Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Женщина в возрасте Змеи



Григорий Кваша

Возрастной гороскоп. Загляни в своё будущее


Предисловие

Проблема возрастов человека одна из центральных в гуманитарных науках. Поняв смысл возрастных изменений, мы неизбежно поймем смысл жизни. Именно поэтому возрастами занимались не только психологи и социологи, но и философы, поэты и писатели. Впрочем, труднее найти тех, кто не занимался возрастами.

Вопросов море. Сколько возрастных ступеней в жизни человека? Какова их длительность? Запрограммированы возрастные изменения генетически или являются ответом на внешнее воздействие? Отличаются ли женские и мужские возраста? Есть ли формальная логика в возрастной череде? Какова она? Действительно ли возрастная последовательность выводит нас на определение смысла жизни? Если да, то в чем же указанный смысл?

На все эти (и многие другие) вопросы отвечает сверхновейшая (1988–2000) возрастная теория, родившаяся внутри структурного гороскопа (не путать с астрологией).

Структурный гороскоп – очень крупная система знаний. Исторические ритмы, брак, векторное кольцо, собственно гороскоп (знаки годовые и зодиакальные). Однако возрастная теория занимает во всей этой системе поистине центральное место, ибо содержит в себе не только знание об окружающем нас мире, но и указание на пути развития этого мира.

Уникальность этой книги в том, что в ней собрано все, что написано мной по теории возрастов, возрастной психологии, теории эволюции.

Первая часть – по сути дела, история открытия возрастного гороскопа. Сюда же входит и библиотека возрастного гороскопа, напоминание о взгляде на проблемы возрастов Шекспира, Шопенгауэра, Флоренского и других светлых людей.

Во второй части дан наиболее структурный вариант возрастной теории. Наиболее сухой и строгий.

Третья часть – это изложение достаточно неожиданной теории эволюции человечества через все те же понятия возрастов человека.

Притом что к самой теории претензий нет, хотелось бы напомнить, что исследованиям по возрастному гороскопу всего лишь 12 лет, а потому деталями и подробностями теория обросла еще недостаточно. В определенном смысле все, что здесь изложено, – это заявка на открытие, а вовсе не изложение общеизвестных истин.

Часть первая

РОЖДЕНИЕ ВОЗРАСТНОГО ГОРОСКОПА

Вступление

Возрастной гороскоп неразрывно связан со всеми остальными разделами структурного гороскопа. По сути дела, возрастной гороскоп появился как одна из многих структур. Однако тесная взаимосвязь с ними не лишает возрастной гороскоп права на самостоятельное существование.

Начало исследованиям положил 1985 год. Ни о каких структурах, разумеется, тогда не было и речи – шел элементарный эмпирический набор материала. Теперь же ясно, что всеми своими удачами структурный гороскоп обязан именно тому году. Слишком много зависит от правильности выбранной методики. А методика была проста. Были рассортированы по годам рождения все главные персонажи всех доступных энциклопедий.

12 знаков восточного гороскопа, таким образом, из забавных зверушек превратились в длинные шеренги великих идей, грандиозных дел и свершений, которые стояли за людьми, родившимися в те или иные годы.

В общем-то обычная схема для любого научного исследования – набиваешь голову максимально большим количеством экспериментальных материалов и ждешь, когда, переварившись, материал начнет формировать теоретические положения.

Поначалу, в полном согласии с восточной эмпирической традицией, стали появляться именные характеристики – капризы Козы, агрессивность Быка, у Тигра – завораживающий голос; у Крысы – невольная тяга к воде. Но вскоре начали складываться первые схематические линии, названные нами структурными.

Первой открылась "идеологическая" структура, которую любой астролог назвал бы тригонами, а мы назвали тройками. 12 знаков разбились на четыре тройки, внутри которых между знаками установлено поразившее нас своей силой и очевидностью родство. Удивление было столь сильно, что на время мы полностью забыли о вдохновлявших нас до этого зоологических аналогиях.

Постепенно сложились и названия троек. Тройка воли – Тигр, Лошадь, Собака; тройка любви – Крыса, Дракон, Обезьяна; тройка боевитости (логики) – Петух, Бык, Змея; тройка сыска (интуиции) – Кот, Коза, Кабан. Стало ясно, что известная классификация людей по типам мышления – логическое, интуиционное, волевое и физиологическое (мистическое) – идеально подходит для четырехлетней периодичности.

Мир стал делиться на четыре части.

Первая открытая нами структура, как оказалось впоследствии, была самой сложной по своему построению, самой богатой и глубинной. Работа над ней продолжалась всегда и не остановлена и сейчас. Под флагами этой структуры сходятся, кажется, совсем не тождественные понятия и явления: например, мужские знаки – Тигр, Собака, Лошадь – объединили в себе такие свойства, как воля, новаторство, романтическая любовь, домострой, удачная власть и объективная философия, – не только не тождественные, но в чем-то и противоположные.

(Сложность структуры еще и в том, что, как выяснилось позже, она единственная различает мужчин и женщин и, стало быть, нуждается в двух версиях – женской и мужской.)

Сейчас трудно вспомнить, была ли первая структура открыта нами или взята из каких-то астрологических слухов, которые заменяли в первые годы перестройки астрологическую литературу.

В любом случае реальность этой структуры показывала возможность поиска составляющих каждого знака, элементарных частиц.

Вторая структура была исключительно нашим открытием, ни о каких аналогах ей нигде никогда не упоминалось. И это поразительно, ибо былые исследователи восточного гороскопа не заметили самую мощную и самую неотвратимую закономерность, рожденную годовыми знаками, – мы назвали ее векторное кольцо.

Открытие этой структуры перевело наши исследования на принципиально новый уровень. Стало ясно, что структур больше одной и что существование внутренних структур не перечеркивает аналогий знаков с зоологическими видами, ведь векторное кольцо подтверждает единство механизмов общения в мире людей и в мире животных.

Зная законы векторного кольца, мы могли бы уже не на ощупь, а с полной уверенностью определять даты перехода одного года в другой. Сплошь и рядом переходы между годами происходили в январе. Ни о каком феврале, подаваемом во всех восточных календарях, не могло быть и речи. И стало ясно, что в исследованиях своих мы одиноки.

Третья структура была порождена чисто теоретической предпосылкой. Теория требовала, чтобы была еще одна структура, которая бы позволила отличать по набору элементарных свойств все 12 знаков.

Структура эта была найдена и названа психологической, организована она на тех же принципах, что и идеологическая (четырехлетняя периодичность), в ней также четыре тройки тождественных знаков. Два элементарных свойства, пересекаясь, давали четыре различные характеристики. Чистая взлетность давала тройку мечтателей (Кот, Дракон, Тигр). Чистая приземленность давала тройку деятелей (Петух, Собака, Обезьяна). Сливаясь, эти качества образовали тройку гуманистов (Лошадь, Коза, Змея). Отсутствие обоих элементарных качеств давало тройку малочувствительных знаков (Кабан, Крыса, Бык).

По энергетике далеко не самая важная структура, но очень хорошо объяснявшая, например, центральную роль в кино знаков Петуха, Собаки, Обезьяны; центральное положение в литературе гуманизма Змеи, Лошади и Козы; в поэзии – Тигра, Кота, Дракона, а, скажем, в рок-музыке – Быка, Крысы и Кабана.

Эта структура также не имеет аналогов в астрологических схемах, хотя додуматься до нее было совсем не трудно.

После обнаружения психологической структуры гороскоп приобрел совершенно законченный вид. У каждого года появился свой четырехзначный индивидуальный шифр. Векторное же кольцо, благодаря этому шифру, приобрело вид математически обоснованного построения, ибо до этого его порядок никак объяснить не удавалось.

Поиски продолжались. Теория не требовала более никаких структур. Даты переходов определены, строгая иерархия, подаренная психологической и идеологической структурами, радовала глаз, векторное же кольцо, ураганом проносясь по этой гладкой системе, искривляло ее пространство, лишало ее застоя и заданности, вносило столь важный динамический элемент, можно даже сказать, очеловечивало, как бы приближало к картине бытия, не выдерживающей, как известно, слишком прямолинейных схем.

Работа, казалось, была завершена, но тут обнаружилось очень заманчивое соответствие некоторых знаков определенным возрастам человека. Связь эта все более завораживала. Лев Толстой, родившийся в год Крысы, очень хотел написать что-нибудь гениальное для детей, но при всем своем величии так и не сделал этого. Родившийся в год Крысы Антуан де Сент-Экзюпери написал чудесное произведение для детей "Маленький принц", но этот принц детям не подошел, а вот юность, напротив, встретила эту сказку с ликованием, ибо почуяла в ней свое, уже не детское обличье.

Оказалось, что детских писателей, родившихся в год Крысы, просто нет. Зато среди кумиров очень ограниченной в своих пристрастиях юности были именно Крысы – вечно молодой Уильям Шекспир или наш современник, не слишком молодой Булат Окуджава.

Постепенно выявлялась возрастная координата каждого знака. И всякое новое подтверждение связи знака и возраста рождало все большую уверенность. Крысы всегда слыли лихими сквернословами и скабрезниками, вспомним Полежаева, Баркова, Франсуа Вийона... Стоит ли говорить, что такие факты усиливали подозрение о связи Крысы с юностью?

Другие знаки тоже искали свое место. Лошадь и Бык уверенно топтались вокруг детства, ибо люди этих двух знаков легче всего находили путь к детскому сердцу. Достаточно вспомнить, что в год Лошади, например, родились Корней Чуковский, Алан Александр Милн, Даниил Хармс, Алексей Толстой, Сельма Лагерлеф, Агния Барто, Борис Житков, Виталий Бианки, Юлиан Тувим и многие другие, писавшие для детей.

Кроме того, эти два знака своей энергией, неутомимостью, боевым задором и бодростью, которые они сохраняют и в преклонные годы, наводят на мысль, что старость их как-то не захватывает...

Не вызывала сомнений координата Змеи – у людей этого знака самая низкая энергетика (у мужчин), депрессии, самоубийства, умудренность и рассудительность даже в юношеские годы, фантастически скорый расцвет и созревание (например, Маяковский, Шолохов).

Кот бегал из детства в старость и обратно. С одной стороны, игрив, с другой – ленив... Коза в детство никак не шла – уж больно флегматична. Ну а Драконов сплошь и рядом называли вечными юношами. Кабана же, напротив, был большой соблазн записать в старики, хотя друзья Кабаны и уверяли меня в своей вечной молодости.

И вот в январе 1988 года, наблюдая своего сына, которому только-только исполнилось восемь месяцев, я вдруг осознал, что сей малец, не прожив еще и одного года, перешел за последние дни в совершенно новое состояние, что состояние это – второй возраст и соответствует он знаку Обезьяны, ибо все в его поведении соответствует нашему представлению об этом знаке – загадочная улыбка, сладость, всеядность, страсть все пощупать, попробовать. Координаты шести знаков мне были совершенно ясны. Остальное было делом техники.

..... – Обезьяна – ..... – Лошадь Бык – Крыса – ..... – ..... Змея – ..... – ..... – Тигр

Как только эта схема возникла в голове, заполнить пустые клетки не составило труда.

Петух никогда не претендовал на место в детстве, но ведь ему и не предлагалось детство – ему предлагались первые восемь месяцев после рождения – очень странный возраст беспрерывных криков и беспомощного барахтанья.

Коза вписалась между Обезьяной и Лошадью, напомнив о своих инфантильных капризах и о достаточно легком проходе к детской психологии (Марк Твен, Астрид Линдгрен, Пушкин, Джонатан Свифт).

Что касается Кабана, то сразу вспомнилась его центральная роль в интеллектуальной рок-музыке, к которой легко присоединялся, например, Модест Мусоргский, один из немногих классиков, легко переложимый на рок-язык (читай: молодежный язык).

Ну а поставив три поэтических знака в конец жизни, можно было понять взлетность как то самое свойство, которое дарует природа старым людям, чтобы они могли беречь силы, энергию.

Новая структура открылась. Я был уверен, что предстоит долгая ее проверка и поиск весомых доказательств.

Но все оказалось проще. Я быстро обнаружил книгу Александра Толстых "Возрасты жизни", подписанную в печать в апреле 1988 года. Более благодарного читателя автор, наверное, никогда не имел.

Практически проблема поиска доказательств отпала – все, что надо, было в книге. А ведь до 1988 года я и не догадывался о многовековой истории этой совершенно самостоятельной и очень важной для людей науки. Но постигать ее мне было легко, ведь я владел ключом к постижению проблемы возрастов и мог обойтись без многих экспериментов.

Мне не надо было думать о причине возникновения возрастов, о том, что первично – воспитание ли, среда, гены? Мне было ясно, что знак возраста – программа не менее жесткая, чем знак года рождения. И из этой программы не вырваться. Ну а то, что в ней есть определенная логика, так тут не воспитателей благодарить нужно, а создателей...

Открылась философия жизни человека вообще, без учета эпохи, общественного строя, уровня жизни, национальных традиций и т. д.

Первое, что не вызвало сомнений, – это наличие четко разделенных трех периодов в жизни. По обыкновению, хотелось их назвать детством, зрелостью, старостью, хотя позже и стало ясно, что это неправильный подход: ведь он подразумевает, что в середине жизни наступает некая вершинная область, к которой человек движется с детства и, пройдя ее, потом в старости отдыхает.

Итак, детство – четыре знака: Петух, Обезьяна, Коза, Лошадь. Если бы сохранялся порядок следования знаков гороскопа, то дальше был шел знак Змеи. Переход от Лошади к Змее был бы мягок, ведь это знаки одной психологической тройки, но идет не Змея, а Бык – знак, во многом противоположный. Четыре знака второго периода – Бык, Крыса, Кабан, Собака – идут в такой же очередности, как и в годовом гороскопе, но между Собакой и Змеей, открывающей третий период (Змея, Дракон, Кот, Тигр), – опять резкий разрыв.

Таким образом, из всех 11 переходов выделяются два особенно крутых – в 12 лет (Лошадь – Бык) и в 42 года (Собака – Змея). Само по себе это не открытие, катастрофичность этих двух переходов многократно описана. Здесь важно другое – гороскоп дает объяснение этим кризисам и демонстрирует, что это рубежи трех принципиально различных и достаточно самостоятельных жизненных периодов. Причем внутри каждого из этих периодов человек развивается по одному и тому же принципу. В чем состоит этот принцип?

Каждый из трех периодов начинается логическими знаками (Петух, Бык, Змея). Это означает, что каждый первый возраст – это возраст планирования на весь период. Но возможно ли в первом возрасте что-то планировать? А. Толстых назвал ребенка в этом возрасте "потенциальной личностью", фактически независимо от структурного гороскопа придя к термину, который мы относим к знакам Петуха, Быка и Змеи. Потенциальность – это и есть планирование, не точный прогноз, а именно нацеленность на будущее, взведение пружины.

Кто не помнит, как заводилась нами пружина в возрасте 12–17 лет (возраст Быка)? Лев Толстой так описывал вхождение в этот возраст: "В продолжение года, во время которого я вел уединенную жизнь, сосредоточенную в самом себе, моральную жизнь, все отвлеченные вопросы о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души уже представились мне; и детский слабый ум мой со всем жаром неопытности старался уяснить те вопросы, предложение которых составляет высшую ступень, до которой может достигать ум человека, но разрушение которых не дано ему".

Идет формулирование, пусть и неосознанное, программы жизни.

Ну а что планировать человеку в возрасте Змеи (42–55 лет)? Середина жизни – до планов ли? Но дело в том, что именно в этом возрасте мужчина становится недоволен своим чрезмерно общественным поведением – семья, работа, обязанности... А как же он сам, его душа, его чувства, его мысли? Тяжелый кризис, особенно если он совпал с охлаждением к жене, разногласиями с подросшими детьми, недовольством службой. Вот и планирует человек, в зависимости от своего уровня, – кто дачку, кто тачку, ну а кто начинает заглядывать к себе в душу.

Вторые возрасты – возрасты перебора вариантов, возрасты любви, – словом, всего, что соответствует знакам мистической тройки (Обезьяна, Крыса, Дракон).

Третьи возрасты – возрасты моделирования, игровой подготовки к исполнению возрастной задачи, обобщения накопленной информации. И в этом незатейливом застое мало чем отличаются капризный и нежный бездельник-дошкольник (Коза), интеллектуальный и аскетичный бездельник – молодой специалист (17–24, Кабан) и задумчивый мемуарист, греющий старые кости на солнышке (70–85, Кот).

И все эти этапы каждого периода венчает заключительный четвертый возраст – возраст железной воли, безостановочного прогресса, напряженной, на грани возможного, работы.

Лошадь (7–12 лет). Учеба и хозяйство, физическая сила и закалка, обучение всему на свете, а главное – самостоятельности, все сам. Собака (31–42 года). Работа и хозяйство, жена, дети, карьера, спорт, пеленки и одновременно самые великие открытия – все в этом коротком и ярком возрасте. Менделеев открыл великий закон в 35 лет, Мендель свои работы вел в 34–41 год. И так все великие открытия.

Ну а описание напряженной работы в возрасте Тигра (85 – до отпущенного срока) впрямую выводит на понимание смысла жизни. И от сознания такой открывающейся с помощью гороскопа перспективы, конечно, захватывает дух...

Гороскопическая версия возрастной теории объяснила – и это очень важно – различия между мужчиной и женщиной. Не представляю, как до столь тонких нюансов доходили бы без гороскопа, ведь, скажем, девушка в возрасте 12–17 лет, сохраняя образ, язык, атрибутику юношеских комплексов, юношеского планирования, по сути, обладает сильнейшей волей, да к тому же еще и становится источником неуправляемой любви. (Чтобы постичь силу этой любви, достаточно поприсутствовать на любом концерте кумиров этого возраста.) Пока мужчины, достигшие 42 лет, терзаются от неожиданно нагрянувшего кризиса, переосмысляя прожитую жизнь, женщины расцветают, становятся уверенны и самостоятельны. Кто знает структурный гороскоп, уже нашел ответ: ведь женщина-Змея обладатель сильнейшей воли и источник любви, ей не до терзаний – дело надо делать...

Так потихоньку складывалась женская версия возрастного гороскопа: Крыса – идеальная невеста, Кабан – идеальная любовница, Собака – идеальная жена и мать.

Но вернемся к 1988 году. Открытие возрастных соответствий не прекратило поиска иных структур. К концу этого плодотворного года наконец-то найдена структура, которой давно уже пора было появиться – обнаружились те самые квадраты, которые известны любому астрологу. Объединение в три четверти знаков, отстоящих друг от друга на три года. Догадывался ли я раньше, что такая структура возможна? Наверное. Но срабатывал главный принцип – структуры нет, пока она не начала работать. А заработала так называемая социологическая структура лишь к концу 1988 года (точнее, ее работа стала видимой).

Как-то сразу обнаружилось, что создатели опер и оперетт родились в годы Кота, Петуха, Крысы, Лошади, а живописцы, создавшие шедевры глубинной, бесконечной живописи, родились в годы Обезьяны, Змеи, Кабана, Тигра. Первых поначалу называли всенародными знаками, вторых – эзотериками, благо они давали к этому много поводов. Оставшиеся четыре знака – Собака, Коза, Бык, Дракон – получили самое удачное название – ортодоксы.

Если идеологическая структура идеально ложилась на типологию мышления, то новая структура соответствовала юнговской концепции. Всенародные знаки – теперь они зовутся открытыми – экстраверты; эзотерики – это, конечно, интроверты. Юнгу не хватало ортодоксов, на что ему указывал еще Бердяев (Собака): "Я не экстраверт и не интроверт".

Новая структура имела элегантный теоретический вывод, связанный с двухвекторной систематикой знаков, а также объясняла, почему знаков именно 12, а, например, не 16.

Таким образом, общая теория структурного гороскопа от появления новой структуры стала еще яснее.

Но особенно мощно новая структура помогла трактовать возрастной гороскоп. Посудите сами: планирование и реализация детства приходится на открытые знаки – Петух и Лошадь, планирование и реализация зрелого периода приходится на ортодоксальные знаки – Бык и Собака. Ну а третий период и в планировании и в реализации приходится на закрытые, самоуглубленные знаки – Змея и Тигр.

Было полностью подтверждено предположение, что периодизация человеческой жизни связана с изменением его социальной ориентации.

Первый период – детство – досоциален, это время подготовки к социальной жизни; второй период и есть собственно жизнь в обществе, и, наконец, третий период – время, когда человек перерастает общество, встает над его суетой и заботами.

Можно трактовать иначе. Первый период: ребенок рождается, открытый всему свету – чистый и развернутый лист; второй период: происходит ограничение сферы восприятия, соответствующее ортодоксии, человек сосредоточивает свое внимание на мире людей; третий период сворачивает человека, обращает его внутрь себя, окукливает, сжимает в точку.

Но быть может, самая плодотворная трактовка такая: человек, переходя в очередной период, пробивает очередную скорлупу, лишается очередной инфантильности.

Выходя из утробы матери, человек преодолевает первую оболочку, чтобы войти в круг семьи, без которой не может существовать. В 12 лет он прорывает и семейную оболочку, попадая в круг общества, все свои помыслы связывая с ним, и лишь в 42 года прорывает и эту оболочку, наконец-то становясь самостоятельной и самоценной личностью. На этом, однако, борьба не кончается, еще четыре возраста душа человека готовится к тому, чтобы преодолеть последнюю границу – покинуть тело.

Вот так рождалась новая философия возрастов, смысл которой в последовательном движении вперед в течение всей жизни, как бы это движение ни трактовалось – как сворачивание открытого пространства в точку или снятие четырех панцирей со зреющей души.

Откуда же тогда взялся у людей стереотип об убогости старости, о деградации человека с возрастом? Стереотип стойкий. Тут много причин. Прямолинейная аналогия с растительным и животным миром – рост, созревание, увядание. Возможность наблюдать в основном одиннадцатый возраст (Кот), в котором пока еще трудно различить духовное совершенство, ведь до 85 лет мало кто доживает. Но давайте вспомним ярчайшее свидетельство – духовное величие старцев, хотя их и было слишком мало.

Но главное не в этом. В каждом возрасте человек должен совершить то, что требует эта возрастная программа. Если, например, в 12 лет он не пытается выйти в общество и остается целиком при родителях, он становится социально инфантильным человеком. Не пытающийся в 42 года найти свою личность, свое духовное "я" становится личностно инфантильным. Таких людей большинство, а потому пройти весь путь к последнему рубежу дано очень немногим, и их считают исключением.

Может быть, предпосылки бессмертия человеческой души, проглядывающие из возрастного гороскопа, и есть главное достижение всей теории. И все же нельзя, даже ради бессмертия, забыть обо всех других, в частности практических, следствиях теории.

Что дали возрастные соответствия для понимания собственно знаков бывшего восточного, а ныне структурного гороскопа? Немало.

Первое пояснение давало повод расположить знаки на оси скорости мышления и объема памяти. Получалось, что максимальная скорость мышления у родившихся в год Петуха, а максимальный объем памяти у Кота, Тигра.

Соответствия порождали еще одну раскладку в три четверки, внутри которых у всех знаков одинаковая физиология, одинаковая эмоциональность, одинаковое планирование и осуществление. Структура не так легка для понимания и трактовки, но она работает, а стало быть, существует.

Например, эта структура объясняет, почему невзлетный знак Змеи так неутомимо влечет к поэзии. Дело в том, что у Змеи и физиология (от Дракона), и эмоциональность (от Кота), и осуществление (от Тигра) – все взлетное.

Еще одна структура, происходящая из возрастных соответствий, – это структура мостов для последовательных знаков. Все знаки тройки логиков и волевиков являются последовательными. Например, Змея и Тигр – последовательные эзотерики. А Обезьяна и Кабан очень часто производят впечатление открытых, компанейских людей.

Такой знак, например, как Змея, без знания его возрастной позиции вообще невозможно понять. Лишь помня о том, что это единственный знак, лишенный энергетической подпитки и не наделенный еще энергосберегающим механизмом (взлетностью), можно объяснить "змеиные" депрессии, срывы, трансы и т. д.

Психологическая структура возрастным порядком разорвана в клочья, но тем не менее ее характеристики в свете возрастов приобретают новые оттенки. Так, взлетность можно сравнить со всеми атрибутами старости, например солидностью, мягкостью походки... А безжалостность (Бык, Крыса, Кабан) можно трактовать как молодежную тему. Тогда легче объясняется стремление юности шокировать, непритязательность по части бытовых условий и т. д.

Словом, теоретических следствий чрезвычайно много, и здесь они представлены лишь в самом общем виде.

Надеюсь, читатель сможет представить диапазон чисто практических следствий, которые вытекают из теории. Чрезвычайно перспективно чисто медицинское описание возрастов.

Стоит, может быть, напомнить, что наступление нового возраста сопровождается не только изменением типа мышления, но и мощной физиологической перестройкой. Смена зубов, включение и отключение желез – это тоже 12 возрастов человека. Образ жизни, способы лечения – все должно точно соответствовать каждому отдельному возрасту. То, что хорошо для одного возраста, – может быть губительно для другого.

На одном следствии хочется остановиться особо.

Открытие соответствия между знаками гороскопа и возрастами человека подтвердило давние антиастрологические подозрения, которые на заре наших исследований зародились у меня и Сергея Петухова. Мы сильно усомнились, что природа столь расточительна, чтобы, согласно астрологическим доктринам, слать нам из космоса, со всех видимых и невидимых планет, длинные и подробные письма, полные повторов. Гораздо естественнее было предположить, что шлют нам не письма, а телеграммы, а в них всего четыре цифры из двоичной системы (четыре бита информации). Организм же человека, подчиняясь этим командам, включает ту или иную программу, заложенную внутри его (в генетическом коде). Но было непонятно, зачем человеку таскать на себе горб из одиннадцати ненужных программ.

То ли дело теперь. Картина становится простой и ясной. В человеке 12 возрастных программ, каждая из них ждет своего часа. Но одна из этих программ, в зависимости от года рождения, включена всю жизнь. Вот я, например, родился в 1954 году и стал пожизненным младшим школьником, что не мешало мне планомерно вступить в 1985 году в восьмой возраст своей жизни – возраст Собаки, в каковом я сейчас и пребываю.

* * *

Перед тем как изложить сам возрастной гороскоп, дать подробное описание каждого возрастного знака, хочется все же предупредить, что пожизненный знак важнее.

Возрасты в свое время включаются, в свое время уходят, а знак вашего года рождения и все его возрастные характеристики остаются с вами всю жизнь.

 

Глава 1

ВОЗРАСТ ПЕТУХА

(от рождения до года)

Возраст Петуха1 и возраст Тигра – ключевые для теории, ибо они выводят ее за границы земной жизни (до и после) и дают нам шанс постичь категории, доселе человеку недоступные, такие, как космический разум, работающая душа и т. д. Однако вначале надо разобраться с проблемой "человек в утробе матери". Легче всего было бы заявить, что нет внутри матери никакого человека, а есть лишь часть материнского организма, готовая в свое время отделиться и стать самостоятельной. И все же, если мы беремся рассуждать о трансформациях после смерти, почему бы не сделать некоторые предположения о состоянии человека перед рождением?

 

1 Чаще всего возраст Петуха заканчивается в семи-девятимесячном возрасте.

 

Вместилище неродившегося человека – это космос, состоящий из пространства, времени, разноречивых звуков и некоей музыки. Короче говоря, этот космос полон того, что родившийся разумник лучше всего умеет считать. За какое-то время перед родами этот космический пришелец начинает совершать экскурсии в свою будущую оболочку. Старая же его оболочка к моменту родов резко распадается. Так что рождение – это еще и смерть чего-то старого. Может, об этой смерти плачет младенец, о том, с чем расстается, покидая этот космос.

Стоит ли общаться с неродившимся человеком? Несомненно. Языков наших он, конечно, не знает, не знает, наверное, и того, какое слово доброе, какое злое. Но вот, скажем, ритм сердца, тембр голоса и даже какую-то мелодию он обязательно запомнит. И если, родившись на свет, он вокруг себя обнаружит множество уже знакомых звуков, ему будет легче входить в эту жизнь, он не будет чувствовать себя слишком одиноко. Будущие отцы, приучайте детей к себе еще до рождения – говорите с ними, пойте им песни. К матери они привыкают автоматически.

Многие уверены, что только что родившийся ребенок ничего не смыслит, что у него одни лишь инстинкты – есть, спать, а интеллект, мышление на старте, почти отсутствуют. На самом деле происходит нечто прямо противоположное: младенец мыслит с необычайной скоростью, он оперирует огромнейшими массами информации.

Доказать это, кстати, можно и без теории нашего гороскопа. Поскольку скорость мышления с течением лет у человека непрерывно снижается, логично предположить, что максимальна она сразу после его рождения. Логично также предположить, что информационное задание каждого возраста примерно одинаково, а стало быть, скорость набора этой информации обратно пропорциональна длительности периода, первый возраст – самый короткий. И наконец, еще доказательство: психические и физиологические процессы аналогичны, максимальному росту организма соответствует максимальная скорость умственной деятельности.

Да, но что же за мозговой штурм происходит в столь нежном возрасте? Наша теория как нельзя лучше объясняет это.

Идеологическая структура гороскопа относит знак Петуха, вместе со Змеей и Быком, к логикам. Люди этих знаков безошибочно решают логические, или, говоря точнее, формализуемые задачи. Причем из этой тройки знаков именно Петух решает их наиболее быстро и точно, напоминая иногда счетную машину. (Из наиболее современных примеров – индийский шахматист В. Ананд, играющий с невероятной скоростью, родился в год Петуха.)

Родители новорожденного уверены, что оградили его от всех забот – знай себе спи да набирай вес, ан нет, их чадо, оказывается, все время решает задачи, да еще со скоростью компьютера. Что же это за задачи такие?

Главное поле действий младенческого сознания – пространство и время. Для нас непостижима драма этого этапа познания мира, мы, в общем, не задумываемся о пространстве и времени. Между тем младенец постигает трехмерное пространство, что называется, на глазок, фактически не двигаясь в нем. В животном мире нет примера столь долгого периода зрячей пассивности. Младенец шевелит руками и ногами без всякой системы, в его движениях нет стремления ощупать мир. Мир объемов, плоскостей, расстояний постигается без необходимой для этого физиологической связи. Стало быть, постигается разумом.

Столь же мало, как о пространстве и времени, мы во взрослой жизни думаем о цветовом разнообразии нашего мира. Есть основания предполагать, что задачу смешения трех цветов в единую картину может интеллектуально разрешить только человек. И эту задачу решает младенец. Не забудьте здесь помочь ему своевременно, познакомив с яркими цветными предметами.

На младенца обрушивается море звуков, и он, в отличие от животных, должен уметь не только запоминать, но и анализировать, классифицировать и синтезировать.

То есть этот вроде бы несмышленыш все время решает формализуемые задачи формальными методами, действует как логик-формалист. (Замечу, кстати: если в ваших планах учить ребенка музыке, пусть она звучит для него с первых же дней.)

Ну и, наконец, еще одна грандиозная задача – постижение времени: младенец устанавливает всевозможные ритмы (кормление, сон, бодрствование), ему становится известна длина суток, их частей...

Итак, первый возраст без всякой отсрочки ставит перед человеком множество задач: освоение пространства, цвета, звуков, времени. Но не только это... Главное в возрасте Петуха – планирование всей жизни. Это возраст великих амбиций и мечтаний. Младенческие планы, конечно, лишены реальных черт, это скорее ощущение своей грандиозности, беспредельности своих возможностей. Вот что пишет по этому поводу один из крупнейших специалистов по проблемам возраста А.В. Толстых: "Младенец, по сути дела, обладает тем, к чему стремится взрослый, – универсальной возможностью развития, – он в принципе может все (равен бытию), но еще ничего не сделал, – он личность, если можно так сказать, "потенциальная личность".

Можно уверенно сказать, что, чем выше будет потенциальная энергия младенца, тем больше он сможет сделать в жизни. Как ее увеличить? Не бойтесь перехвалить малыша – восторги, похвалы, обожание, выражение бесконечной веры в него – все это подкрепит и усилит потенциал человечка. Хотя энергетику формирует, видимо, главным образом генетика и гороскоп – год рождения, знак человека. В каком-то смысле гороскоп – это некий зашифрованный план жизни, то есть потенциал человека. Вопрос в том, сможет ли реализовать человек возможности своего знака. Кстати, для этого существуют рекомендации возрастного гороскопа. Как, например, обстоят дела с родившимися в год Петуха? Как им реализоваться? Или им суждено оставаться "потенциальными личностями"? И да и нет. Действительно, Петухи – люди, как правило, максимально талантливые и минимально осуществленные. "Петушиным" дарованиям необходимо, чтобы всю жизнь их кто-то опекал и поддерживал. Тогда их таланты проявятся. Однако есть такие сферы деятельности, что реализация в них Петухов, несмотря на их инфантильность, просто неизбежна. Сведение воедино времени и пространства – важнейшая задача, которую решает новорожденный и... полководец. Высочайшая способность к абстрактному мышлению, умение вычленить главное и отсечь второстепенное, абсолютное владение временем и пространством, способность удерживать в голове огромное количество информации, а главное, применить все это быстро и в боевой обстановке – такие задачи под силу лишь полководцам знака Петуха. Ни за одним из военачальников, родившихся в год Петуха, не числится проигранных сражений. Только они не знают поражений.

Петух (как Кот, Лошадь, Крыса) – открытый знак. Кроме всего прочего, это означает, что он не выносит одиночества, ему необходимо открытое, доброжелательное общение, он жаждет всеобщего обожания. Неудовольствие, проявленное к младенцу в любой форме, может стать для него шоковым. Петух столь очарователен, столь прекрасен, что не представляет, как можно к нему плохо отнестись. Родители, воздержитесь до наступления второго возраста малыша от любых мало-мальски отрицательных эмоций по отношению к нему – только восторги и ликование, только бесконечная ласка. Нет для этого сил у самих, зовите родственников. Бойтесь недохвалить младенца! Разговаривайте с ним, дайте и ему "выговориться", чем больше звуков научится произносить Петушок, тем лучше.

Все это очень серьезно, хотя и кажется на первый взгляд абстрактным. Известно, что новорожденный, лишенный общения, заболевает страшной болезнью, прозванной "госпитализм".

В критическом состоянии единственное спасение – ударные дозы общения. (Это уже практическое применение теории.)

Необходимо сразу предупредить, что возрастной гороскоп написан лишь для мужской половины, женская возрастная версия много сложнее и пока еще не завершена. Тем не менее необходимые дополнения и пояснения, касающиеся особенностей возрастов девочек и женщин, будут даны уже в этой работе (о разнице между женскими и мужскими знаками будет рассказано в нескольких главах второй части). У женщин Петух – знак сильной воли, а потому новорожденная девочка не ведает такого страха и паники, которые порой могут овладеть мальчиком, если с ним никого не будет рядом.

В завершение – об одной загадке. Почему человек, появившись на свет, кричит? Аналогов этому нет в животном мире. Возрастной гороскоп предлагает три решения. Во-первых, крик – это самоутверждение: "Я есть, я существую" (у всех логических знаков – Бык, Змея – комплексы неполноценности, они утверждаются). Во-вторых, крик – важнейшее средство ориентации. И в-третьих, крик ребенка – это символ символа, петушиный крик. Петух ведь не может не прокукарекать, когда рассвело, а рождение – это выход из тьмы, появление на свет.

Великие полководцы, родившиеся в год Петуха. Среди них назовем прежде самых выдающихся:

А.В. Суворов (24.11.1729–18.05.1800)

А.П. Ермолов (4.06.1777–23.04.1861)

М.В. Фрунзе (2.02.1885–31.10.1925)

Полководцы, прославившиеся в самой тотальной войне:

Л.А. Говоров (22.02.1897–19.03.1955)

И.С. Конев (28.12.1897–21.05.1973)

К.А. Мерецков (7.06.1897–30.12.1968)

В.Д. Соколовский (21.07.1897–10.05.1968).

Всем четверым присвоено маршальское звание во время войны, все – командующие фронтами.

 

Глава 2

ВОЗРАСТ ОБЕЗЬЯНЫ

(от 1 года до 3 лет)

Подразумевается, что первый возраст завершается, когда программа его выполнена и пришла пора переходить в новое физиологическое состояние. Однако тут мы сталкиваемся с вопросом причинно-следственных связей. Оттого ли наступает следующий возраст, что программа предыдущего выполнена, или программа выполняется к сроку потому, что время, как говорится, "поджимает"? Вряд ли существует однозначный ответ. И все же удобнее считать, что в нас тикает некий возрастной будильник, генетический хронометр, который вовремя переключает нас с одной возрастной программы на другую. И тут все происходит не автоматически.

Переход в следующий возраст связан с достаточно серьезной перестройкой организма, с ломкой старой психологии; привычки, режим меняются. Потому и названы возрастные переходы кризисами. Они не мгновенны и тянутся довольно долго, не слишком уступая по длительности периоду самих возрастов. Ни о какой стабильности в переходе не может быть и речи. К новому возрасту надо привыкать. Само собой, что в момент перехода легче заболеть; защитная оболочка человека, перестраиваясь с одной модели на другую, может допустить внутрь организма врагов. Так что тактика в кризисе одна – поменьше активности, побольше осмотрительности, внимания. В конце концов, приход нового возраста – это почти то же, что рождение. Двенадцать жизней даровано каждому из нас. Но и двенадцать кризисов подстерегают двенадцать экзаменов. И чем полнее осуществлена программа предыдущего возраста, тем легче, приятнее и желаннее переход в новый.

Чем лучше ум младенца освоил пространство, тем с большей охотой ребенок станет проверять его на ощупь во втором возрасте. Чем крепче воздержание в возрасте Быка, тем желаннее любовь в возрасте Крысы. Чем глубже и многограннее интеллект народился в возрасте Кабана, тем мощнее умственная работа в возрасте Собаки. И хотя каждый переход – кризис, два из них (в 12 лет и в 42 года) мучительней других, ибо связаны с полной переменой физиологии.

Ну а пока обнаружим признаки первого кризиса, первого перехода.

Придя ко второму возрасту, человек уже стартовал, но еще не прошел ни сантиметра дистанции, уже оттолкнулся, но еще не полетел. Во втором возрасте потенциальная энергия начинает превращаться в кинетическую, потенциальная личность – в реальную.

Действие – вот главное содержание жизни малыша от года до трех лет. Освоив пространство, человек приступает к освоению его "начинки" – окружающих предметов.

Зафиксировать начало второго возраста нетрудно. Почти все изменения происходят довольно резко и сразу. Возрастает интерес к разнообразию пищи и падает интерес к грудному молоку, больше привлекают игрушки, меньше – люди, сокращается общение с ними. Куда девается былая "военная" дисциплина. Ребенок тащит в рот все подряд. А материнская грудь для него уже не только источник пищи, но и то, что можно куснуть. Малыш часто повторяет одно и то же движение, как бы на практике проверяя полученные теоретические знания, расшифровывая пространство.

Все это достаточно хорошо известно. Ну а что же говорит о втором возрасте непосредственно возрастной гороскоп? Какие знания об этом периоде даст характеристика знака Обезьяны?

Обезьяна сходна с Крысой (шестой возраст) и Драконом (десятый возраст). Они составляют "идеологическую" тройку. В чем это сходство? Трижды на протяжении жизни человека планирование сменяется свободным поиском и перебором всех возможных вариантов, трижды теоретический период сменяется эмпирическим. В возрасте Обезьяны ребенок пробует и исследует все попадающиеся ему предметы и проделывает все возможные действия. Никакая система здесь неуместна, она только навредит. Испробовать надо все: вкус мармелада и щей, ковыряние в носу и почесывание пяткой уха. Но... внимание! Вы заметили, что плодами первого возраста ребенок уже пользуется? И если что-то упущено в младенчестве, наверстать невозможно. Это правило применимо и ко всей жизни.

А посему надо знать, какие ограничения особенно губительны для каждого возраста. Поскольку второй возраст – возраст предмета и действия, то не надо ограничивать набор предметов только игрушками, а действия – только возней с этими игрушками. Мир предметов должен открыться шире, как можно шире... Рискните допустить ребенка в мир взрослых вещей, разумеется, под своим контролем.

Так же, как Крыса и Дракон, Обезьяна, согласно гороскопу, – источник управляемой любви. Это, пожалуй, главное свойство возраста. Именно управляемая форма каждой стихии есть ее высшая форма. Это значит, что научиться любить мальчик может только в возрасте Обезьяны. Не будет в это время у него любви, не будет ее и во всей остальной жизни. Видите – часть энергии, отданной ребенку в первом возрасте, во втором уже может вернуться к родителям, ибо любовь двух-трехлетнего малыша, разумеется, обращена на них. Не пресекайте этих проявлений ласки и любви и всячески потворствуйте им. Пусть ваш ребенок целует вас, обнимает, кусает, трогает. Пусть учится любви, и если учеба пройдет успешно, то этой привычки любви, может быть, хватит на трудный третий возраст, когда вместо ласкового медвежонка у вас обнаружится капризный нытик, тут учиться любви будет уже поздно.

Мышление ребенка в это время, в отличие от предыдущего и последующего возрастов, не имеет никакой логической программы, можно сказать, оно фрагментарно. Внимание ребенка легко переключить с одного предмета на другой, с одного действия на другое. Этим можно пользоваться, когда нужно забрать у малыша опасный предмет или прекратить опасное действие. Главное, чтобы у ребенка руки не были пустыми, не сидел бы он без дела.

Легко понять, как слаба еще память, но она есть (в прошлом возрасте ее не было). А раз есть, то можно начинать обучение, хотя и без особого усердия (ведь память фрагментарна).

А вот от чего будет верный толк, так от занятий гимнастикой. Возрастной гороскоп утверждает, что в это время сила человека относительно его размеров максимальна. Он просто маленький штангист. И неудивительно, ведь за два года человечку надо научиться сидеть, стоять, ходить, бегать, поднимать предметы и т. д. Однако не обольщайтесь физической мощью ребенка, не останавливайтесь на достигнутом. Если не создадите в этом возрасте богатыря, так и будет все детство хилым.

Если в первом возрасте ребенок был открыт (Петух – открытый знак), то теперь он обращается внутрь себя, созерцает свой пуп.

Не странно ли сочетание излучения любви и обращенности вовнутрь? Но именно такова Обезьяна, а любит она тех, кого считает частью себя. Она не нуждается в чрезмерном общении с посторонними людьми. Дайте ребенку побыть одному. Не надо, как прежде, восторгаться им. Если он занят сам собой или своими делами, будьте спокойны – все идет как надо, сюсюкать тут уже поздно, играть с ним еще рано.

Что дает людям, родившимся в год Обезьяны, это детское пристрастие к предметам и действию? На что пригождается взрослым присущее знаку быстрое, но фрагментарное мышление?

Это свойство дало миру родившихся в год Обезьяны великих философов, полководцев, живописцев, драматургов. Но особенно заметна роль знака в кинематографе. Ф. Феллини, А. Тарковский, М. Форман родились в год Обезьяны.

В фильмах этих великих режиссеров мы найдем все признаки мировосприятия второго возраста: фрагментарность, пристрастие к многократно повторяющимся движениям, буквально осязаемость предметов, смакование различных элементарных действий, изумительные по лаконизму фразы и, конечно, огромную любовь – к людям, к мирозданию, к Всевышнему, подарившему человечеству жизнь.

Интеллектуальный уровень детских возрастов так высок, что говорить о младенчестве как о некоем периоде подготовки к взрослой жизни не приходится. Беда наша в том, что мы живем в мире, где мерилом ценности является полезность человека обществу, потому ребенок и кажется заготовкой для будущего члена социума. А он – самоценен. Он генерирует в наш мир неповторимые эмоции, слова, движения. Каждый малыш – это гениальный актер, достойный километров кинопленки, его слова и выражения ничуть не менее точны, остроумны, изящны, чем слова взрослых.

Одна из загадок возраста: почему ребенок ломает свои игрушки? Вот что пишет по этому поводу А. Толстых: "Распотрошенная кукла есть не что иное, как знак познавательной деятельности... сломав ее и обнаружив внутри вату, он совершает открытие..."

Возрастной гороскоп дает такой ответ: игрушка принадлежит миру предметов, и ребенок желает не просто созерцать ее, а действовать. Закрытость, стремление вглубь требует постижения внутренней сути предмета. Так что оснований у ребенка для действий, несущих материальный ущерб, более чем достаточно. Смиритесь и терпите, маневрируйте, как сумеете, но постарайтесь, чтобы и вещи были целы, и страсть малыша к разрушению (в котором нет абсолютно ничего плохого) была удовлетворена.

Обезьяна обладает мистическим мышлением, и в данном возрасте это ее свойство компенсирует ребенку нехватку информации из внешнего мира – ведь знак закрытый. Впрочем, тут многое еще пока неясно.

Кстати, Обезьяна – знак волевой. Значит, ребенком в этом возрасте владеют идефикс. И переспорить его, если он действительно в чем-то уверен, невозможно. Не мешайте воле ребенка, даже и неразумной. Пусть одержит несколько побед.

У девочек этого возраста все несколько иначе. Они быстро осваивают разговор, излучают не любовь, а красоту, более капризны – ведь управляемой стихией для них являются эмоции. Воли у них пока нет, но и мышление не так фрагментарно, как у мальчиков, они более уверенно ощущают реальность своего положения.

Но и мальчики и девочки в этом возрасте божественно прекрасны, они – от года до трех – так похожи на ангелов, на лучшие создания художников. Жаль, короток возраст Обезьяны.

Великие мастеровые:

Леонардо да Винчи (1452–1519)

Бенвенуто Челлини (1500–1571)

Антонио Страдивари (1644–1737)

Николо Амати (1596–1684)

 

Глава 3

ВОЗРАСТ КОЗЫ

(от 3 до 7 лет)

Каждый знак восточного и, стало быть, возрастного гороскопа – это комплекс элементарных качеств, по сходству которых можно объединять знаки в группы с общими свойствами. Так выделяются структуры гороскопа. Три структуры называются прямыми и делят двенадцать знаков на группы соответственно трех-, четырех- и двенадцатилетней периодичности.

Но в возрастном гороскопе знаки располагаются в ином порядке, чем в годовом восточном, и не все структуры сохраняют симметричность.

Сохраняется в возрастном гороскопе так называемая идеологическая структура. Она дала нам логику развития возрастов в каждом из трех периодов жизни. Каждый период начинается с планирующего возраста (Петух, Бык, Змея), затем наступает возраст опробования вариантов, освоения новой физиологии (Обезьяна, Крыса, Дракон). Третий возраст в каждом периоде – это возраст обобщения, моделирования, игры (Коза, Кабан, Кот), и, наконец, завершающий возраст каждого периода – возраст осуществления всех планов, решения всех задач, возраст воли (Лошадь, Собака, Тигр).

Интересно перегруппировываются знаки в возрастном гороскопе с точки зрения структуры, которую мы называли социологической. Каждый из трех периодов жизни начинается (планирование) и заканчивается (осуществление) знаками из одной социологической группы. Таким образом, детство (Петух – ... – Лошадь) определяется задачами открытых знаков – открытие мира; зрелая жизнь (Бык – ... – Собака) определяется задачами ортодоксальных знаков – социальная жизнь, создание семьи; и, наконец, последняя треть (Змея – ... – Тигр) определяется задачами закрытых знаков – человек уходит внутрь себя.

Но как ни странно, нагляднее всего наша жизнь предстает в изображении психологической структуры, несмотря на то что именно ее порядок кажется наиболее нарушенным. Старость (55–100) – это как раз период трех взлетных знаков (Дракон, Кот, Тигр), а молодость – те самые от 13 до 31 – это три безжалостных знака – Бык, Крыса, Кабан.

Но уже детство не выглядит единым, в нем явно две части. Первая – это возрасты Петуха и Обезьяны – двух приземленных знаков, знаков действия. Вторая часть детства – возрасты Козы и Лошади, знаков одушевления. И если первые два знака делают из появившегося на свет человечка замечательное подобие говорящей куклы, то два завершающих детство знака порождают одухотворенного человека, с большой и ранимой душой. Будет ли эта душа воспринимать лишь свою боль или боль всякую, во многом зависит от того, будут ли родители достаточно мудры, чтобы выносить каверзы одного из самых трудных детских возрастов – возраста Козы.

Заметить, когда ребенок вступил в этот возраст, нетрудно: маленький солидный бутуз вдруг превращается в капризного, истеричного негативиста. Переход этот многократно описан в литературе художественной, медицинской, педагогической. Что тут может добавить возрастной гороскоп? Самую малость – объяснить, откуда что берется и куда что девается.

Каждый четный мужской знак – это воля и набор силы, каждый нечетный знак – это боевитость и набор ловкости (координация движения). Уже одна эта игра природы в чет-нечет показывает, насколько далек человек от прямолинейного движения. Так что отцам надо оставить свои планы создания из сына настоящего мужчины до следующего возраста. Нельзя в этом возрасте наращивать физическую силу – пользуйтесь тем, что пришло во втором возрасте. Нельзя закаливать волю ребенка – это бесполезное занятие, смиритесь с тем, что ваш маленький наследник на время превратится в ноющую и бесхребетную субстанцию.

Главное в физическом развитии этого возраста – развитие ловкости, координации, а путь к этому – игры, игры, игры.

Игра отвечает не только задачам физического развития, но и всему смыслу возраста, его мышлению.

Тип мышления, присущий мужчинам знаков Козы, Кабана и Кота, можно назвать интуиционным, но это определение не исчерпывает всех его свойств и качеств. Этому типу мышления, этому возрасту присуща неуправляемая задиристость, боевитость – внезапные драки. Не надо препятствовать, но и поощрять драчливость не стоит. Мальчик в этом возрасте обнаруживает пристрастие к военным игрушкам, пусть развлекается, но нельзя, чтобы игры занимали большое место в его жизни.

Боевая вспыльчивость тесно связана с другим качеством – повышенной эмоциональностью. Вы имеете эмоционального профессионала, который способен плакать, ныть, скулить или наоборот – ликовать, блаженствовать, восторгаться столь же искренне и неподдельно, причем приступить к этому он может в любую секунду и продолжать как угодно долго, полностью контролируя свои эмоции, прекрасно понимая, какого рода и какой интенсивности они должны быть, чтобы добиться желаемого эффекта. Это, однако, не значит, что все это чистое жульничество, эмоции, повторяю, подлинные, ибо гороскоп свидетельствует, что именно управляемые стихии – самые истинные. В возрасте Обезьяны управляемой была любовь, в возрасте Лошади управляемой будет воля, а в возрасте Козы управляемы эмоции.

Повышенная эмоциональность оборотной стороной своей имеет созерцательность и внутренний душевный покой. На первый взгляд такое сочетание парадоксально. Но согласитесь, что слезы или восторг, любая выплеснутая эмоция снимают внутреннее напряжение – и тогда приходит тот самый покой...

Покой, созерцательность, самолюбование, позерство – все эти качества сливаются в одно понятие – источник красоты. А потому не смущайтесь, если сын крутится перед зеркалом, следит за своим гардеробом. Наоборот, поощряйте все это, ведь впереди возраст сорванца с вечно разодранной на локтях и коленях одеждой.

Впрочем, наблюдая внешние проявления типа мышления, не забывайте и о внутренней работе. Главная задача возраста – постижение реальности, точнее, двух главных ее составляющих – окружающего мира природы и мира слов, речи.

Корней Чуковский, написавший книгу "От двух до пяти", утверждал, что этот период – возраст лингвистической гениальности. Именно в этом возрасте, в возрасте Козы, ребенок должен постигнуть речь в полном объеме. Для него не должно оставаться недоступных слов или слишком сложных оборотов. После семи лет учить разговору уже поздно. Как человек научится говорить до семи лет, так и будет говорить всю жизнь. Не заботьтесь о том, чтобы фразы были умны, логичны и ясны по смыслу. Не требуется даже, чтобы ребенок всегда понимал то, о чем он говорит. Главное, чтобы он использовал все разнообразие речевых конструкций, все богатство словарного запаса. Не выбирайте слова и обороты попроще, разговаривайте с ним так же, как со взрослыми, не делайте скидок, читайте все также без ограничений...

Знакомство с миром природы не должно быть заочным. Ботаника, зоология и даже геология – вот те дисциплины, которым вполне можно обучать дошкольника. Только не за партой! На волю, на природу!

Парта – главный враг Козы, это никудышный ученик. Возраст Козы – время застоя. Ничему нельзя научить этого упрямца. И не надо его учить. Все, что ему нужно, войдет в его само, задача родителя лишь создать обстановку, в которой это может произойти. Главным механизмом его учебы по-прежнему остается игра. Пусть надурачится, наиграется, успеет еще и за партой насидеться.

Кстати, игривость ребенка – это спасительный механизм, который позволяет родителям справляться с капризным неслухом. Увлечете его игрой – и он понарошку, в игре сделает то, что никогда не сделал бы всерьез. Не идите в лоб на маленького упрямца, напрягите свою фантазию – одурачьте его, наплетите с три короба, затейте комедию... Не пытайтесь с ним быть безупречно честны и порядочны и от него не требуйте этого, не взывайте к совести, возраст для совести еще не пришел.

Прощайте Козе все ее каверзы. Будьте уверены – этот проказник предан вам и нежность его к вам безмерна, пакостит он не со зла. И помните, что, питая нежность к родителям, ребенок трех-семи лет еще более нуждается во взаимном чувстве, причем более горячем, ведь Коза, как источник красоты, жаждет всеобщего обожания. Не получив нужной порции тепла, может и озлобиться...

Особенно страшно малышу остаться без поддержки, так что, если один родитель поругает, пусть другой немедленно пожалеет.

Коза – ортодоксальный знак (так же, как и Бык, Собака, Дракон), а стало быть, упрямство – его основное свойство. Ортодоксальность делает его преданным семье. Не бойтесь, что ребенок недостаточно общается со сверстниками, мать с отцом ему сейчас нужней всякой компании.

Портрет Козы в семейном интерьере получился, прямо скажу, не самый благоприятный. Но козлиное упрямство в детстве простительно... А вот как прощают это свойство окружающие пожизненным Козам, людям, родившимся в год Козы, – непонятно.

Впрочем, политикам этого года их безобразные действия прощают редко. Повесили Муссолини, расстреляли Лаваля. Не ходить бы Козам в политику, многое другое им более подходит. Благодаря своему реализму и гуманизму, все той же лингвистической гениальности, Коза стала одним из центральных знаков в современной литературе. Нет ни одной великой литературы, в которой одно из центральных мест не занимал бы писатель этого знака.

У нас это в первую очередь А.С. Пушкин. В жизни он был достаточно типичным представителем своего знака – капризы, прихоти, вспыльчивость, взбалмошность, язвительность... Но величие его отразилось не в повседневной жизни, а в творчестве.

Вершина испанской литературы – Сервантес. В каком-то смысле "рыцарь печального образа" это символ знака Козы – жалкого в своих жизненных проявлениях и великого в своих помыслах, отчаянно смелого, но совершенно беспомощного.

Английский язык представляет Джонатан Свифт. У него все то же презрение к великим мира сего, что и у Сервантеса.

В центре французской словесности – Бальзак. В кратчайшие сроки написал он "Человеческую комедию", которая навсегда останется одной из вершин гуманистической, реалистической литературы.

Интересно, что и Сервантес и Бальзак прославились тем, что хотели написать одно, а написали совсем другое, нечто гораздо более правдивое и значительное.

Если же мы захотим понять глубину страхов, окутывающих нежную душу Козы, то должны прочесть Франца Кафку или Леонида Андреева.

Ну а капризы? Возьмите Сергея Есенина – разве не из них состояла вся его жизнь? Отчаянный был баловник. Помните о нем, воспитывая своего сына. Что касается девочек этого возраста, то они заслуживают еще более длинного разговора, чем мальчики. Пока укажем на одно, но очень важное отличие – девочка в возрасте Козы обладает сильной волей и эмпирическим, мистическим мышлением. Пример: все, что для маленького дошкольника шутка, сказки, жульничество, для дошкольницы – реальность, правда. Девочка гораздо серьезнее, а потому отношение к ней должно быть менее легковесным и более взвешенным, у нее уже есть принципы, которыми она не поступится.

В год Козы родились:

Мигель де Сервантес Сааведра (9.10.1547–23.04.1616)

Джонатан Свифт (30.11.1667–19.10.1747)

А.С. Пушкин (6.06.1799–10.02.1837)

Оноре де Бальзак (20.05.1799–18.08.1850)

Марсель Пруст (10.07.1871–18.11.1922)

Франц Кафка (3.07.1883–3.06.1924)

Леонид Андреев (21.08.1871–12.09.1919)

Сергей Есенин (3.10.1895–27.12.1925)

 

Глава 4

ВОЗРАСТ ЛОШАДИ

(от 7 до 12 лет)

Жизнь человека четко делится на три периода. Детство (до 12 лет), социальная жизнь (до 42 лет) и личная жизнь (от 42 и до конца отпущенного нам века) – этот период чаще называют старостью, реже – зрелостью.

Каждый из трех периодов начинается возрастом планирования и заканчивается возрастом реализации. Причем планирование и реализация всегда имеют одинаковую социальную ориентацию. Детство начинается возрастом Петуха и кончается возрастом Лошади (от 7 до 12 лет). Оба эти знака принадлежат к четверке досоциальных, открытых знаков, потому и весь этот период имеет смысл открытой системы. Как же иначе – до 12 лет человек впускает в себя целый мир, и столько информации, как в детстве, он уже не "проглотит" никогда.

К 7 годам ребенка все окружающие уже не помнят, каким он был новорожденным, и, по сути дела, только начинают открывать его для себя. Ну а как же второй и третий возрасты? Это закрытое, темное время, когда идет формирование ребенка, но самого его еще нет. Как невозможно узнать, чего стоит мужчина, пока он не дожил до 31 года, так нельзя и понять, что за человек растет в семье, пока ему не исполнилось семь.

Так что возраст Лошади в детстве – центральный. Необходимо, правда, помнить еще об одном положении возрастного гороскопа. Возрасты Петуха и Лошади двухтерриториальны. Петух-новорожденный одной ногой уже в детстве, а другой еще там, откуда он прибыл в этот лучший из миров. Вот почему в год Петуха не рождаются детские писатели: языка детского не знают. Возраст Лошади (7–12 лет) тоже двухтерриториален: оставаясь с родителями, ребенок уже делает мощные вылазки в мир социума, примеривается к нему. При этом язык детства фактически только теперь и создается, сохраняется он еще и в следующем возрасте – возрасте Быка. Именно поэтому подавляющее большинство понятных, близких детям детских писателей родились именно в годы Лошади и Быка. Но устремления в возрасте Быка направлены совсем в другую сторону, родители теряют свое значение и авторитет, детство кончается. А потому лишь возраст Лошади дает первый ответ и родителям, и всем прочим заинтересованным лицам на вопрос, что за человек растет. Будьте внимательны, все истинные способности человека вскрываются в этом возрасте. Познакомимся с ним подробнее.

Начаться может все и раньше, до семи лет, в любом случае родители не должны прозевать начало возраста.

Признак того, что возраст Козы кончился, трудно не заметить: застой и безделье резко сменяются жаждой деятельности, жаждой продвижения вперед. Пессимизм и занудство сменяются оптимизмом и простотой в общении. Несмотря на кажущуюся глубину изменений, происходящих с человеком, этот переход нельзя назвать глубоким кризисом – ребенок с радостью вступает в новый возраст. Обычно эту радость объясняют благотворным влиянием школы, по сути же ребенок сам творит особую, приподнятую атмосферу начальных классов.

Кажется, что родители могут вздохнуть свободно, тяжелый третий возраст закончился и впереди замечательный четвертый, к тому же подключается школа, наконец-то можно отдохнуть. Глубокое заблуждение! Да, ребенок становится во многом удобнее и приятнее, но именно теперь он требует максимальной сосредоточенности на себе. И дело не только в том, что это последний возраст, когда родители сохраняют авторитет в глазах ребенка. Главное в том, что именно в периоде от 7 до 12 лет приобретаются навыки на всю жизнь, причем приобретаются каждую минуту. А потому чем больше ребенок предоставлен сам себе, тем в меньшей степени он будет наследником в ваших делах и планах.

Этот возраст должен быть максимально нашпигован делами, ни одна минута не должна пропасть впустую. И роль родителей здесь очень велика. И дело не в указаниях, командах и нравоучительных заповедях – их следует исключить. Вновь, в который уже раз, необходимо организовать среду, такую среду, в которой ребенок мог бы научиться максимально большому количеству дел.

Нас очень долго пугали использованием детского труда. Отриньте эти страхи. Запрещено лишь насильное вовлечение ребенка в работу. Если же он сам готов работать, то пусть трудится сколько душе угодно. Пусть он не только себя обслужит, но и поможет по хозяйству, вымоет пол, сходит в магазин, забьет гвоздь, заштопает носки. Как подвести ребенка к этим делам? Доказать ему, что, кроме него, это сделать некому. И что бы ребенок ни делал, не пытайтесь ему помочь, пусть все делает сам, вам же остается только наблюдать и не ограничивать инициативу.

Кончилось время созерцания, пришла пора действовать. И конечно, основное дело этого возраста – учеба. Читать, писать, считать, решать задачки, понимать вопросы и уметь находить ответы. Все это задачи Лошади. Главное же умение – это умение учиться. Научиться учиться – вот цель.

Как и всякий четный возраст, этот требует больших физических н

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.