Объектом авторского права и субъективных авторских прав является нематериальный объект - произведение науки, литературы, музыки, искусства. Основной признак всякого охраняемого авторским правом произведения является его оригинальность, определяемая творческим характером труда автора и его индивидуальностью. При этом не имеет значения качество произведения, его научные или художественные достоинства.
Закон в п.1 ст.730 ЗоАП выделяет следующие виды объектов авторского права:
1. .Литературные произведения (включая программы для ЭВМ). Признаком литературных произведений является использование символов и знаков для закрепления произведения на материальном носителе. Это могут быть буквы, материальные символы, нотные знаки, химические формулы и т.п. Материальный носитель может быть изготовлен из любого материала. Используемый язык может быть не только человеческий, но и язык используемый для составления инструкций для электронных устройств (Бейсик, Паскаль, Си, Ада и т.п.)
2. Драматические и музыкально драматические произведения, сценарные произведения. Выделение этой группы имеет в виду цель указать на возможность защиты не литературного текста, а его сценического использования, причем повторно исполнить объекты этой группы нельзя.
3. Хореографические произведения и пантомимы. В этом случае охраняется сам танец или балет, поскольку письменные указания балетмейстера могут рассматриваться как литературные произведения.
4. Музыкальные произведения с текстом или без текста. Здесь также необходимо различать литературную запись произведения и его исполнение. Охрана музыкальному произведению будет предоставляться независимо от его достоинств (например, позывные радиостанции; аранжировки и т.п.).
5. Аудиовизуальные произведения, – произведения, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой кадров, предназначенные для зрительного (и слухового) восприятия с помощью соответствующих технических устройств (ст.4 ЗоАП). К ним относятся кино-, теле-, видеофильмы, диафильмы, слайды и т.п. Данную группу следует отличать от фотографических произведений.
6. Произведения изобразительного искусства. Главной особенностью данных объектов является их уникальность. Полноценное их воспроизведение в большинстве случаев невозможно. В связи с этим копии будут считаться самостоятельными произведениями.
7. Произведения декоративно-прикладного характера. К ним относятся двух- и трехмерные произведения искусства, перенесенные на предметы практического пользования, включая произведения художественного промысла или произведения, изготовляемые промышленным способом.
8. Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства. Объекты этой группы создаются на основе составленного автором плана, чертежа и т.п., что позволяет выполнить неограниченное количество аналогичных строений или иных объектов.
9. Фотографические произведения и аналогичные им произведения.
10. Географические, геологические и другие карты, планы, эскизы. Эти объекты носят технический характер.
11. Производные и составные произведения. ЗоАП к ним относит:
¨ переводы, обработки, аннотации, рефераты, резолюции, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства (производные произведения);
¨ энциклопедии, антологии, базы данных и другие составные произведения (п.1 ст.11 ЗоАП).
Субъектами авторского права являются лица, которым могут принадлежать авторские права. Наряду с авторами к субъектам авторского права могут относиться государство, юридические и физические лица. В юридической литературе вышеперечисленные субъекты называются правопреемниками. К правопреемникам переходит определенный круг авторских правомочий по использованию произведения автора. Основаниями такого перехода служит закон, наследование или договор с автором (ст. ст. 28-30 Закона). Следует подчеркнуть, что круг правомочий указанных лиц уже, чем у автора, а по характеру правомочия производны, т.к. переходят от автора.
Обладателями авторского права являются составители сборников, других составных произведений, переводчики и авторы других производных произведений, а также авторы аудиовизуального произведения, каковыми являются: режисер-постановщик, автор сценария, автор музыкального произведения (композитор) и другие. Следует подчеркнуть, что вышеперечисленные субъекты авторского права обладают им в полном объеме, чего, например, нельзя сказать об авторском праве на произведение субъекта, созданное им в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя ст. 14. В этом случае исключительные права на использование служебного произведения принадлежат не автору, а лицу, с которым он состоит в трудовых отношениях, если в договоре между ними не предусмотрено иное.
Если произведение создано автором в порядке служебного задания как служащим научного учреждения, которое ему выплачивает за эту работу заработную плату, то это учреждение приобретает право использования произведения в течение трех лет. По истечении этого срока право автора восстанавливается в полном объеме.
В научном и художественном творчестве широко распространено соавторство - совместная деятельность нескольких лиц. Соавторство может быть долевым или совместным. При долевом соавторстве каждый из авторов создает часть произведения. При совместном соавторстве произведение является нераздельным результатом творчества соавторов.
При долевом соавторстве каждый из соавторов сам распоряжается авторским правом на свою часть, он может ее переиздать без согласия остальных. При совместном соавторстве авторы распоряжаются произведением совместно, с общего согласия, а при отсутствии такого согласия спор решает суд.
Среди них следует различать лиц, приобретающих авторские права первоначально и производно.
Первоначальноавторские права приобретает автор (ст.4 ЗоАП) – это физическое лицо творческим трудом, которого создано произведение.
Законодательство в ряде случаев предусматривает возможность существования прав нескольких лиц на одно произведение (например, написание картины несколькими художниками). Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (например, учебник). Необходимо, чтобы эти части имели определенную смысловую завершенность, а также обеспечивали логическое содержание всего произведения.
Производноавторские права могут приобретать любые лица. Юридическое лицо может приобретать авторское право только производно, за исключением случаев создания энциклопедий, сборников научных трудов, газет и других периодических изданий.
В качестве особого субъекта авторского права выступают организации, управляющие имущественными правами обладателей авторских и смежных прав (ст.44 ЗоАП).
Целью данных организаций является защита правообладателей, когда их индивидуальное осуществление прав затруднительно.
К ним относятся:
· Российское авторское общество;
· Ассоциация производителей аудио продукции;
· Российское общество правообладателей в аудиовизуальной сфере и другие.
Данные организации могут создаваться непосредственно правообладателями и не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью.
Они должны:
· согласовывать с пользователями размер вознаграждения и другие условия, на которых выдаются лицензии;
· предоставлять лицензии пользователям на использование прав, управлением которых занимается организация;
· согласовывать с пользователем размер вознаграждения (п.2 ст.26, п.2 и 3 ст.39 ЗоАП);
· собирать вознаграждение, предусмотренное лицензиями или без их выдачи;
· распределять и выплачивать собранное вознаграждение представляемым организацией правообладателям;
· совершать любые юридические действия, необходимые для защиты прав;
· осуществлять иную деятельность в соответствии с полномочиями, полученными от обладателей авторских и смежных прав.
В результате создания произведения науки, литературы и искусства его автор приобретает ряд субъективных прав как личного неимущественного характера, так и имущественного. Эти права традиционно именуются исключительными. Субъективные авторские права подразделяются на личные неимущественные и имущественные. Личные неимущественные права являются неотчуждаемыми и абсолютными. Благодаря этим качествам и возникло само понятие интеллектуальной собственности: по аналогии с правом собственности как наиболее полным правом на вещь. К личным неимущественным правам относятся право на авторство, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на опубликование произведения, право на его использование.
Личные неимущественные права.
Автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права:
1. Право авторства - лица считаться автором произведения и вытекающая отсюда возможность требовать признания данного факта от других лиц.
2. Право на авторское имя. Автор может использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, под псевдонимом или анонимно.
3. Право на защиту произведения, включая его название от всякого искажения или иного посягательства, способное нанести ущерб чести и достоинству автора. Новое название этого права – «право на защиту репутации автора».
4. Право на обнародование произведения и на его отзыв. Автор сам определяет готово ли его произведение для доведения до неопределенного круга лиц. А также он решает вопрос о времени, месте и способе обнародования. Закон предоставляет право автору отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения либо, если оно уже было обнародовано, он может дезавуировать действия по его доведению до всеобщего сведения, публично оповестив об отзыве произведения, но при этом автор обязан пользователю возместить все связанные с этим убытки, включая упущенную выгоду.
5. Право на опубликование – возможность выпуска автором в обращение экземпляров произведения в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики, исходя из характера произведения.
6. Право на использование произведения означает, что автор выбирает, каким способом может быть использовано произведение: опубликовано в виде книги или в журнале, записано на радио, на видеокассету, показано по телевидению или в театре и т.д. Только с разрешения автора допускаются: перевод произведения на иностранный язык, инсценировка прозаического произведения для театра или сценарий для съемки фильма.
Из права на использование произведения есть исключения, допускающие использование произведения или его части без согласия автора: цитирование, но с обязательной ссылкой на автора; передача по радио и телевидению, публикация в газетах, в речах и докладах, а также выпущенных в свет общественно-политических произведениях, если автор не наложил запрета; воспроизведение произведений специальным шрифтом для незрячих читателей; воспроизведение единичных экземпляров произведения (на ксероксе, например) для научных, учебных и просветительских целей, для личных целей.
7. Право на вознаграждение - имущественное право автора - предполагает денежное вознаграждение автора за разрешение опубликовать его произведение. Это вознаграждение называется гонораром и фактически является формой оплаты труда автора. Гонорар выплачивается автору также за все переработки его произведения, на которые требуется его согласие, - переводы, инсценировки, сценарии, независимо от того, является ли автор также и автором этих переработок.
Российские граждане могут передавать использование своих авторских прав другим гражданам и юридическим лицам, как российским, так и иностранным, как на территории России, так и на территории других государств.