни и, в уголовно-правовом смысле, выражается в установлении уголовной ответственности за разглашение тайны усыновления (удочерения). Согласно ст.155 УК тайна усыновления может быть двух разновидностей. Во-первых, ею обладают лица, которые обязаны хранить факт усыновления как служебную или профессиональную тайну (судьи, работники местных администраций, органов опеки и попечительства и прочие лица, указанные в ч.1 ст.139 ГК РФ), во-вторых, все другие лица, если установлены их корыстные или иные низменные побуждения при разглашении этой тайны без согласия обоих усыновителей.
Следственная тайна связана с интересами законного производства предварительного расследования по уголовным делам (ст. 310 УК "Разглашение данных предварительного расследования").
В силу ч.1 ст.139 УПК РСФСР сведения о ходе предварительного расследования могут быть преданы гласности только с разрешения прокурора, следователя или лица, производящего дознание. Такая информация может касаться как характера производимых следственных действий, так и доказательственной базы, перспектив расследования, круга лиц, участвующих в расследовании. Важно отметить, что в законе отсутствует перечень сведений, составляющих следственную тайну. Это означает, что прокурор, следователь или лицо, производящее дознание, могут по своему усмотрению устанавливать, какая информация о предварительном расследовании может быть специально охраняемой, а какая - нет.
Свидетельская тайна как объект уголовно-правовой охраны воплощается в институте свидетельского иммунитета от уголовной ответственности за совершение ряда преступлений против правосудия и основывается на семейно-брачных отношениях либо профессиональных (должностных) обязанностях. Свидетельский иммунитет как особый порядок наступления уголовной ответственности для определенного круга лиц при совершении ими некоторых преступлений против правосудия основан на обладании правом на свидетельскую тайну и получил закрепление в примечаниях к ст.ст.308, 316 УК. Свидетельская тайна здесь является по существу специальной разновидностью тайны семейной, но в силу того, что с ней связаны интересы правосудия как основного непосредственного объекта, она приобретает самостоятельное уголовно-правовое значение.
Тайна безопасности участников правосудия. Социальная обусловленность уголовно-правовой охраны данной информации не вызывает сомнений. Содержание тайны безопасности участников правосудия составляет информация о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников правосудия.
Тайна безопасности субъектов порядка управления является основанием обеспечения безопасности субъектов порядка управления - должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов. Содержание сведений, составляющих данную тайну, полностью совпадает с содержанием закрытой информации, составляющей тайну безопасности участников правосудия.
К врачебной тайне относятся сведения: о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья лица, поставленном диагнозе, о проведенном искусственном оплодотворении, имплантации эмбриона, о личности донора. Если несанкционированное разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, совершается должностным лицом государственного медицинского учреждения, речь идет о незаконном нарушении неприкосновенности должностной служебной тайны, а содеянное может быть квалифицировано как должностное преступление (ст. 286 УК). А если такая тайна разглашается врачом, не являющимся должностным лицом в государственном лечебном учреждении либо работающим в системе негосударственного здравоохранения? В соответствии с действующим УК содеянное не подлежит уголовно-правовой оценке. Однако такое деяние несомненно характеризуется высокой степенью общественной опасности и наверняка причиняет существенный вред интересам конкретного лица.
Служебная тайна – защищается по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах местного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законодательством или в силу служебной необходимости.
Служебная тайна является видом конфиденциальной информации и право на служебную тайну выступает самостоятельным объектом права. Для осуществления ее правовой охраны и защиты необходим специальный ФЗ «О служебной тайне».
Информация может считаться служебной тайной, если она отвечает следующим требованиям:
· отнесена ФЗ к служебной информации о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен по закону или в силу служебной необходимости (собственной «служебной тайной»);
· является охраноспособной конфиденциальной информацией («чужой тайной») другого лица (коммерческая тайна, банковская тайна, тайна частной жизни, профессиональная тайна);
· не является государственной тайной и не подпадает под перечень сведений, доступ к которым не может быть ограничен;
· получена представителем государственного органа или органа местного самоуправления только в силу исполнения обязанностей по службе в случае и порядке установленном ФЗ.
Сведения, которые не могут быть отнесены к служебной информации ограниченного распространения:
акты законодательства, устанавливающие правовой статус государственных органов, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
сведения о ЧС, опасных природных явлениях и процессах, экологической, гидрометеорологической, демографической, санитарно-эпидемиологической и другой информации, необходимой для обеспечения безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом, а также производственных объектов;
описание структуры органа исполнительной власти, его функции, направления и формы деятельности, а также его адрес;
порядок рассмотрения и разрешения заявлений, в т.ч. юридических лиц, рассмотренных в установленном порядке;
сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов, о состоянии экономики и потребностей населения;
документы, накладные в открытых фондах библиотек и архивов, информации. О системах организаций, необходимых для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Таким образом, к основным объектам служебной тайны можно отнести такие виды информации:
· служебную информацию о деятельности федеральных органов государственной власти, доступ к которым ограничен ФЗ в целях защиты государственных интересов: военная тайна; тайна следствия; судебная тайна и т.д.;
· охраноспособная конфиденциальная информация, ставшая известной в силу служебных обязанностей должностным лицом государственных органов и органов местного самоуправления: коммерческая тайна; банковская тайна; профессиональная тайна, а также конфиденциальная информация о частной жизни лица.
Персональные данные. ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» вводит понятие «персональные данные»: персональные данные относятся к конфиденциальной информации и устанавливает, что перечни персональных данных должны быть закреплены ФЗ; требует, чтобы деятельность негосударственных органов и частных лиц по обработке и представлению персональных данных обязательно лицензировались в порядке установленном Правительством РФ; декларирует, что персональные данные должны защищаться, а режим защиты в отношении персональных данных устанавливает ФЗ. Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 13, 11) устанавливает ответственность за нарушение порядка сбора, хранения и распространения информации о гражданах.
Объектом правоотношений здесь выступает право на персональные данные – информация (зафиксированная на любом материальном носителе) о конкретном человеке, которая отождествлена или может быть отождествлена с ним.
К персональным данным могут быть отнесены сведения, использование которых без согласия субъекта персональных данных может нанести вред его чести, достоинству, деловой репутации…. имущественным интересам:
· биографические и опознавательные данные;
· личные характеристики;
· сведения о семейном положении;
· сведения об имущественном, финансовом положении;
· о состоянии здоровья.
Субъектом прав здесь выступают:
1. Субъекты персональных данных – лица, к которым относятся соответствующие данные, и их наследники.
2. Держатели персональных данных – органы государственной власти и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, осуществляющие на законных основаниях сбор, хранение, передачу, уточнение, блокирование, обезналичивание, уничтожение персональных данных.
Требования к персональным данным:
· должны быть получены и обработаны законным образом на основании действующего законодательства;
· они включаются в базы персональных данных на основании свободного согласия субъекта, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо установленных в законе;
· должны накапливаться для точно определенных и законных целей, не использоваться в противоречии с этими целями и не быть избыточными по отношению к ним. Не допускается объединение баз данных, собранными держателем в разных целях;
· персональные данные, представляемые держателем, должны быть точными и в случае необходимости обновляться;
· персональные данные должны храниться не дольше, чем этого требует цель, для которой они накапливались, и подлежат уничтожению по достижении этой цели или по миновании надобности;
· они охраняются в режиме конфиденциальной информации, исключая случайное или несанкционированное нарушение или случайную утрату, несанкционированный доступ к ним, блокирование или передачу;
· для лиц, занимающих высшие государственные должности, и кандидатов на эти должности может быть установлен специальный правовой режим для персональных данных.
Под коммерческой тайной понимается не являющаяся государственным секретом, специально охраняемая собственником (владельцем) управленческая, производственная, научно-техническая, финансовая, торговая и иная деловая информация.
Коммерческая тайна, согласно ст. 139 ч.1 Гражданского кодекса РФ, есть информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Отправная посылка в подходе к проблеме защиты коммерческой тайны состоит в том, что она является имуществом и имеет ценность.
Таким образом, любая конфиденциальная информация, представляющая ценность для клиента в достижении преимуществ над конкурентами и извлечении прибыли, может стать коммерческой тайной.
Не вдаваясь в методику определения информации, составляющей коммерческую тайну (она описана в многочисленных публикациях), отметим, что таковой она становится только после утверждения руководством предприятия «Перечня сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия» и объявления его под расписку всем причастным к ней сотрудникам.
Коммерческой тайной фирмы являются следующие сведения:
· о структуре и масштабах производства, производственных мощностях, типе и размещении оборудования, запасах сырья, материалов, комплектующих и готовой продукции;
· о применяемых оригинальных методах управления фирмой;
· о подготовке, принятии и исполнении отдельных решений руководства фирмы по коммерческим, производственным, научно-техническим и иным вопросам;
· о планах расширения или свертывания производства различных видов продукции и их технико-экономических обоснованиях;
· о планах инвестиций, закупок, продаж;
· о фактах проведения, целях, предмете и результатах совещаний и заседаний органов управления фирмы;
· о кругообороте средств, финансовых операциях, состоянии банковских счетов фирмы;
· об уровне доходов, долговых обязательствах и состоянии кредита фирмы (пассивы и активы);
· о применяемых оригинальных методах изучения рынка;
· сведения о результатах изучения рынка, содержащие оценки состояния и перспектив развития рыночной конъюнктуры;
· о рыночной стратегии фирмы;
· о применяемых фирмой оригинальных методах осуществления продаж товаров и услуг;
· об эффективности коммерческой деятельности фирмы;
· систематизированные сведения о внутренних и зарубежных заказчиках, подрядчиках, поставщиках, потребителях, покупателях, компаньонах, спонсорах, посредниках, клиентах и других партнерах по деловым отношениям фирмы;
· систематизированные сведения о внутренних и зарубежных фирмах как потенциальных конкурентах в деятельности фирмы, оценка качества деловых отношений с конкурирующими фирмами в различных сферах деловой активности;
· о подготовке, проведении и результатах переговоров с деловыми партнерами фирмы;
· сведения, условие конфиденциальности которых установлено в договорах, контрактах, соглашениях и других обязательствах фирмы;
· о методах расчета, структуре, уровне реальных цен на продукцию и размерах скидок;
· о подготовке к участию в торгах и аукционах, участии в них и результатах (приобретении или продаже товаров);
· о целях, задачах, программах перспективных научных исследований;
· ключевые идеи научных разработок;
· точные значения конструкционных характеристик создаваемых изделий и оптимальных параметров разрабатываемых технологических процессов (размеры, объемы, конфигурация, процентное содержание компонентов, температура, давление, время и т.д.); аналитические и графические зависимости, отражающие найденные закономерности и взаимосвязи;
· сведения о материалах, из которых изготовлены отдельные детали;
· об особенностях конструкторско-технологического, художественно-технического решения изделия, дающих положительный экономический эффект;
· о методах защиты от подделки товарных и фирменных знаков;
· о состоянии парка ЭВМ и программного обеспечения;
· об особенностях используемых и разрабатываемых технологий и специфике их применения;
· об условиях производства и транспортировки продукции;
· о порядке и состоянии организации защиты коммерческой тайны;
· о порядке и состоянии охраны, системы сигнализации, пропускном режиме;
· сведения, составляющие коммерческую тайну фирмы, фирм-партнеров и переданные ими на доверительной основе.
Следует, однако, при этом учесть, что в соответствии с постановлением Правительства РСФСР «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» от 15 декабря 1991 г. № 35, коммерческую тайну не могут составлять:
· учредительские документы (разрешение о создании предприятия или договор учредителей) и устав;
· документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты);
· сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РФ;
· документы о платежеспособности;
· сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;
· документы об уплате налогов и обязательных платежей;
· сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства РФ и размерах причиненного при этом ущерба;
· сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.