Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Контроль и коррекция уровня усвоения материала модуля



Заключение преподавателя.


Модуль 9
НАРУШЕНИЯ ИММУНОГЕННОЙ РЕАКТИВНОСТИ ОРГАНИЗМА. иммунопатологические состояния.

Цель модуля

Сформировать умение решать профессиональные врачебные задачи на основе патофизиологического анализа данных о причинах и условиях возникновения, механизмах развития и исходах патологических процессов, состояний, реакций и болезней, патогенез которых включает нарушения иммуногенной реактивности организма.

СОДЕРЖАНИЕ модуля

Контроль и коррекция исходного уровня подготовки по теме модуля.

А. Тестовый контроль.

Б. Собеседование и дискуссия по вопросам:

1. Характеристика системы иммунобиологического надзора, её структуры, функции и роли в организме.

2. Типовые формы нарушения иммуногенной реактивности организма: виды, их общая характеристика.

3. Иммунодефицитные состояния, связанные с преимущественными нарушениями в системе фагоцитирующих клеток: виды, причины, патогенез, проявления.

4. Иммунодефицитные состояния, вызванные нарушениями преимущественно в системе B-лимфоцитов: их виды, причины возникновения, механизмы развития, проявления.

5. Иммунодефицитные состояния, связанные с преимущественными нарушениями в системе T-лимфоцитов: виды, причины, патогенез, проявления.

6. Комбинированные иммунодефициты: их виды, причины формирования, механизмы развития, последствия.

7. Иммунодефицитные состояния, обусловленные нарушениями в системе комплемента: причины, механизмы развития, проявления.

8. Патологическая иммунная толерантность: причины, механизмы формирования, проявления, последствия.

9. Реакция «Трансплантат против хозяина»: виды, причины, механизмы развития.

10. Аллергия: характеристика понятия. Аллергены: виды, роль в возникновении аллергических реакций. Медиаторы аллергии: виды, роль в развитии аллергических реакций.

11. Классификации аллергических реакций. Типы аллергических реакций по Джеллу и Кумбсу.

12. Стадии аллергических реакций, их механизмы, изменения в организме..

13. Состояния и болезни иммунной аутоагрессии (аутоаллергия): характеристика понятия, виды, этиология, патогенез, проявления.

14. Принципы гипо- и десенсибилизации организма при аллергии. Методы профилактики и терапии.

Выполнение обучающих заданий.

Задача 1.

Через полтора часа после приезда в загородную зону отдыха у мужчины 30 лет покраснели и отекли веки, появились слезотечение, насморк, осиплость голоса, першение в горле, затруднение дыхания. По возвращении домой указанные симптомы сохранились, хотя их выраженность стала несколько меньшей.

Вопросы

1. Как Вы обозначите патологический процесс, развившийся у пациента? Ответ обоснуйте.

2. Как можно выявить причину, вызвавшую этот процесс?

3. Каковы основные звенья механизма развития этого процесса?

4. Какие принципы и методы терапии и профилактики Вы предлагаете использовать в данном случае?

Ответы

1. Патологический процесс, развившийся у пациента относится к поллинозам. Они вызываются антигенными факторами растений (пыльцой и другими компонентами трав, кустарников, некоторых деревьев). В данном случае аллергическая реакция развилась вскоре после приезда в загородную зону отдыха, где имелись растения, пыльца которых и вызвала аллергический конъюнктивит, ринит, трахеобронхит.

2. Конкретное вещество (компонент пыльцы) можно выявить с помощью так называемой кожной пробы — нанесения на скарифицированный участок кожи пыльцы разных растений. При положительной реакции на определенное растение в участке скарификации наблюдается выраженный отёк, покраснение, могут образоваться пузырьки.

3. Поллинозы развиваются по механизму аллергических реакций типа I по Джеллу и Кумбсу. Этот механизм включает несколько стадий. На стадии сенсибилизации впервые попавший в организм аллерген захватывается и «перерабатывается» («процессируется») макрофагами. В последующем (в результате взаимодействия макрофагов, Т- и B-лимфоцитов) плазматические клетки синтезируют аллергические фракции преимущественно IgE и IgG. Эти иммуноглобулины фиксируются на поверхности тучных клеток, базофилов и других лейкоцитов. На стадии патобиохимических реакций эти клетки образуют и выделяют биологически активные вещества — медиаторы аллергической реакции. Это вызывает клинические проявления аллергии (стадия проявлений). У данного пациента развились признаки конъюнктивита, ринита, трахеобронхита.

4. Основными принципами профилактики аллергической реакции являются: 1) этиотропный (выявление аллергена и предотвращение контакта организма с ним); 2) патогенетический (специфическая и неспецифическая гипосенсибилизация); 3) симптоматический (устранение неприятных и тягостных ощущений).

 

Задача 2.

Пациент К. 28 лет обратился к врачу с жалобами на часто повторяющиеся стоматиты, ангины, трахеиты, отиты, периодически — пневмонии, в том числе в летнее время. Попытки повысить активность «неспецифической сопротивляемости» организма путём закаливания эффекта не дали.

Лабораторные данные: реакция лимфоцитов на фитогемагглютинин и туберкулин положительные; активность факторов комплемента и уровня IgМ, IgG, IgА в сыворотке крови нормальные; в крови содержание эритроцитов и Hb в пределах нормального диапазона, число лейкоцитов снижено за счёт моноцитов. Количество гранулоцитов нормальное. Фагоцитарная активность макрофагов снижена на 45%.

Вопросы и задание:

1. В каком звене системы иммунобиологического надзора организма пациента имеется дефект: в системе иммунитета или в системе факторов неспецифической защиты? Ответ аргументируйте.

2. Если дефект в системе иммунитета, то за счёт поражения каких её клеток: макрофагов, В- или Т-лимфоцитов? Как при этом объяснить происхождение симптомов, имеющихся у К.?

3. Если это дефект в системе факторов неспецифической защиты организма, то какого (или каких) из них именно? Как Вы объясните механизмы симптомов имеющихся у К? Обоснуйте Ваше мнение.

4. Сформулируйте общее заключение о форме патологии, имеющееся у пациента.

Ответы

Дорогой ПФ, это неудачные пояснения. На будущее рекомендую заменить (если есть грамотный иммунолог, аллерголог). Ваш ЭГ.

1. У пациента К. нарушена, в основном, функция системы факторов неспецифической защиты: фагоцитирующих и антигенпредставляющих клеток. Об этом свидетельствуют моноцитопения и снижение фагоцитарной активности макрофагов.

2. Дефект наблюдается преимущественно в системе фагоцитов. Моноцитопения и снижение активности макрофагов приводят к тому, что Т- и В-лимфоциты не получают информации о чужеродном агенте, которая необходима им для развития специфического иммунного ответа. Клиническая картина -стоматиты, ангины, отиты, пневмонии, вялотекущие рецидивирующие инфекции -свидетельствуют о нарушениях именно в системе фагоцитирующих клеток. Расстройство фагоцитоза (фагоцитарная недостаточность) и процесса представления (презентации) антигена лимфоцитам обусловливают снижение эффективности специфических реакций при участии В- и T-лимфоцитов. В данном случае механизмами фагоцитарной недостаточности являются лейкопенический и дисфункциональный (подробнее см. учебник).

3. Прямых данных о том, что имеются нарушения в системе факторов неспецифической защиты (комплемента, интерферонов, лизоцима, интерлейкинов и др.) нет. Вместе с тем нет оснований и исключить их. Речь идет о снижении фагоцитарной активности макрофагов, что характерно для синдрома Шедьяка‑Хигаси.

4. Общее заключение: у пациента К. развилась недостаточность системы иммунобиологического надзора за счет фагоцитарной недостаточности и недостаточности функции антигенпредставляющих клеток.

Задача 3.

В связи с открытой травмой ноги пострадавшему повторно вводили противостолбнячную сыворотку под «защитой» антигистаминных препаратов. На девятые сутки после последней инъекции сыворотки у него повысилась температура тела (до 38 °C); появилась выраженная слабость; болезненность и припухлость плечевых и коленных суставов; генерализованная сильно зудящая сыпь на коже; увеличились подколенные и паховые лимфоузлы (при пальпации они болезненны).

Вопросы

1. Какую (какие) форму (формы) патологии можно предполагать у пациента К.?

2. Какие дополнительные данные Вам необходимы для окончательного заключения о форме патологии?

3. Каковы (с учётом необходимых Вам дополнительных данных – назовите их) возможная причина и механизмы развития этой формы патологии?

4. Как можно было бы предотвратить развитие этого состояния у пациента К?

Ответы

1. У пациента К. сывороточная болезнь. Компонентами механизма развития ее являются также воспаление и лихорадка.

2. Для уточнения диагноза целесообразно определить в крови наличие преципитирующих IgG, IgM и иммунных комплексов, а также – уровень медиаторов аллергии (гистамина, серотонина, кининов), факторов системы комплемента (следует ожидать повышение активности С3, С5-факторов комплемента).

3. При введении (особенно повторном) пациентам препаратов сыворотки крови в их кровоток попадает большое количество чужеродного белка, который является чужеродным антигеном. Антигенная «агрессия» провоцирует выработку определённых – преципитирующих – фракций IgG и IgM. Сывороточная болезнь это генерализованная форма аллергической реакции III типа по Джеллу и Кумбсу. При ней поражаются стенки микрососудов, развивается микротромбоз, возникают интра- и экстраваскулярные нарушения микроциркуляции.

4. Предотвратить развитие аллергии можно путем дробного введения той же ПФ, не вредно бы и написать, какой именно и куда. ЭГ сыворотки в нарастающих дозах (по методу Безредка).

Задача 4.

На 6‑ой неделе пребывания пациента в клинике в связи с обширным инфарктом миокарда на фоне хороших результатов его лечения появились тупые боли и шум трения перикарда в области сердца, температура тела повысилась до 39 °C. При исследовании крови обнаружен эозинофильный лейкоцитоз, повышение уровня антикардиальных АТ. Врач поставил диагноз «Постинфарктный синдром» (синдром Дресслера).

Вопросы

1. Учитывая, что синдром Дресслера имеет иммуногенную природу, каково происхождение и характер антигенов, вызвавших его развитие.

2. К какому типу (по Джеллу и Кумбсу) Вы отнесёте развившуюся реакцию, если в крови больного обнаружены антикардиальные антитела?

3. К иммуноглобулинам какого типа относятся антикардиальные антитела?

Ответы

1. Синдром Дресслера возник на фоне развившегося инфаркта миокарда. При этом некротизированные и повреждённые клетки миокарда, компоненты клеточных мембран становятся антигенно чужеродными. К ним и образуются антитела (IgG, IgM).

2. Реакция антиген-антитело приводит к комплементзависимому и комплементнезависимому (клеточному, киллерному) повреждению не только клеток некротизированных, но и большого числа функционирующих кардиомиоцитов. Развивается картина аллергического миокардита (аллергия типа II по Джеллу и Кумбсу). Позднее может развиться инфильтрация миокарда Т-лимфоцитами и мононуклеарными клетками с признаками аллергической реакции типа IV.

3. Антикардиальные АТ являются разновидностью IgG и IgM. Они высоко специфичны и цитотоксичны для кардиомиоцитов.

Ответы

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.