Сам я наследственный трудоголик. Родители мои — иммигранты, всю жизнь работали не покладая рук. Эти качества я унаследовал от них. Я искренне люблю работу и горячо проповедую ее ценность. В то же время считаю, что работа должна хорошо оплачиваться. По моему мнению, рабочие должны получать свою долю от прибыли, если, конечно, работают в компании, которая имеет эту прибыль.
Достойное начало этой теории положил Генри Форд, когда в 1914 году начал платить рабочим по пять долларов в день. Он понял, что человек может хорошо работать лишь тогда, когда его труд достойно оплачивается, и что именно рабочий должен стать основой крепкого среднего класса, того самого, представитель которого может купить себе дом, автомобиль и бытовую технику.
Пресса поступает очень неправильно, уделяя внимание только очень богатым и очень бедным. Большинство общества составляет средний класс, обеспечивающий стабильность и процветание экономики. И именно от него зависит будущее страны. Если представитель среднего класса в состоянии содержать дом, семью, дать хорошее образование детям и раз в год ездить в путешествия — он удовлетворен своей жизнью. А если он доволен, значит стране не грозят никакие политические и экономические катаклизмы.
Американские воззрения на этот счет существенно отличаются от европейских. Рабочие в Штатах — такие же капиталисты, как и менеджеры. Если американских рабочих автомобильной отрасли сравнить с их коллегами в Европе, они чувствуют себя элитой. А против денег бессильна даже идеология. Поэтому ни один даже самый убедительный идеолог не заставит их взбунтоваться.
Проблема в отношениях администрации и профсоюзов автомобильной промышленности заключается отнюдь не в зарплате. Виной тому — дополнительные выплаты.
До тех пор, пока в Детройте дела шли хорошо, требования профсоюзов выполнялись легко и безоговорочно. Дополнительные расходы компенсировались путем повышения цен на автомобили. Но это же не могло длиться вечно. Над фирмой нависла угроза разорения.
«Дженерал моторе», «Форд» и «Крайслер» никогда не строили далеких планов. Главной целью была сегодняшняя прибыль, ее увеличение в следующем квартале и получение премий за текущий квартал.
Конечно, мы всегда шли навстречу профсоюзам, но делали это осторожно и плавно. Когда компания получала высокую прибыль, требования рабочих выполнялись легко и быстро. Забастовок на заводах никто не хотел, поэтому было глупо жадничать или идти на принцип.
Проблемы профсоюзов обсуждались очень активно, и я сам принимал в них живое участие. И всегда учил коллег: компромисс — лучшее решение проблемы с профсоюзами. Забастовка разорит нас на гораздо большую сумму. Речь идет о сотнях миллионов долларов.
Не скрою, нами руководила неукротимая страсть к деньгам. Они были нашей главной целью, а принципом — побыстрей да побольше. Наши критики судили нас весьма объективно, когда говорили, что мы живем сегодняшним днем.
И это было горькой правдой. Рабочие требовали добавить еще по доллару за час, и мы с легкостью шли на это. Какая нам разница? На нас это не отразится существенным образом. А кто придет после нас, пусть сам и выпутывается. Время прошло. Многие из нас еще работают, расхлебывая «грехи молодости».
Анализируя прошлое, я вижу три главные ошибки компании. Первое — это ничем не обоснованное повышение зарплаты, пожизненные пособия по болезни и оплаченная пенсия после тридцати лет работы.
Я глубоко убежден, что надбавки к зарплате как раз и создают условия для инфляции. В настоящее время два миллиона рабочих и служащих получают надбавки и прочно защищены от удорожания жизни.
Однако во введении надбавок виноваты не профсоюзы, хотя именно они выдвинули эту идею. Это придумали умные менеджеры. Впервые надбавки воплотил в жизнь президент «Дженерал моторе» Чарли Уилсо, чтобы оградить рабочих от бесконтрольного повышения цен.
А когда инфляция прекратилась, профсоюзы снова запаниковали. «Дженерал моторе» даже включила положение в коллективный договор, предусматривавшее введение надбавок согласно увеличению стоимости жизни.
«Форд» и «Крайслер», дабы не отстать, тоже ввели аналогичные положения. В течение нескольких лет нам удавалось платить надбавки и держать бизнес на стабильном уровне. Но это не могло продолжаться долго. И рабочие потребовали увеличения надбавок. Вот тогда и проявилось воочию коварство этого решения. Ограждая от инфляции, надбавки сами же ее и провоцируют.
Суть в следующем: чем больше гонишься за ценами, тем больше поощряешь инфляцию. Самое неприятное — от них нельзя избавиться, изменить, усовершенствовать. Они похожи на нарастающую снежную лавину, которая вот-вот обрушится и задавит тебя целиком и в считанные секунды.
Пятидесятые и шестидесятые годы прошли практически безболезненно. Это было счастливое время расцвета, роскошных прибылей и ничем не омраченного оптимизма.
Американскую продукцию хорошо покупали. У нее практически не было конкурентов. Война нанесла большой урон экономике Японии и Западной Европы. Чтобы ее восстановить, потребовались годы.
Поэтому для Штатов это было благодатное время. Уровень инфляции оставался очень низким — не более двух процентов в год. Зато производительность труда росла, и поэтому надбавки к зарплате не провоцировали инфляцию.
Но со временем все изменилось. Производительность труда осталась на прежнем уровне, а темпы инфляции стремительно увеличились. Если же эти тенденции поменяются местами, ситуация еще больше обострится.
Вначале введение надбавок считалось прогрессивным рывком вперед. Но со временем они стали обычной вещью. И если этому соответствовало повышение производительности труда, то теперь чаша весов перевешивает в пользу надбавок. Но это уже история.
Сейчас надбавки используются не только в автоиндустрии. Они распространены в системе социального обеспечения, государственной медицине, в армии и госаппарате. Дурной пример оказался заразительным. Экономика от этого не выигрывает, что, безусловно, сказывается на уровне жизни всех слоев населения.
Теперь остановлюсь на другой непростительной ошибке. Правило «после тридцати лет работы — на пенсию» придумали профсоюзы. В ходе переговоров с «Дженерал моторе» о заключении нового коллективного договора в 1970 году лидер Объединенного профсоюза работников автомобильной промышленности Уолтер Рейтер одним из самых важнейших поставил именно этот вопрос.
Также профсоюзы потребовали снять потолок с надбавок на увеличение стоимости жизни. Недоговоренность с руководством привела к крупнейшей забастовке на заводах «Дженерал моторе».
Что означает правило «после тридцати лет работы — на пенсию»? Если человек проработал в компании тридцать лет, он автоматически получает право досрочно уйти на оплаченную пенсию, составляющую 60 процентов от заработка. В то время как все остальные трудящиеся страны, согласно пенсионному кодексу, уходят на заслуженный отдых в 65 лет.
Звучит этот лозунг, конечно, заманчиво и гуманно. Да и придумали его с целью освобождения рабочих мест для молодых людей. Но есть и обратная сторона медали. Восемнадцатилетний парень приходит на завод, его обучают, он работает, а потом в сорок с лишним, в полном расцвете сил уходит на пенсию. Естественно, в таком возрасте он не будет сидеть сложа руки и обязательно устроится на какую-нибудь работу. А мы, потеряв квалифицированного рабочего, выплачиваем ему пенсию, как правило, еще в течение тридцати лет.
Не кажется ли вам это абсурдом? Мне тоже. Существуют правила, согласно которым пенсионер не имеет права работать. Или лишается пенсии. Но кто, скажите, в 48-50 лет будет сидеть дома? Чаще всего он берется за какие-нибудь случайные работы, которые очень трудно контролировать. Даже профсоюзы уже забили тревогу: «Пенсионеры все равно работают. Только в других местах. И мы ничего не можем с этим поделать».
Бывшие механики, электрики, конструкторы, работавшие в автоиндустрии, стали водителями такси. А ведь чтобы взять на работу новых людей, приходится тратить время и деньги на их обучение. Так где же тут здравый смысл? С огромной скоростью страна катится в пропасть.
Лично меня эта система приводит в негодование. Увольнять человека только потому, что он проработал тридцать лет — непростительная глупость. В пятьдесят он достигает апогея в своей квалификации, он полон сил и энергии. И вместо того чтобы использовать его опыт, знания на благо собственного предприятия, мы отправляем его заниматься глупостями. В итоге мы проигрываем оба.
Возможно, кто-то подумает, что я выступаю против высоких пенсий. Совсем нет, просто считаю, что платить ее надо по возрасту — в 65 лет. А пока же мы платим людям по 800 долларов за то, чтобы они не ходили на работу, в то время как очень нуждаемся в этой рабочей силе.
А потом мечтательно рассуждаем о конкурентоспособности, о том, как «заткнуть» японцев и т.д. Пока мы не поймем этих простых ошибок, о мировом первенстве говорить бесполезно.
Еще одна крупная ошибка отрасли — это пособия по болезни. Мы даже не отдаем себе отчета в том, на кого работаем, следуя этой гуманной и очень пагубной практике. В корпорацию «Крайслер» постоянно приходили огромные счета медицинской организации «Голубой крест — голубой щит». Мы платили им больше, чем поставщикам стали и резины. Только в виде страховок «Форд», «Крайслер» и «Дженерал моторе» выплачивали по три миллиарда долларов в год, не говоря уже о стоматологическом лечении и оплате лекарств. Есть ли в этом здравый экономический расчет? Не думаю.
В первые годы работы компания не оплачивала медицинские пособия. Сразу после введения пособия по медицинской помощи были вполне умеренными. Но постепенно мы дошли до того, что стали оплачивать все: визит к дерматологу, венерологу, окулисту и даже очки.
Причем из зарплаты компания не делает никаких удержаний. После долгих мытарств мне удалось добиться небольших вычетов за лекарства. Это стало большим достижением в пользу компании.
25 лет я добивался этого нововведения.
Оплата медицинских услуг не только наносит финансовый ущерб компании, но и порождает в сотрудниках пренебрежительное отношение к медицинской помощи. Им все равно, сколько стоят то или иное лечение, операция, процедура, все равно фирма оплачивает.
И многие злоупотребляют этим. Как-то я познакомился с врачами из фирмы «Мэдикэйд». Как выяснилось, обслуживая семьи корпорации «Крайслер», они заработали 400 тысяч долларов на ... лечении мозолей. Потом я узнал, что 240 тысяч долларов мы заплатили за сдачу анализов крови. Напрашивается вопрос, сколько литров крови отправили на анализ, если в компании работает только 60 тысяч сотрудников?
Согласно подсчетам, затраты на каждое пособие составляют 600 долларов на каждый автомобиль. Для малогабаритных машин это семь процентов их стоимости. А сколько денег съедают страховки! Только в 1982 году мы выплатили 373 миллиона долларов по страхованию болезни наших сотрудников, пенсионеров и их семей. Не говоря уже о 20 миллионах, заплаченных в бюджет государственной медицинской помощи в виде налогов.
Этими привилегиями пользуются не только рабочие, но и все члены правления.
Несовершенство системы выплат я проследил на примере своей семьи. Две недели моя жена Мэри находилась в больнице. При выписке общий счет составил двадцать тысяч долларов. Из моей зарплаты вычли 12 долларов. Да и то, как позже выяснилось, эта сумма была за пользование телевизором. Остальные 19 988 долларов оплатила фирма «Крайслер». Разве может после этого компания оставаться прибыльной и перспективной?
Так больше продолжаться не могло. Я вместе с единомышленниками представил немало аргументов против существования такой системы, за ее незамедлительную и полную перестройку. Пришлось приложить немало усилий, чтобы камень сдвинулся с места. Мы пришли к выводу, что из получаемых пособий работники должны платить государственный налог. Во всяком случае, такая мера заставит людей стать экономнее и не тратить деньги на слишком частые и ненужные обследования, научит прибегать к помощи медицины лишь в необходимых случаях. Иначе система здравоохранения просто разорит нас.
Я рассказал о главных просчетах профсоюзов. Но есть и еще одно неразумное искажение — это четырехдневная рабочая неделя. И хотя никто не хочет говорить об этом, но получается катастрофический парадокс, — мы платим за пять рабочих дней, в то время как работаем только четыре дня в неделю.
Такого легкомысленного отношения к бизнесу нет больше нигде в мире. Яркий пример экономического развития Германии и Франции после второй мировой войны. Во Франции была введена четырехдневная рабочая неделя, в Германии трудились по шесть дней, имея лишь один выходной день в неделю. Результат налицо — экономика Германии значительно ушла вверх.
Все хорошо понимая, профсоюз предпочитает не говорить об этой проблеме. Он понимает, что любые изменения в рабочем графике трудящимся не понравятся. Президент профсоюза рабочих автомобильной промышленности Леонард Вудкок однажды сказал мне: «Я добьюсь четырехдневной недели, и вы даже не почувствуете как это произойдет». И добился, отвоевав такое количество выходных в году, распределив которые мы и получили четырехдневную рабочую неделю. Ловко?
Еще одно «талантливое» изобретение профсоюзов — оплачиваемые отпуска. Кроме вышеназванных трех выходных в неделю, рабочий получает право на 12 дополнительных выходных за счет бюджета родной компании. Было время, когда оплачивался отпуск работника в день его рождения. Но это новшество продержалось недолго. Перебор прочувствовали даже профсоюзы и быстренько отменили это решение. Дни рождения всех трудящихся фирмы отмечаются в один день — обычно это последнее воскресенье перед Рождеством.
Все мною названные льготы — прямое противоречие целесообразности и разумным экономическим расчетам. Такая благотворительность ставит под угрозу будущее фирмы, ее экономическое процветание.
Выход может быть только один — разумный, взвешенный пересмотр этих программ, их усовершенствование. Нужно сделать так, чтобы в выгоде оставались обе стороны: и рабочие, и работодатель.
Безусловно, это очень сложно. Рабочим трудно отказаться от вольготной былой жизни, они могут пригрозить забастовками. А чем это заканчивается, известно. В 1937 году автомобильная компания «Дженерал моторе» нанимала национальную гвардию, чтобы успокоить разбушевавшихся рабочих.
Конфликт между верхами и низами продолжается вечно. У рабочих и администрации всегда напряженные отношения. Они представляют разные общественные классы. Когда рабочий целый день стоит у конвейера, его раздражает вид холеного менеджера, попивающего кофе.
Профсоюзы бунтуют против сложившегося подхода к трудовому стажу. Если начинается кризис, в первую очередь увольняют молодых рабочих. Они считают это несправедливым. В то же время за безработными в течение шести месяцев после истечения срока пособий сохраняется право участия в голосовании по коллективным договорам. Чтобы сохранить право голоса они должны каждый месяц заполнять анкету. Но далеко не всем безработным надо это право голоса. Многие сразу же исчезают, получив последнее пособие.
Поэтому во время проведения референдума по новому коллективному договору практически голосуют рабочие со стажем. Они знают себе цену и смело «качают права». Они не боятся увольнения — оно возможно лишь в случае закрытия предприятия.
Молодой рабочий ведет себя совсем иначе, потому что дорожит своим местом. Он готов пойти навстречу компании, даже если дело касается льгот и его материального благополучия. Он знает: покажи он зубы, лишится того, что есть. Но умные профсоюзы предусмотрели ситуацию, практически лишив права голоса всех молодых рабочих.
Для чего нужен профсоюз? Чтобы защищать права рабочих, отстаивать их интересы. И в этом, по-моему, он перестарался.
Сейчас профсоюз стал элитой с прочным положением и хорошей зарплатой. Чтобы не пошатнуть положение, он снижает до минимума шансы молодых людей получить работу в автоиндустрии. Ему это не выгодно. Ему нужны старые, проверенные монстры.
Почему так случилось? Это произошло во времена золотого расцвета автомобильной промышленности.
Период с 1975 по 1978 год стал самым прибыльным в истории «Форд мотор». В чем был секрет успеха? На эту тему предложено несколько вариантов ответа.
После второй мировой войны автомобили были нужны как воздух. Выпускать автомобили считалось таким же важным делом, как печь хлеб. Третье место среди крупнейших автомобильных компаний Америки занимала «Дженерал моторе». «Крайслер» досталось скромное десятое место. Автомобильная промышленность считалась одной из самых доходных.
Основой успеха были две составляющие — группа менеджеров и профсоюзы. Сегодня практически все менеджеры имеют степень магистра по управлению предприятием. Но к этому мы пришли сравнительно недавно. На заре истории автоиндустрии ее руководство представляло собой группу малограмотных, алчных и самоуверенных типов.
Второй силой стали профсоюзы, превратившиеся в мощную и влиятельную организацию, способную воздействовать на управленческий аппарат. Да что воздействовать! По своему могуществу профсоюзы стоят с ним наравне. Ведь именно они поставляют рабочую силу, составляющую ядро отрасли.
Вернемся к истории. Объединенный профсоюз работников автомобильной промышленности образовался в начале 30-х годов. Сначала он входил в состав Конгресса производственных профсоюзов (КПП). Тот, в свою очередь, в состав Американской федерации труда (АФТ). Но в 1935 году произошел раскол. Конгресс отделился от АФТ. Хотя федерация не раз выступала с предложением объединить в своих рядах профсоюз рабочих автоиндустрии. Но безуспешно. Тот предпочел самостоятельность. И профсоюз выиграл. Все годы он отчаянно боролся с руководством автомобильных предприятий, отстаивая права рабочих. Теперь это сила, с которой принято считаться.
С основателем и лидером профсоюза Уолтером Рейтером я был мало знаком. В период расцвета его карьеры и популярности я был начинающим работником, и не представлялось никакой возможности для более тесного общения. А когда я готовился занять пост президента «Форд мотор» в 1970 году, он погиб в авиационной катастрофе. О нем я знаю больше по рассказам старших коллег, которые отзывались о нем всегда уважительно. Люди ценили его образованность и прекрасные деловые качества. Принцип его деятельности был простым и мудрым: отрезать в пользу членов профсоюза как можно больше пирога. Чем больше пирог, тем больший кусок рабочим достанется.
Старожилы вспоминают, что во время переговоров с администрацией Рейтер в самом деле рисовал на бумаге пирог. Он говорил, что задача аппарата — испечь пирог и правильно его разделить. Он показывал на кусок пирога и говорил о том, сколько необходимо средств на приобретение сырья и материалов, сколько на аренду, сколько нужно заплатить менеджерам и сколько рабочим. Если раздел, предлагаемый администрацией, его не устраивал, он настаивал на том, что разделить его по-другому.
О Рейтере ходили легенды, анекдоты. Его цитировали. Все это подтверждало популярность. Он нравился народу, народ его поддерживал. Стиль его речей знали все. Журналисты могли написать статьи об его выступлении, даже не побывав там. Они заранее знали, что скажет Рейтер.
Тем не менее, Рейтер не был так прост, как его рисовали. Он прекрасно понимал, насколько важно повышать производительность труда, как необходимы здоровые отношения между рабочими и руководством, и всячески старался уберечь обе стороны от конфликтов. За это его уважали и те, и другие.
Нынешний профсоюз значительно отличается от того, которым когда-то управлял Рейтер. Сегодняшним руководителям не очень импонирует позиция предшественника. Они по-прежнему хотят оттяпать больший кусок, при этом абсолютно игнорируя тот факт, что сам пирог становится меньше.
Рейтер хорошо понимал необходимость технического перевооружения. Даже когда это сказывалось на материальных интересах рабочих. Одним из первых он приветствовал появление роботов. «Да, пусть ради этого придется сократить рабочие места, но машины способствуют прогрессу: повышается производительность труда, растут прибыли. Нельзя игнорировать эти вещи».
Рейтера уважали, к нему прислушивались. От этого выигрывали все: и рабочие, и руководство. На заводах Детройта зарабатывали больше, чем на аналогичных предприятиях в других странах мира.
Рациональный опыт у Рейтера перенимали профсоюзы других отраслей. Железнодорожники, печатники понимали, насколько целесообразны его позиция и его действия. Когда создали тепловоз, кочегар на железной дороге оказался не нужен. Хотя многие представители профсоюза железнодорожников еще долго настаивали на том, чтобы сохранить это рабочее место.
Конечно, Рейтер порой бывал жестким и непримиримым. Но о том, что этот человек обладал даром предвидеть будущее, было известно многим. Сейчас мы сами можем в этом убедиться.
До 1948 года коллективные договора заключались сроком на год. Это создавало определенные неудобства, вносило много неясностей. И тогда обе стороны — рабочие и администрация — пришли к решению о заключении многолетних коллективных договоров. Сначала подписали договор на два года, потом, в 1950 году — на пять лет. Затем решили этот срок уменьшить до трех. Такая практика действует и до сих пор.
Профсоюзы некоторых отраслей иногда объединялись и вели переговоры о совершенствовании своей дальнейшей стратегии. Но профсоюз автоиндустрии вел переговоры только с «Дженерал моторе», «Форд» и Крайслер». Причем с каждой фирмой по отдельности. В результате выбирали самую образцовую фирму, которая после составления договора должна была стать примером для всех.
Это был выгодный тактический прием. Дело в том, что после заключения договора ни одна компания больше не имела права выдвигать какие-либо требования по зарплате. Такая практика вносила определенную стабильность в отношения рабочих и администрации.
Став президентом «Форда» я постоянно имел дело с переговорами. Мне хотелось упрочить позиции компании. Мне казалось, что профсоюз «зарывается» и оттесняет влияние администрации. Более того, профсоюз практически взял на себя все бразды правления. У них был один, но очень внушительный козырь — в любой момент они могли объявить забастовку. А этого всегда очень боялась администрация.
Кто не помнит забастовку 1970 года в Детройте, когда рабочие «Дженерал моторе» бастовали 67 дней в США и 95 дней в Канаде. От этого пострадали обе стороны. Рабочие потеряли зарплату. Стачечный фонд вначале компенсировал им убытки, но денег надолго не хватило и пришлось использовать сбережения.
А какие финансовые потери понесла «Дженерал моторе»! Ее прибыль снизилась на 64 процента по сравнению с прошлым годом. Согласно подсчетам, убыток от забастовки составил 5 миллиардов долларов. За время бездействия корпорация не произвела 1,5 миллиона легковых автомобилей, и, разумеется, не пустила их в продажу. Профсоюз воочию показал свои зубы и победил крупнейшего монстра отрасли.
«Крайслер» в 1950 году пережила 104-дневную стачку. До сих пор фирма не может наверстать убытки, понесенные тогда, и догнать своих конкурентов.
С забастовками, сталкивались все корпорации. «Форд» не однажды теряла по 100 миллионов в неделю, и это стало хорошей наукой. С тех пор все предпочитают решать споры мирным путем.
Администрация шла на любые уступки профсоюзам, лишь бы не обострять ситуацию. Но в те времена мы могли себе это позволить. Чтобы покрыть издержки на рабочую силу, мы повышали цены на свою продукцию и, таким образом, отыгрывались на потребителе.
Уничтожить профсоюз мы могли лишь закрытием предприятия. Возможно, это стало бы эффективной мерой, чтобы присмирить распоясавшихся рабочих. Но и нам это стоило бы больших потерь. На такой решительный шаг не осмелилась еще ни одна компания автоиндустрии.
А я не раз предлагал пойти на локаут. Но не находил единомышленников среди руководства. Идти на риск никто не решался. «Дженерал моторе» всегда предпочитала соглашаться с профсоюзом, только бы все было тихо и без потерь. К тому же компания всегда имела средства, чтобы соглашаться с рабочими. Компания «Крайслер» была просто вынуждена это делать: в случае стачки такая маленькая компания могла остаться банкротом.
Руководители трех основных компаний постоянно встречались для выработки общей позиции на переговорах. Вопрос о локауте поднимался всегда. Но тут же ему давали отбой. Мы никогда не могли прийти к единому решению, потому что мыслили совершенно по-разному. Ни разу нам не удалось договориться о чем-то конкретном. Профсоюзам это было на руку. Они по-прежнему чувствовали себя господами.
Глава 3.
Япония бросила вызов
Сотрудничать с «Мицубиси моторс» компания «Крайслер» начала еще в 1971 году, когда заключила договор об импорте японских легковых автомобилей «Додж» и «Крайслер» в Штаты. С тех пор партнерские отношения продолжались. В самом начале моей работы в «Крайслере» я поехал в Японию на встречу с руководителями «Мицубиси моторе».
Это происходило в Киото, древней столице страны. Мы провели ряд переговоров. Во время перерыва председатель правления «Мицубиси» Томио Кубо повел меня показать старинные храмы. Мы прогуливались, разговаривали. Я удивился, что такой крупный завод они построили в сельской местности.
«Почему вы решили возводить предприятие здесь? Ведь это историческая святыня. Сюда надо привозить туристов».
В ответ японец рассмеялся: «В этом есть наша маленькая хитрость. Как-то еще до войны здесь побывала чета Рузвельтов. Им очень понравилось это место. А когда началась война и встал вопрос о бомбардировках, президент Рузвельт распорядился не бомбить Киото: слишком трепетно он относился к этому городу. Разведка донесла нам об этом решении. И тогда мы решили построить здесь авиационный завод. Во всяком случае, мы знали, что на этом месте с ним ничего не случится».
Вот она, хладнокровная, расчетливая японская мудрость. Для достижения целя эти люди умеют использовать все средства.
Я высказал свои мысли вслух, на что японец совсем не удивился. «Мы, японцы, — сказал он, — во всем стараемся найти выгоду. И удивляемся, почему вы не всегда поступаете так же».
Я и сам этого не понимаю. Японец прав. В этом кроется загадка их стремительного прогресса. Мы же почему-то не хотим перенимать их разумную тактику. Даже сейчас, когда рьяно боремся за первенство на мировом рынке. Япония — наш самый серьезный конкурент. Идет целая война, только на этот раз экономическая. Так почему же нам не действовать ее же методами?
Не надо тешить себя мыслями, что мы легко переплюнем Японию. Для Штатов эта страна представляет мощнейшую опасность. Мы получили могущественного конкурента. В лучшем случае нам удастся удержаться с ним на одном уровне.
Условия для борьбы у нас тоже разные. Поле для битвы неровное. Япония на нем чувствует себя комфортней. Мы же похожи на однорукого бойца, и пока проигрываем.
Японцы не глупы. Они не действуют в одиночку. Сильнейшую поддержку они чувствуют на стороне правительства, и делают на это большую ставку. Министерство торговли Японии вычисляет самые прибыльные отрасли и оказывает им помощь в научно-исследовательской деятельности и проведении конструкторских работ.
Мы же относимся к Министерству торговли как к группе бесполезных бюрократов. Нас раздражает их назойливость, от которой изо всех сил стараемся избавиться. Мы не правы. Зато японцы придают министерствам экономического профиля большое значение. В них работают высокообразованные люди. Получить место в таком министерстве очень непросто: для этого надо обладать блестящими способностями. В этом заключается одна из причин стремительного развития японской промышленности.
Все знают, в каком положении оказалась Япония после войны: разруха, голод, последствия бомбардировок, отразившиеся на здоровье населения. В целях скорейшего восстановления экономики правительство сделало ставку на развитие автомобильной, сталелитейной, химической и судостроительной промышленностей. Это был разумный и хорошо продуманный шаг, позволяющий стране развиваться независимо от игры рыночных сил. В то же время правительство легко шло на сотрудничество, если это способствовало достижению цели, удовлетворению национальных интересов.
Государство, приветствовало и поддерживало развитие автоиндустрии. Отрасль получила государственные займы, поддержку научных исследований. Были приняты серьезные меры против импорта, запрещены иностранные инвестиции. Прогресс, которого достигла автомобильная промышленность, достоин восхищения. Если в середине 50-х она производила 100 тысяч машин в год, то сегодня эта цифра поднялась до 2 миллионов.
Большую роль в этом сыграла разумная стратегическая политика правительства. Но надо отдать должное и таланту японских плановиков и конструктрров. Их работоспособность, преданность делу и уникальные природные способности могут стать достойным примером для подражания. Мудро воспользовавшись поблажками правительства, они использовали все возможности для достижения наивысшего результата.
Еще одна замечательная черта японцев — единство и практическое отсутствие конфликтов. Менеджеры, акционеры, рабочие не выясняли между собой отношений, действовали сплоченно, думая не о личных интересах, а о достижении общей цели.
И все получилось. Они создали машины высочайшего уровня, соединившие в себе экономичность, компактность и безупречный внешний вид. А способствовала этому японская энергетическая политика, установившая высокие цены на бензин. Это и заставило конструкторов автоиндустрии придумать такое решение, чтобы машина «ела» бензина как можно меньше.
Техническому прогрессу Японии оказала помощь и государственная налоговая политика. Не секрет, что в Японии самые низкие налоги. Как им это удается? Скорее всего потому, что после второй мировой войны Япония значительно сократила расходы на военные нужды, освободив тем самым средства для развития экономики. Зато Соединенные Штаты с радостью взяли это бремя на себя. После войны наше правительство предложило японцам капитулировать и начать разоружение. «Не волнуйтесь, в случае опасности мы обеспечим вам защиту. Займитесь лучше производством автомобилей. Наши специалисты обучат вас этому».
Мы и обучили, вырастив на свою голову сильнейшего конкурента, у которого теперь надо учиться нам. Более того, порожденный нами же конкурент представляет большую угрозу и, возможно, скоро нас просто раздавит.
Надо идти вперед, развиваться, разрабатывать, создавать, творить! Но как мы можем перещеголять японцев, если расходы на вооружение у них в десять раз меньше? Пока мы фанатично занимаемся защитой, японцы эти средства направляют на научные разработки и исследования.
Еще один хитроумный шаг японцев — манипулирование своей валютой. Низкий валютный курс иены поддерживается искусственно. И все для того, чтобы сделать японские товары привлекательными для экспорта.
Это все понимают, но никто не может доказать, потому что Япония делает это настолько талантливо, что представить точные доказательства для ее разоблачения еще никому не удавалось.
Несколько раз я пытался это сделать. Я искал правды в посольствах, но никто не дал мне вразумительного ответа. До сих пор это остается лишь моей личной догадкой.
Когда у нас в течение недели курс подскакивает с 10 до 22 процентов, а иена мужественно стоит на уровне 240 к 1 доллару, естественно, это не вызывает подозрения.
По моим личным подсчетам, курс иены занижен минимум на 15 процентов. Конечно, это не так уж много, но если купить новую «Тойоту», это позволяет сэкономить 1000 долларов. Умно? Еще бы! И как после этого мы можем предоставить миру конкурентоспособный товар?
Много раз я пытался обсуждать этот вопрос с японцами. В один голос они уверяют, что дело не в слабости иены, а в слишком высокой «репутации» доллара. По-своему они правы. Но ситуация вряд ли изменится. Рейгановская администрация всегда проводила политику высокого курса доллара и крупных процентных ставок, сделав, таким образом, нашу денежную единицу привлекательной для иностранного капитала.
Меня вот что беспокоит. Допустим, мы добьемся больших успехов, сделаем высокоэффективным производство и сможем получать прибыль с одной машины в тысячу долларов. А японцы возьмут и изменят курс иены. Все наши усилия окажутся напрасными, а успехов как не бывало.
Нужно принимать радикальные меры, чтобы изменить ситуацию. Если все будет так продолжаться, через какое-то время мы просто окажемся в яме засыпанными песком. Правительство должно предпринять решительный шаг и потребовать у японцев ответа по поводу курса иены. Они обязаны дать экономическое объяснение стабильности национальной валюты и ее низкого курса.
Верите ли вы в существование свободной торговли? Насколько я знаю, такая практика применялась лишь четыре раза за всю историю. В течение короткого периода свободной торговлей занималась Голландия. Англия использовала ее лишь во время промышленной революции, США — во время второй мировой войны.
Практиковать свободную торговлю англичане могли не одно столетие. Тогда они считались монополистами, у них не было конкурентов. А как только они появились, англичане быстро отказались от свободной торговли.
После второй мировой войны США взяли на себя бразды правления на мировых рынках. Многие наивно полагали, что это господство будет продолжаться вечно, и чувствовали себя слишком уверенно и защищенно. И не заметили, как на первых позициях появилась ржавчина и они стали подгнивать.
Теоретически свобода торговли — выгодная штука, но при одном условии: если правила игры для всех одинаковы. Стоит кому-то сфальшивить — и это неминуемо скажется на всех.
Проблема в том, что Япония играет только по своим собственным правилам. В проигрыше оказываемся мы.
Наше невыгодное положение усугубляет такой факт: за каждую экспортированную машину правительство Японии выплачивает автостроительной фирме 800 долларов компенсации. Таким образом, в США «Тойота» стоит дешевле, чем в самой Японии. Парадокс? Но это вполне законно, потому что компенсация выплачивается с налога на товары. Она предусмотрена Генеральным соглашением о тарифах и торговле.
Разве можно после этого говорить о свободной торговле? Конечно, нет. В Европе, по крайней мере, экспортный автомобиль облагают ввозной пошлиной, чтобы компенсировать применяемую японцами скидку.
В Японии «Тойота» стоит 8000 долларов, в США — 7200, в Германии — 9000. В Париже и того лучше — 10500. Если европейцы защищают свой рынок, то мы со своим стремлением к свободному предпринимательству остаемся в дураках.
Мы сами расчищаем путь для импорта. 25 процентов рынка мы уже подарили. И сейчас умоляем не захватывать еще 10 процентов. История не помнит таких легкомысленных примеров. Мы сами хороним собственную продукцию, подрывая при этом собственное благополучие. Частью своего успеха японцы обязаны американцам, безропотно и демократично впустивших их на свой рынок.
Между тем в таком деле как автомобильный бизнес, не грех принять и более жесткие позиции. Нужно срочно потеснить японцев с нашего рынка. Максимум, что мы можем им дать, это 15 процентов.
Старушку Европу не надо учить мудрости. Свобода торговли — это, конечно, хорошо, но лимиты на импорт вводить следит. Что она с успехом и делает.
В Италию ввозится в год не более 2000 японских автомобилей. Во Франции продукция японских автомобилестроителей занимает 3 процента общего рынка. Германия сначала тоже пыталась соблюдать принцип свободной торговли. Но потом поумнела и ограничила долю японских автомобилей на рынке до 10 процентов. Англия последовала ее примеру.
Правительство США, похоже, даже не дает себе отчета в том, что делает. Руководству страны кажется, что мы по-прежнему лидеры на мировом рынке и равных нам нет. Да они просто не знают реальной ситуации. Либо не хотят ее знать. И заявляют, что мы должны проявлять великодушие и дать возможность заработать другим. Правительству давно пора проснуться и увидеть, что счастливое послевоенное время давно закончилось.
Тем более, что сами японцы изо всех сил борются с импортом. Когда представители США встретились с японскими деятелями, они хотели обсудить вопросы поставки в Японию говядины и цитрусовых, ввоз которых облагался высокими пошлинами, а также экспорта других американских товаров. Но японцы вообще не захотели говорить об этом, добавив, что готовы отменить пошлину лишь на ввоз томатного пюре. Из 30 миллиардов оборота они согласились «спустить» нам тысячу. Вот она настоящая японская щедрость.
Япония поставила перед собой четкую задачу — свести к минимуму продажу в стране американских товаров. Отсюда и ограничение нашей фармацевтической продукции, оптики, оборудования дистанционной связи. Под защитой правительства находятся около пятисот картелей. Они устанавливают едва ли не двойные цены на импорт, а заключение контрактов производится посредством закрытых торгов. Японцы сумели оградить свой рынок железной проволокой: чтобы пустить на японский рынок наш товар, требуется пройти неимоверное множество бюрократических преград, и при этом в большинстве случаев остаться ни с чем. Качать права в Японии бесполезно, потому что внешне все выглядит законно. Хитроумные и изобретательные, они придумали столько лазеек в законодательстве, что ни один американец не сможет найти повод для возражения.
Возьмем хотя бы картофельные чипсы. Этот продукт в Японии очень популярен. Сначала его относили к категории полуфабрикатов и облагали пошлиной в 16 процентов. Но стоило американскому предпринимателю попытаться прорваться на японский рынок со своей продукцией, чипсы тут же отнесли к категории кондитерских изделий и обложили пошлиной в 35 процентов.
Или сигареты. Нашим сигаретам японцы отводят лишь 8 процентов своего рынка. Каждая пачка облагается пошлиной в 50 центов. Такова свободная торговля по-японски.
Этот народ насколько изобретателен в достижении своих целей, что не преминул даже использовать языковой прессинг. Каким образом? А вот как. Японцы запрещали рекламировать на японском языке американскую продукцию. А поскольку половина населения английским не владела, представляете какой эффект был от такой рекламы? Попробуй использовать такие методы у нас, и я представляю, какой поднимется вой. Слава Богу, в 1981 году японцы одумались и отменили свое изобретение.
Мне часто задают вопрос о том, что я поддерживаю: принцип свободной торговли или протекционизм? Мой ответ отрицательный в обоих случаях. Мне не нравится ни то, ни другое. Более того, я считаю, что законодательство не должно регулировать доступ товаров на местный рынок. По-моему, США — единственная в мире страна, у которой отсутствует разумная торговая политика, страна, которая до сих пор использует принципы свободной торговли, не думая о своем будущем.
Я не приветствую жестких позиций и радикальных перемен. Гораздо ближе для меня — золотая середина, когда каждый остается при своих интересах и получает выгоду. Прежде всего, необходимо срочное принятие мер в целях изменения торгового баланса с Японией. Торговые отношения должны стать взаимовыгодными.
Пока же мы имеем убогое однобокое сотрудничество. Мы поставляем в Японию пшеницу, кукурузу, соевые бобы, лес и уголь. Япония экспортирует к нам автомобили, мотоциклы, электронику, оборудование.
Что получается? Мы поставляем в Японию сырье, она нам — готовые изделия. Америка в наших отношениях оказалась в роли колонии. Дожили!
С каждым днем японцы все увереннее завоевывают наш рынок, разоряя одну отрасль за другой. А мы спокойно смотрим, как пустеют наши карманы, и в ус не дуем. Авось пронесет!
Рынок фотоаппаратов, электроники, спортивных товаров давно в руках японцев. 25 процентов рынка автомобилей тоже в их власти. И столько же рынка сталелитейной промышленности. Причем они сделали это очень хитро, путем контрабанды. Они красят сталь, цепляют на нее колеса и под маркой автомобиля везут в Соединенные Штаты.
Японская экспансия разоряет не только промышленников. Автоматически она порождает безработицу. Чем больше японских автомобилей на рынке, тем меньше продается наших. Меньше продажи — меньше производство. Необходимость в рабочей силе тоже уменьшается. В то же время у себя на родине японцы сумели обеспечить полную занятость. Согласно статистике, уровень безработицы у них 2,7 процента, у нас — 10—13 процентов.
Завалив нас своими автомобилями, японцы взялись за компьютеры и самолеты. Только не подумайте, что я плохо отношусь к японцам. Как к нации, я испытываю к ним глубокое уважение. Просто меня раздражает та наглость, с какой они нарушают правила игры, сохраняя при этом доброжелательную улыбку на лице. А мы улыбаемся в ответ, хотя понимаем, чем чревата эта улыбка. Конечно, на первом месте у них стоит выгода. Но когда она окажется на первом месте у нас?
Открыто об этом говорю только я. Мои коллеги в душе согласны со мной, но предпочитают молчать. Поэтому многие считают, что я не люблю японцев и категорически против них выступаю. По этому поводу даже стали ходить анекдоты.
Вот один из них. Учитель спрашивает: «Скажите, дети, кому принадлежат слова: «Я сожалею, что живу только одну жизнь, которую могу отдать за свою страну»?
Японская девочка отвечает: «Это сказал Натан Хейл в 1776 году».
«Правильно», — кивнул учитель. — А такое выражение: «Дайте мне свободу или смерть»?
Снова поднимается японская девочка: «Эти слова принадлежат Патрику Генри. 1885 год».
«Отлично, — сказал учитель. — Всем остальным должно быть стыдно. Вы ведь американцы, а она японка».
«Чтоб они пропали, эти японцы», — вздохнул мальчик на задней парте.
«Кстати, — спросил учитель, — а кому принадлежат эти слова?».
«Ли Якокка, 1982!»
Хороший анекдот, хотя на самом деле я хорошо отношусь к японцам. Я уважаю их за работоспособность, талант, преданность делу и фанатичное служение национальной идее. Они знают, чего хотят, и как этого добиться.
Они знают, как делать хорошие машины. Прошлое десятилетие они уверенно держали первенство на мировом рынке. Это прочно отложилось в сознании потребителя, и даже теперь, когда у нас появились автомобили получше, они все равно уверены, что японская «Тойота» лучше американского «Форда».
Чем обязаны японцы своему успеху? Основа любого дела — рабочая сила. Японцы не так глупы, чтобы баловать своих рабочих. Средняя зарплата японского рабочего автоиндустрии на 40 процентов ниже, чем у его американского коллеги. У них нет никаких надбавок в связи с удорожанием жизни, медицинских пособий, из-за которых мы вынуждены повышать цены на свои автомобили.
В то же время японский рабочий не так прихотлив, как наш. И производительность труда у них гораздо выше. Не потому, что они умнее, а потому что совсем по другому относятся к делу, у них другие правила.
В Японии существуют две категории рабочих: квалифицированные и неквалифицированные. Примечательно, что у них квалифицированный рабочий может с легкостью подмести пол, если видит, что в цеху грязно, и не будет считать это чем-то зазорным или унизительным. У нас же каждый четко знает перечень своих обязанностей, и упаси Бог из него выйти! Почему я должен мести пол, если мне за это не платят?
В японском коллективе простые и доброжелательные отношения, они легко приходят на помощь друг другу, потому что все работают во благо общего дела. Отсюда и высокая ответственность, и высокая производительность труда.
У нас всем управляют профсоюзы, оголтело отстаивающие права рабочих. У американцев существует не две, а сто пятьдесят категорий рабочей силы. Для каждой категории — строго очерченный круг обязанностей. И ни один американец не будет делать работу, если она не входит в этот самый перечень.
В Японии тоже есть профсоюзы. Но они тесно взаимодействуют с администрацией и полюбовно решают все вопросы. Потому что понимают, что нужны друг другу. Их отношения существенно отличаются от наших. Нагнетание конфликтов, бесконечное отстаивание своих прав стали традицией в отношениях американской администрации и рабочих.
А между тем нам было бы неплохо поучиться у японских рабочих дисциплине и безотказности. Если что-то сломалось в конвейере, японец тут же пробует его починить. Наш рабочий ждет, когда придет мастер, чтобы его отремонтировать. Почему он должен заниматься не своим делом?
В Японии рабочие гордятся своей работой. Она для них — главная цель в жизни, ее предназначение. Прийти на работу в нетрезвом виде? Для Японии это нонсенс. Забастовки, конфликты, производственные скандалы — вещи, о которых большинство даже не знает. Увольнения там очень редки.
Руководство даже стало наказывать сотрудников, которые выходят на работу во время отпуска или задерживаются после завершения трудового дня. Для Америки это нечто неслыханное. Пожертвовать отпуском ради работы? Это же нарушение трудовых прав!
Управленческий аппарат в Японии тоже работает по своим принципам. В Америке они вряд ли бы показались понятными. Зарплата японского менеджера в автомобильной промышленности едва ли не на половину меньше американского. Никаких надбавок за стаж он не получает, как и льготного приобретения акций собственной компании.
Типичная карьера японского менеджера начинается с работы на конвейере. По социальному статусу он ничем не отличается от рабочего. Любого американца такое равенство просто повергло бы в шок.
Зато у японских менеджеров и рабочих нет разногласий, они чувствуют себя совершенно равными. У нас же между ними происходит постоянная борьба. Да и правительство в Америке не поддерживает тесных контактов с частной промышленностью.
Во всем виноваты идеологи, внушившие общественности, что государство не должно вмешиваться в частный бизнес. Излишнее вмешательство и контроль, конечно, могут повредить делу, но поддержка и разумное сотрудничество крайне необходимы.
Из свободной торговля должна превратиться во взаимовыгодную. Если Япония сокращает объем импорта, мы должны поступить точно так же. Если она манипулирует своей валютой, мы должны положить этому конец.
Пока же государство спит. Но, думаю, оно скоро проснется. Иначе через несколько лет главной ценностью Соединенных Штатов останутся банки, видеокассеты и гамбургеры. Не думаю, что найдется американец, который захотел бы такой увидеть в конце двадцатого века родную страну.