(Раскрываются понятие и структура угроз защищаемой информации, источники, виды и методы дестабилизирующего воздействия на защищаемую информацию; изучаются причины, обстоятельства и условия, вызывающие дестабилизирующее воздействие на защищаемую информацию; излагаются способы коммерческого шпионажа).
Содержание занятия
1. Понятие и структура угроз защищаемой информации.
2. Источники, виды и методы дестабилизирующего воздействия на защищаемую информацию.
3. Причины, обстоятельства и условия, вызывающие дестабилизирующее воздействие на защищаемую информацию.
4. Угрозы коммерческого шпионажа.
Задание к практическому занятию:
7. Составить логическую схему базы знаний по содержанию блока.
8. Составить терминологический словарь.
9. Выполнить все пункты, перечисленные в разделе подготовительного этапа к практическому занятию.
Практическое занятие (деловая игра)
Тема: Угрозы информационной безопасности.
Цели: 1. Закрепить и углубить изучаемый материал студентами.
2. Уметь изложить свою точку зрения по вопросам связанным с угрозами информационной безопасности в предпринимательской деятельности организации (фирмы, предприятия).
Участники: Студенты распределены на 3 подгруппы:
1-я подгруппа – сотрудники технической группы службы безопасности;
Выберете одно из коммерческих предприятий (коммерческий банк, промышленное предприятие, акционерное общество и т.д.) и определите хозяйственно-экономическое направление его деятельности. Непосредственно вопросами комплексной безопасности занимается служба безопасности предприятия. Предприятие имеет широкий круг партнеров, клиентов (в том числе и за рубежом). В сфере деятельности предприятия часто возникают конфликтные ситуации с конкурентами и спорные вопросы с органами местной власти по земельным и финансовым вопросам. В отношении предприятия недобросовестные конкуренты постоянно используют методы коммерческого шпионажа. Имеются случаи подкупа сотрудников, грабежи и разбои криминальных структур в отношении ведущих специалистов предприятия
Задание:
9. Определите виды, источники и характер происхождения угроз коммерческому предприятию.
10. Определите причины, обстоятельства и условия, вызывающие дестабилизирующее воздействие на защищаемую информацию.
11. Разработайте потенциально возможные действия злоумышленников в отношении объектов безопасности предприятия.
12. Определить проблемные вопросы, связанные с характером и источниками происхождения угроз конфиденциальной информации.
13. Быть в готовности в роли руководителя, начальника службы безопасности решать управленческие задачи, связанные с анализом угроз информационной безопасности предприятию (принимать решения, отдавать распоряжения, осуществлять контроль за выполнением отданных распоряжений).
14. Студентам письменно выполнить задание (объем 5-7 листов) и быть в готовности к его защите на практическом занятии.
2. Порядок проведения практического занятия
17. Организация занятия (проверка присутствующих и готовности к занятиям, объявление темы и цели занятия).
18. Распределение на подгруппы и доведение порядка проведения занятия.
19. Присвоение подгруппам первоначальных ролей (начальники службы безопасности предприятия, руководители предприятия, эксперты).
20. Обсуждение студентами первой подгруппы вопросов, вынесенных на практическое занятие с целью выработки общих позиций:
Вопросы со стороны подгруппы выступающих в роли руководителей предприятия.
Вопросы со стороны подгруппы экспертов.
Ответы и дискуссии.
Выработка общей позиции иобщего подхода к вопросам организации внутриобъектового и пропускного режимов на предприятии.