Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

К ВОПРОСУ О РОЛИ РОССИИ В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА



[§§§§§§§]

Аннотация. В статье рассматриваются предложения, выдвинутые Россией, с целью стабилизации мира в послевоенной Европе в первой половине XIX века. В основу предложений были заложены новые принципы международного права: суверенитет и равноправие всех государств, правосубъектность народов, строгое выполнение договорных обязательств, урегулирование спорных вопросов путем открытых переговоров, отказ от тайных соглашений. Для реализации этих принципов Россия предлагала создать надгосударственное объединение в форме Лиги Европейских государств. В основном эти предложения удалось воплотить в жизнь только через полтора столетия.

Ключевые слова. Международное право, Россия, Александр I.

В отечественной историографии влиянию России на международное право в первой половине XIX веке уделено сравнительно мало внимания. Тем не менее, именно в этот период Россия выдвинула в области международного права ряд инициатив, которые заслуживает более пристального внимания.

В начале XIX века в обществе начали происходить глубокие изменения в политических и правовых воззрениях в результате значительного расширения торговых и промышленных связей. Войны и революции пронеслись по всему миру, изменяя судьбы многих народов. Количество человеческих жертв и масштабы разрушений потрясли все человечество. Впервые перед всеми четко проявилась проблема выживания цивилизации. В обществе возник запрос на создание политических правовых институтов, нацеленных на укрепление стабильности в Европе.

Основная концепция международных правовых отношений того времени основывалась на идее, что интересы разных стран и народов формируются независимо друг от друга под влиянием внутренних стимулов и, следовательно, взаимные противоречия заложены в самой системе цивилизации. Значит, неизбежны и даже необходимы войны, как инструмент решения накопившихся противоречий, а мир представляется временным и неустойчивым состояние равновесия, передышкой для накопления ресурсов. Международное право до этого времени основывалось на признании фактора силы государств. Более сильный устанавливал правила «международной игры».

Россия в начале XIX века как никакая другая страна в мире ощутила на себе остроту цивилизационного конфликта, когда революционный порыв превратился в международный грабеж, покоренные народы пытались сами стать захватчиками, когда сильный, подчинив всех вокруг, перестал понимать реальность. Всего в европейских войнах начала XIX века с участием России погибло до 4 млн. чел., в них только Россия потеряла 0,5 млн. жизней [3].

Лично пережив и хорошо осознав эти проблемы, Александр I в 1815 г. выдвинул новый подход к системе международных правовых отношений. К этому времени наиболее просвещенная часть общества уже выдвигала идеи о непротиворечивости глубинных интересов народов. Мысли о целесообразности мирных отношений между государствами на основе принципов справедливости и международного права высказывались, например, видным государственным деятелем, дипломатом графом Н.И. Паниным [4].

Качественно новое звучание приобретают эти принципы в предложениях Александра I. Важнейшей объединяющей идеей этих предложений, их духовной опорой явилось обращение к христианским ценностям. Именно в них удалось найти моральные нормы, понятные всем истины, правила к которым должны обратиться все народы и государства мира.

В соответствии с предложениями России международное право должно исходить из общечеловеческих представлений о справедливости и праве на жизнь. Основной целью мировых отношений должно быть благополучие и процветание всех народов как больших, так и малых. Ни отдельные государства, ни их союзы не должны руководствоваться в своих действиях только узкоэгоистическими политическими интересами.

Данные предложения открывали дорогу новым принципам международного права. Вместо межгосударственных отношений в виде двухсторонних и многосторонних договоров предлагалась система правовых норм на основе приоритета международного права. Вместо единственного силового метода разрешения споров между странами или их союзами впервые предлагался правовой механизм мирного разрешения конфликтов.

Благодаря высокому авторитету России и, в не меньшей степени, – самого Александра I, предложение нашло отражение в документах конгресса Священного союза в 1818 г.: «монархи, вступившие в сей союз, … признают своею главной непременной обязанностью во всех отношениях, как между собой, так и с другими державами следовать неуклонно указаниям народного права» [2].

Реализация предложений России в рамках Священного союза не всегда имела прогрессивный характер. Но, тем не менее, ее вклад в судьбы народов Европы был очень значителен. Безусловно, предложения способствовали совершенствованию международного права. Но что неизмеримо важнее – это было обеспечение мира в Европе в течение 40 лет. Другими словами, без войн прожило целое поколение европейцев.

Отдельно следует остановиться на новациях, привнесенных Россией в международное право. Прежде всего, – расширение круга субъектов международного права. Так, помимо государств Россия включила в число субъектов целые народы. Этот подход позволил заложить самые фундаментальные правовые основы международной стабильности – в прямом смысле стабильности отношений между народами. Ведь государства могут изменяться, а народы остаются.

Далее, Россия включила в систему международных договоренностей моральные обязательства. Такое расширение характера соглашений в область непреходящих ценностей имело своей целью укрепление принципа обязательности их выполнения. Внося данные новации, Россия сама всегда подавала Европе пример верности своему слову. И это вызывало удивление у европейских политиков, которые не понимали, почему Россия иногда действовала вопреки своим сиюминутным интересам.

Своими новациями Россия настойчиво предпринимала попытки заложить основы системы долгосрочных и даже бессрочных международных договоров в Европе, которые служили бы важным фактором, сдерживающим Европу от распада на противостоящие союзы.

С этой целью Россия выдвинула в начале XIX века идею создания Лиги европейских государств. В основу такого объединения следовало заложить правовой принцип суверенитета и равенства всех участников. Россия рассматривала равенство государств как равенство прав народов, основываясь на отношении к народам как субъектам международного права. Такой подход должен обеспечить реализацию независимости международных договоров от возможных притязаний государственных элит или изменения форм государственной власти. Благодаря такому подходу участие в Лиге должно было стать бессрочным и открытым для вступления в нее новых государств.

Не дожидаясь практической реализации всех своих инициатив, Россия проводила последовательную политику защиты суверенных прав всех государств, в том числе, потерпевшей поражение Франции, а также небольших государств Европы: Швейцарии, Монако, Греции и других [1].

Таким образом, Россия уже в XIX веке старалось на практике осуществить идею мирного сосуществования народов, доказывая, что войны между государствами противоречат интересам реализации прав народов и не решают никаких проблем. Побежденные народы попадают в зависимость от победителей, а победители – в зависимость от амбиций своих лидеров и весь мир распадается на блоки противостоящих группировок. И вот теперь, глядя на многоцветную карту современной Европы, мы можем понять, что она сформировалась в XIX веке благодаря непосредственному влиянию России.

По замыслу России был создан механизм поддержания мира в Европе. В основу этого механизма был заложен союз великих держав Европы: России, Австрии, Пруссии и Великобритании, который должен был принять на себя дополнительные обязательства по мирному урегулированию противоречий. Кроме того, Россия считала, что эффективное поддержание мира возможно только при широком участии всех европейских государств, при условии открытой дискуссии, отказа от тайных соглашений и невмешательства во внутренние дела государств.

Важно отметить, что в документах Священного союза применении силы допускалось только в интересах всего международного сообщества, и не должно быть направлено против одних государств в интересах других. Не смотря на то, что в дальнейшем политика Союза приняла более реакционный характер и была в значительной степени направлена на сдерживание революционного движения в Европе, заложенные лично Александром I идеи широкого международного сотрудничества на основе взаимного признания чужих интересов и общих правил взаимодействия имели, безусловно, прогрессивный характер.

История отложила реализацию предложений России почти на полтора столетия. Идеи Александра I опередили свое время. И вот теперь мы снова видим Европу без войн. И в этом тоже есть заслуга уже новой России.

Литература

1. Внешняя политика России XIX и начала XX века. – Т.8. – №207, 211; 217.

2. Полное собрание законов Российской империи. – Т.XXXV, № 27547.

3. Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет. – М.: «Международные отношения», 1995. – 709 с.

4. Развитие русского права второй половины XVII – XVIII вв. / отв. ред. Е.А. Скрипилев. – М.: Наука, 1992. – 271 с.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.