Сформировать умение решать профессиональные задачи врача на основе патофизиологического анализа данных о причинах и условиях возникновения, механизмах развития и исходах патологических процессов, состояний, реакций и болезней, вызванных нарушением наследственной информации.
СОДЕРЖАНИЕ модуля
Определение и коррекция исходного уровня подготовки.
А. Тестовый контроль.
Б. Собеседование и дискуссия по вопросам:
1. Характеристика понятий: «наследственная форма патологии», «врождённая форма патологии», «фенокопия».
2. Методы диагностики наследственной природы болезней.
3. Общая этиология и патогенез наследственных форм патологии. Мутагены и мутации, их виды. Механизмы реализации мутации.
4. Типы наследования болезней: доминантный и рецессивный; аутосомный и сцепленный с половыми хромосомами.
5. Использование понятий «пенетрантность», «экспрессивность», «плейотропия» при анализе наследственных форм патологии.
6. Виды, причины, проявления хромосомных заболеваний; принципы их диагностики.
7. Моногенные и полигенные наследственные болезни.
8. Принципы профилактики и лечения наследственных форм патологии.
Выполнение обучающих заданий.
Задача 1.
Здоровая женщина Н., у которой отец болен гемофилией А, а мать здорова, обратилась в генетическую консультацию с вопросом, велика ли опасность появления этой болезни у её внуков. Супруг Н., как и трое их детей — сын и две дочери — здоровы.
Вопросы
1. Каков тип наследования и чем обусловлено развитие гемофилии А?
2. Возможно ли развитие летальной формы данной патологии?
3. Как велика вероятность появления этой болезни у внуков по сыновней линии?
Ответы
1. Гемофилия А наследуется по рецессивному, сцепленному с хромосомой Х типу. Эта форма патологии связана с дефицитом фактора VIII свёртывания крови.
2. Летальная форма возможна при снижении уровня фактора VIII в крови до 0-1% по отношению к средней норме; сублетальная — до уровня 1-5%.
3. Вероятность появления гемофилии А у внуков женщины Н. по сыновней линии равна 0, по дочерней линии: 6,25% — генотипически и фенотипически больные внуки; 6,25% — генотипически больные внучки (фенотипически все внучки здоровы).
Задача 2.
Беременная женщина С. обратилась в генетическую консультацию. Она сообщила, что её сестра по матери (отцы — разные) больна фенилкетонурией (ФКУ). В роду супруга С. были браки между близкими родственниками, но никто из детей не болел ФКУ. Обследование женщины С. и её супруга не выявило отклонений в состоянии их здоровья.
Вопросы
1. Насколько велика опасность развития ФКУ у сыновей С.?
2. Каков возможный механизм возникновения врождённой формы ФКУ?
3. Каков патогенез основных проявлений этого заболевания?
4. Каким образом осуществляется раннее распознавание ФКУ у новорождённых?
5. Возможна ли профилактика фенилпировиноградной олигофрении у детей?
Ответы
1. ФКУ наследуется по аутосомно‑рецессивному типу. Если супруг не является носителем мутантного гена, то вероятность заболеть у потомков С. практически близка к нулю.
2. В основе патогенеза большинства случаев заболевания лежит утрата способности синтезировать фенилаланин–4‑монооксигеназу, превращающей фенилаланин в тирозин.
3. Основными клиническими проявлениями ФКУ являются: олигофрения, патологические рефлексы, эпилептические припадки. Другое название этого заболевания — фенилпировиноградная олигофрения. Причины олигофрении точно не установлены. Предполагается повреждение нервных клеток продуктами метаболизма фенилаланина, возможно, фенилпируватом. Может иметь значение дисбаланс аминокислот в ЦНС.
4. Раннее распознавание ФКУ у новорождённых обеспечивается определением уровня фенилаланина в плазме крови и фенилпирувата в моче сразу после рождения.
5. Развитие болезни можно предотвратить, если значительно снизить приём фенилаланина с пищей. Такой диеты рекомендуется придерживаться постоянно.
Задача 3.
В генетической консультации З. сообщила, что её сестра больна тяжёлой формой серповидно-клеточной анемии и что сама она и её супруг практически здоровы. З. интересует, велика ли опасность появления этой болезни у её детей.
Для ответа на этот вопрос у З. и её супруга исследовали типы Hb. Исследование показало: в эритроцитах З. содержится: HbА — 70% и HbS — 28%; в эритроцитах супруга: HbА — 98% и HbS — 0%.
Вопросы
1. Каков тип наследования серповидно-клеточной анемии?
2. Какова вероятность рождения у З. детей, страдающих серповидно-клеточной анемией? Есть ли вероятность рождения у З. детей фенотипически здоровых, но содержащих в генотипе аномальный ген, кодирующий HbS?
3. Связана ли вероятность фенотипического (клинического) проявления данного заболевания от пола будущих детей женщины З.?
4. В каких случаях можно ожидать опасного для жизни усугубления течения этого заболевания?
Ответы
1. S‑гемоглобинопатия — аутосомная патология, наследуется по доминантному типу.
2. Сама З. — в отличие от своей сестры — не больна серповидно-клеточной анемией, а является лишь носителем гена HbS. В данном случае все её дети фенотипически будут здоровы, но 50% детей будут содержать аномальные гены.
3. Не зависит.
4. В условиях гипоксии, когда усиливается диссоциация оксигемоглобина (например, во время пребывания в высокогорной местности или при крупозной пневмонии, при большой физической нагрузке, под действием наркоза).
Задача 4.
Исследование частоты возникновения разных болезней среди монозиготных (МЗ) и дизиготных (ДЗ) близнецов выявило, что частота составила для:
а) шизофрении (у МЗ = 87%; у ДЗ = 4%);
б) скарлатины (у МЗ = 94%; у ДЗ = 95%);
в) полиомиелита (у МЗ = 44%; у ДЗ = 39%).
Вопросы
1. Чему равны коэффициенты наследуемости Хольцингера для каждой болезни?
2. Какова роль наследственного и средового факторов в возникновении указанных болезней?
3. Можно ли изменить «удельный вес» влияния данных факторов на возникновения этих и других болезней? Если да, то каким образом? Если нет, то почему?
Ответы
1. Коэффициент наследуемости Хольцингера (Н) характеризует роль генотипа в развитии моногенной или полигенной болезни.