Участники проекта: сотрудники кафедры патофизиологии Первого Московского Государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова Минздравсоцразвития России:
член-корр. РАМН, академик МАН ВШ и РАЕН, проф. Литвицкий Петр Францевич (автор и редактор); проф. Войнов Владимир Антипович, проф. Болевич Сергей Бранкович, проф. Пирожков Сергей Викторович, проф. Тезиков Евгений Борисович, доцент Падалко Владимир Васильевич, доцент Сизых Александр Сергеевич, доцент Новиков Алексей Алексеевич.
Литвицкий П.Ф
Методическое руководство к занятиям по патофизиологии. М. 2011. Ретодическое руководство является частью учебно‑методического комплекса и соответствует содержанию учебника «Патофизиология» (П.Ф. Литвицкий).
Методическое рМетодическое руководство предназначено для преподавателей и студентов медицинских вузов. Оно может использоваться при самостоятельной подготовке к занятию (модулю) по определенной теме, а также в системе дистанционного (очно‑заочного) образования.
Руководство может быть полезным для врачей, специализирующихся в клинической интернатуре, ординатуре или аспирантуре.
2010 /2011 учебный год «Бог породил Эскулапа, Эскулап породил Патофизиолога, Эскулап и патофизиолог объединившись мыслью и действием, овладели божественным даром Врачевания»
П.Ф..
ПРЕДИСЛОВИЕ
Цели методического руководства:
Дать рекомендации по оптимальной организации и проведению модульных монотематических занятий по учебной дисциплине «Патофизиология», предусмотренных современной учебной программой.
По предложенной в Методическом руководстве схеме можно обучаться как в учебной группе под руководством преподавателя, так и самостоятельно.
2. Сформировать у обучающихся умение решать профессиональные задачи, наиболее часто встречающиеся в реальной практике врача. Достигается это путём проведения патофизиологического анализа данных о патологическом процессе, болезни и/или пациенте. В ходе патофизиологического анализа определяются и обоснуются:
●причины и условия возникновения патологического процесса или болезни;
●основные звенья механизмов их развития (необходимо дать характеристику и патогенным и адаптивным процессам);
●наиболее информативные методы выявления (диагностики) патологического процесса или болезни;
●принципы (алгоритмы, стратегия) их эффективного лечения и профилактики.
Такой подход к решению профессиональных врачебных задач в ходе освоения учебной дисциплины «Патофизиология» позволяет:
* сформировать фундаментальную (патофизиологическую) основу рационального мышления и эффективного действия врача;
* овладеть методологией и «технологией» профессиональной врачебной деятельности на основе системного: профильно – дисциплинарного и междисциплинарного анализа задач;
* целенаправленно (осознанно) востребовать и использовать в ходе реализации этой деятельности знания, методику и методологию как патофизиологии, так и других учебных дисциплин (медико–биологических и клинических);
* обучаться умению трансформировать фактологическую форму знания в профессионально деятельностную.
Предлагаемое «Методическое руководство» остается первым в своём роде в медицинской учебной литературе по патофизиологии. В связи с этим авторы издания с благодарностью примут все разумные предложения, рекомендации и критику.
Заведующий кафедрой патофизиологии Первого МГМУ им. И.М. Сеченова член-корр. РАМН, академик МАН ВШ и РАЕН,
профессор П.Ф. Литвицкий.
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
Общие рекомендации по организации и проведению занятия (модуля)
Часть I. Общая патофизиология
Модуль 1. Предмет и методы патофизиологии. Основные понятия общей нозологии
Модуль 2. Повреждение клетки
Модуль 3. Наследственность и патология
Модуль 4. Нарушения органно-тканевого кровообращения и микроциркуляции
Модуль 5. Гипоксия
Модуль 6. Нарушения кислотно-основного состояния
Модуль 7. Воспаление
Модуль 8. Лихорадка
Модуль 9. Нарушения иммуногенной реактивности организма.
Иммунопатологические состояния.
Модуль 10. Патофизиология опухолей
Модуль 11. Нарушения углеводного обмена. Сахарный диабет
Модуль 12. Нарушения липидного обмена. Атеросклероз
Модуль 13. Нарушения водно-электролитного обмена. Отёк