Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ: ОПЫТ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН И ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ



[********]

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема коррупции в этике государственных служащих. Особое внимание уделяется изучению зарубежного опыта противодействия коррупции с целью создания в России эффективных механизмов борьбы с коррупцией. Предлагаются решения данной проблемы посредством создания антикоррупционного законодательства, системы контроля коррупции, усовершенствования системы материального и морального стимулирования, улучшения качества подготовки и переподготовки муниципальных служащих и др.

Ключевые слова. Коррупция, коррупционное преступление, государственная служба, механизмы противодействия коррупции, антикоррупционная стратегия, антикоррупционная культура.

Международное сообщество и правительства многих стран давно заметили, что коррупция причиняет колоссальный материальный, политический и моральный вред обществу, поэтому уделяют вопросам борьбы с коррупцией повышенное внимание, понимая, что победить коррупцию можно только при наличии твердой политической воли и только масштабными системными мерами.

По мнению ряда ученых, изучение зарубежного опыта противодействия коррупции и реализации антикоррупционных стандартов поможет создать в России более надежные механизмы борьбы с коррупцией [4]. Необходимо отметить, что наиболее существенные успехи в противодействии коррупции достигнуты такими странами, как Дания, Финляндия, Швеция, Канада, Нидерланды, Австралия, Сингапур, Люксембург, Швейцария, Германия, Великобритания, Израиль, Франция, США [1]. Способы борьбы с коррупцией в этих странах весьма разнообразны: от создания эффективного антикоррупционного законодательства до пропаганды законопослушного высоконравственного поведения служащих. Коррупция отслеживается на всех уровнях и во всех ее аспектах, а антикоррупционная практика ориентирована на укрепление правопорядка и оздоровление морально-психологического климата в обществе.

Одним из первых среди современных стран активную борьбу с коррупцией начало правительство Сингапура и в достаточно короткие сроки добилось впечатляющих успехов. Антикоррупционная стратегия ориентирована на три главные задачи: упрощение бюрократических процедур; жесткая регламентация полномочий чиновников; контроль за соблюдением этических стандартов. В стране создано сильное антикоррупционное законодательство, высоким авторитетом пользуется власть, эффективно функционирует Бюро по расследованию случаев коррупции. Предусмотрены процедуры пересмотра антикоррупционных планов и конкретных мер противодействия коррупции. Широко практикуется штрафы, лишение свободы, конфискация, увольнение с работы. Кроме того, взяточник рискует не только своей свободой, но ставит под сомнение успешное будущее своих потомков.

Интересен опыт Израиля в деле борьбы с коррупцией. Израиль является одной из достаточно свободных от коррупции стран. Здесь коррупция понимается здесь как незаконное обогащение государственных служащих за счет использования служебного положения. Одна из форм борьбы с коррупцией – система мониторингового контроля за возможными коррупционными действиями. Широкой практикой стало наложение законодательных запретов и ограничений на получение подарков и других благ. Немалую роль играют кодексы профессиональной этики, которые содержат рекомендации по принятию решений, конкретные запретительные и рекомендательные правила; примеры приемлемого и неприемлемого поведения в конкретных ситуациях.

Система борьбы с коррупцией в Нидерландах построена на установках стратегии «системного устранения коррупции», ориентирована на формирование уважительного отношения к чиновнику, который служит государству и обслуживает людей. Существует программа противодействия коррупции, которая включает в себя целый комплекс мер (гласность в вопросах обнаружения коррупции; усиление контроля деятельности лиц, находящихся на должностях повышенного коррупционного риска; повышение антикоррупционной культуры; создание условий, при которых служащим становится не выгодным идти на сделку и т.д.).

Практика противодействия коррупции в США основана на сочетании мер по предотвращению коррупции с мерами по ее пресечению и привлечению к уголовно-правовой ответственности, на строгом определении ограничений, запретов и гарантий, связанных с поступлением и прохождением государственной и муниципальной службы. В США действуют обязательные для всех чиновников принципы служебной деятельности и этического поведения. Антикоррупционный контроль осуществляют соответствующие комитеты и комиссии Сената и Палаты представителей Конгресса США. Особое место отводится Федеральному бюро расследований. В мероприятиях по предотвращению коррупции и наказанию коррупционеров участвуют судебные органы, прокуратура, министерство юстиции, специальные подразделения полиции, институт независимых прокуроров [6]. Также, любой гражданин США может сообщить в министерство юстиции об известных ему фактах коррупции и получить за такую информацию часть суммы.

В Канаде коррупционные правонарушения квалифицируются как самые тяжелые преступления против общества, государственной и муниципальной службы и нередко приравниваются к государственной измене. К уголовной ответственности на равных основаниях привлекаются и взяткодатель, и взяткополучатель. Наказания весьма серьезные: парламентарию коррупционное преступление приравнивается к государственной измене, и это грозит лишением депутатской неприкосновенности и тюремным заключением сроком до 14 лет. Координирующую роль в деле борьбы с коррупцией играет специальный государственный антикоррупционный комитет. По его инициативе в 1985 г. был принят Кодекс этики государственного служащего.

Необходимо также рассмотреть опыт Китая в деле борьбы с коррупцией. Несмотря на то, что эта страна пока не особенно преуспела в сфере подавления коррупции, здесь достоинством антикоррупционной политики является опора на многовековые культурные традиции народа и приведение национального законодательства в соответствие с международным стандартом. Координирующая роль возложена на партийные организации КПК и Государственное управление по предупреждению коррупции [2]. Созданы специальные народные суды, которые заняты исключительно коррупционными делами [4]. Китайское антикоррупционное законодательство довольно жесткое, за взяточничество и коммерческий подкуп предусмотрены жесткие меры уголовной ответственности, в том числе два вида смертных приговоров. За последних десять к уголовной ответственности за взяточничество привлечено более миллиона работников партийно-государственного аппарата, расстреляно почти 10 тысяч чиновников, еще 120 тысяч получили от 10 до 20 лет тюремного заключения [3]. Важнейшей формой борьбы с коррупцией стала периодическая аттестация, квалификационные экзамены и ротация кадров, которая способствует тому, что у чиновников нет возможности использовать сложившиеся служебные, дружеские и другие связи, порождающие незаконные действия.

По мнению исследователей, модель коррупции, существующая во Франции, во многом сходна с той, которая сегодня сложилась в России. К основным сферам коррупционного поражения относятся: расходование средств государственного бюджета; государственная и муниципальная служба; взаимоотношения между органами власти различных уровней и предпринимателями. В стране с 1993 года действует жесткий закон «О предотвращении коррупции и о прозрачности экономической деятельности и публичных процедурах», существует правительственная комиссия по этике, президентская комиссия по предотвращению конфликта интересов (в 2011 году ими рассмотрено 3386 коррупционных дел). В Министерстве юстиции создана Центральная служба предотвращения коррупции. Для того чтобы усилить контроль за карьерными перемещениями сотрудников, находящихся на государственной службе, а также ограничить влияние этих перемещений на решение каких-либо сугубо частных вопросов, создана Комиссия по деонтологии государственной службы.

Серьезные проблемы с коррупцией испытывает сегодня Германия. Одним из основных правовых средств борьбы с коррупцией в этой стране стали нормы федерального закона о дисциплинарном режиме государственной службы, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов. Достаточно быстрый рост коррупции обусловил принятие в августе 1997 г. специального закона «О борьбе с коррупцией».

Анализ антикоррупционной стратегии стран СНГ позволяет выделить несколько наиболее характерных для этих стран моментов:

1) все страны СНГ одинаково характеризуют коррупцию как самую большую угрозу национальной безопасности и считают необходимым формирование эффективных механизмов противодействия ей;

2) все страны считают, что борьба с коррупцией должна носить всеобъемлющий системный характер, опираться на прочное антикоррупционное национальное и международное законодательство и эффективную правоохранительную систему;

3) во всех странах СНГ приняты национальные стратегии, планы, программы и специализированные законы, направленные на борьбу с коррупцией;

4) во всех странах СНГ делают упор на развитие законодательства в сторону усиления моральной ответственности за правонарушения коррупционного характера;

5) все страны считают необходимым повышение уровня честности и профессионализма служащих.

Исследование зарубежного опыта противодействия коррупции позволяет констатировать, что невозможно обойтись без хорошо отлаженных механизмов правового, организационно-кадрового и информационно-разъяснительного обеспечения политики противодействия коррупции. К числу наиболее важных мер предупреждения и пресечения коррупции, как свидетельствует опыт успешных в деле противодействия коррупции стран, можно отнести следующие:

1) формирование высокоэффективной правовой стратегии и прочного антикоррупционного законодательства;

2) создание хорошо отлаженной системы государственных органов, организаций и подразделений, способной на высоком профессиональном уровне обеспечить качественное исполнение принятых антикоррупционных решений;

3) повышение уровня прозрачности управленческих процессов; улучшение контроля и отчетности; уменьшение монополизма власти [5];

4) создание механизма решения кадровых вопросов, исключающего возможность преследования частных интересов;

5) повышение профессионализма служащих;

6) оптимизация материального стимулирования и социальной защиты государственных и муниципальных служащих. Зарплата должна быть достаточно высокой с тем, чтобы обесценить доходы от взяток;

7) внедрение кодексов этики.

Многое из зарубежного опыта может быть адаптировано и учтено при реализации российской антикоррупционной стратегии. В первую очередь это касается: развития правовых основ противодействия коррупции; устранения коррупциогенных факторов; оптимизации условий и механизмов государственных и муниципальных закупок; соблюдения требований к служебному поведению; разработки гибких форм мониторинга коррупционных правонарушений в целях своевременного принятия мер; активизации международного сотрудничества в борьбе с коррупцией.

Литература

1. Андрианов В.Д. Коррупция как глобальная проблема: история и современность: монография. – М, 2011. – 304 с.

2. Ахмедшин Н.Х. Поднебесная – судьба моя. Книга памяти. – М., 2009. – 275 с.

3. Бакланов П.А. Информационно-аналитический сборник по профилактике коррупционных правонарушений: сборник. – М., 2011.

4. Гриб В.Г. Противодействие коррупции. – М., 2011. – 192 с.

5. Кампос Э. Многоликая коррупция. Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления. – М., 2010. – 551 с.

6. Козочкина И.Д. Уголовное законодательство зарубежных стран (Англии, США, Франции, Гердии, Японии): сборник законодательных материалов. – М., 1998. – 144 с.

 



РАЗДЕЛ IV. ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

C.А. Ланецкий

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.