(Рассматриваются виды информации по степеням доступа, носители защищаемой информации; дается классификация защищаемой информации; изучаются вопросы засекречивания и рассекречивания сведений и их носителей, порядок установления и снятие грифа «Коммерческая тайна» документам и изделиям; излагаются основные положения в области интеллектуальной собственности и авторского права).
Содержание занятия
1. Виды информации по степеням доступа.
2. Носители защищаемой информации.
3. Классификация защищаемой информации
4. Засекречивание и рассекречивание сведений и их носителей.
5. Установление и снятие грифа «Коммерческая тайна» документам и изделиям.
6. Интеллектуальная собственность. Правовой статус объектов интеллектуальной собственности.
7. Авторское право.
Задание к практическому занятию:
1. Составить логическую схему базы знаний по содержанию блока.
2. Составить терминологический словарь.
3. Выполнить все пункты, перечисленные в разделе подготовительного этапа к практическому занятию.
Практическое занятие (деловая игра)
Тема: Источники и носители защищаемой информации
Цели: 1. Закрепить и углубить изучаемый материал студентами.
2. Уметь изложить свою точку зрения в деятельности спецслужб зарубежных стран по несанкционированному доступу к конфиденциальной информации предприятия (организации, фирмы).
Участники: Студенты распределены на 3 подгруппы:
1-я подгруппа – начальники службы безопасности предприятия.
2-я подгруппа - конкуренты (злоумышленники).
3-я подгруппа – директор предприятия.
Время: 180 минут.
1. Подготовительный этап (домашняя работа)
Ситуация:
Крупная научно-промышленная корпорация «Альфа» специализирующаяся на разработке, производстве и реализации спутниковых антенн двойного назначения (для нужд Армии и широкого народного потребления), выиграла конкурс на поставку такой продукции в ряд стран юго-восточной Азии, где пересекаются интересы нашей страны с некоторыми странами западной Европы. Корпорация широко рекламирует свою продукцию, используя для этого печатные, электронные СМИ, а также проведение различных выставок, симпозиумов, брифингов и т.д.
Задание:
1. Выберете критерии и определите условия отнесения информации корпорации к защищаемой.
2. Определите и обоснуйте носители защищаемой информации.
3. Дайте классификацию информации корпорации по видам тайн и степеням конфиденциальности.
4. Определите формы собственности на защищаемую информацию.
5. Определить проблемные вопросы, связанные с классификацией защищаемой информации по видам тайн и степеням конфиденциальности в рамках корпорации и изложить свою позицию по вопросам классификации защищаемой информации на предприятиях различной формы собственности.
6. Быть в готовности в роли руководителя, начальника службы безопасности решать управленческие задачи, связанные с конфиденциальной информацией в рамках корпорации (принимать решения, отдавать распоряжения, осуществлять контроль за выполнением отданных распоряжений).
7. Студентам письменно выполнить задание (объем 5-7 листов) и быть в готовности к его защите на практическом занятии.
2. Порядок проведения практического занятия
1. Организация занятия (проверка присутствующих и готовности к занятиям, объявление темы и цели занятия).
2. Уточнение состава учебных подгрупп.
3. В течение 10-15 минут все обсуждают выполненное домашнее задание, выбирают наиболее лучший вариант и представляют его на защиту.
4.Защита подгруппой, выступающей в роли руководителя службы безопасности, лучшего варианта домашнего задания с целью выработки общих позиций:
4.1.Вопросы со стороны подгруппы, выступающей в роли конкурентов (злоумышленников).
4.2.Вопросы и замечания со стороны подгруппы, выступающей в роли руководителей коммерческого предприятия.
4.3.Ответы и дискуссии.
4.4.Выработка общей позиции и общего подхода к защите конфиденциальной информации научно-промышленной корпорации.
5. Замена и защита следующими подгруппами домашнего задания.
6. Выполнение пунктов 3-7 по обсуждению домашнего задания.
7. Обсуждение преподавателем и старшими групп оценок участников задания.
8. Подведение итогов занятия с объявлением оценок участников практического занятия.