Нет нужды доказывать значимость образования для экономического развития страны. Что же сделала Екатерина II -"просвещенная императрица" - для преодоления отставания России в этой области от большинства стран Европы, США и Японии?
Статистика образования в России и других ведущих странах мира за XVIII в. скудна, но относительное изменение позиций нашей страны можно установить, опираясь на ретроспективные исследования и расчеты западных исследователей. В. А. Мельянцев приходит к выводу, что в конце XVII в. грамотность российского взрослого населения не превышала 2 - 5% и была в 2 - 3 раза ниже, чем в Китае, и в 4 - 5 раз - чем в странах Западной Европы. Средний уровень грамотности населения в 1800 г. составлял лишь 2 - 6% среди женщин и 4 - 8% - среди взрослого мужского населения, т.е. был в 8 - 10 раз ниже, чем в странах Запада, и в 3 - 5 раз - чем в Японии и Китае. Огромным в 1800 г. оказался разрыв и по годам обучения взрослого населения - 0,3 года в России против 1,2 лет в Японии, 2,4 лет - в Германии, 2,1 года - в США [19].
Заметных положительных изменений в уровне грамотности взрослого населения в XVIII в. практически не произошло. Отставание по годам обучения от передовых западных стран в 1800 г. составило только по количественным показателям (без учета качества) 7 - 8 раз. Здесь Россия в четыре раза отставала даже от Японии, имея сравнимый уровень душевого ВВП. Уровень образованности взрослого населения в России был сравним только с Китаем (0,5 лет) и Индией (0,3 года) [20], переживавшими глубокий и длительный экономический застой.
Анализ структуры расходов государственного бюджета показывает, что на цели образования в 1796 г. выделялось лишь 1,7% всех расходов, или 1,17 млн. руб., в то время как на содержание императорского двора тратилось около 7 млн. руб. [21].
Конкретное рассмотрение деятельности Екатерины II в области образования вызывает глубокое разочарование. Первые 20 лет правления были потрачены на попытки воспитать "нового человека", но "Смольным и ограничились все почти успехи в воспитании новой породы людей" [22]. В то же время уровень преподавания и в Смольном, и в шляхетском кадетском корпусе оказался низким [23].
Расширение народного образования началось только с 1786 г. Количественные результаты кажутся внушительными. Число всех школ в России выросло с 40 до 316 в 1796 г., учителей - со 135 до 744 чел., учащихся - с 4398 до 17341 чел. [24] Но более внимательный анализ показывает крайне скромный характер этих успехов. В стране с населением почти 40 млн. чел. 17 тыс. школьников - это капля в море. Можно ли этим гордиться?
На одну школу в 1796 г. приходилось немногим более двух учителей (в 1786 г. - почти четыре) и 55 учащихся. Очень плохо обстояло дело с качеством образования. В главных народных училищах в губернских городах, чем-то напоминавших среднюю школу, был огромный отсев из-за нежелания родителей учить своих детей в старших классах. Как писал ревизор, "всякий знает, что для соискания места в гражданской службе нужно одно токмо чистописание - почему и невозможно ожидать, чтобы многие детей своих посылали в высшие классы" [25]. Хорошенькая иллюстрация состояния гражданской службы при Екатерине II!
Еще хуже обстояло дело в уездных училищах; многие закрывались из-за нехватки учащихся. Плачевное положение школьного образования даже на заключительном этапе екатерининских реформ Милюков связывает, во многом, с тяжелым материальным и нравственным положением учителя в школе. "Грошовое учительское жалование большей частью не доплачивалось или просрочивалось приказом"; "Социально положение провинциального учительства было самое унизительное. Его третировали и местные богатеи, и местные чиновники, и те, кто преклонялся перед силой чинов и денег, то есть, в сущности, все, не исключая его самого" [26].
Не лучше обстояло дело и с высшим образованием. Московский университет в 1755 г. при открытии имел 100 студентов, а через 30 лет, на завершающей стадии правления Екатерины II, - только 82. "В 1765 г. значился по спискам один студент на всем юридическом факультете; несколько лет спустя уцелел один на медицинском факультете. Во все царствование Екатерины ни один медик не получил ученого диплома, т.е. не выдержал экзамена. Лекции читались на французском или на латинском языках. Высшее дворянство неохотно шло в университет; один из современников говорит, что в нем не только нельзя научиться чему-нибудь, но и можно утратить приобретенные дома добропорядочные манеры" [27]. Таким образом, высшего образования при императрице практически не существовало, не открывались новые университеты или вузы.
В России в этот период дети высшего дворянства получали и частное образование, преимущественно у гувернеров. Качество его иногда было намного лучше общественного, но нередко и хуже: гувернеры сами порой были малообразованны.