Исходное положение. Верхний стоит ногами в кистях согнутых рук нижнего. Корпус прямой, голова прямо, прямые, выключенные в плечах руки подняты вверх над собой ладонями вперед.
Исполнение. Одновременно с темпом нижнего и с движением его рук вниз верхний делает неглубокое приседание, слегка отклоняя прямой корпус назад, не изменяя при этом положения головы и рук. Одновременно с движением рук нижнего вверх (с его броском) верхний отталкивается от его рук, выпрямляет ноги, резко прогибается, делает переворот назад и приходит в положение стойки на кистях. Нижний, делая темп, руками выбрасывает верхнего, оставляет руки поднятыми и ловит верхнего после его переворота за кисти рук. Нижний смягчает его приход в стойку на кистях, приседая, одновременно сгибая руки и прижимая их к груда. Верхний, придя в стойку в кисти нижнего, выпрямляясь и соединяя ноги, принимает правильное положение стойки на кистях (рис. 108).
* * *
Описав основные упражнения этой области акробатики, исполняемые партнерами почти" одинакового веса, нельзя не упомянуть о рекордных и высокотехнических упражнениях, исполняемых нашими артистами цирка. Эти упражнения можно выполнить только с партнером, вес которого меньше веса нижнего. Например:
1. Заднее группированное и переднее сальто в кистях нижнего.
2. Флик-фляк — заднее группированное сальто в темп в кистях нижнего.
3. Выход в стойку в кистях с броска руками нижнего (с фуса) через полпереворота назад (полфлик-фляка) с приходом в лицевую стойку.
4. Переднее группированное сальто из положения стойки в кистях с приходом вновь в стойку в кисти нижнего. (Рекордные упражнения в этой области впервые были исполнены артистами Раисой Калачовой и Михаилом Птицыным.)
На основе описанных упражнений парной вольтижной работы строятся упражнения для трех-четырех исполнителей при одном верхнем, в которых исполняются различные переброски-перелеты верхнего в положении стойки на кистях из кистей одного партнера к другому.
Глава VII
АКРОБАТИЧЕСКИЕ ГРУППОВЫЕ СИЛОВЫЕ ПИРАМИДЫ
Пирамиды из трех исполнителей
В групповых пирамидах участвуют три, четыре, пять и больше исполнителей. Наиболее распространенными (так называемыми «силовыми группами») являются пирамиды из трех-четырех исполнителей. Этот раздел знакомит читателей с построением пирамид из трех исполнителей. Такие пирамиды являются основой для пирамид с большим количеством участников.
В пирамидах из трех исполнителей заняты:
1) нижний, наиболее сильный и тяжелый по весу;
2) средний, также сильный, умеющий хорошо держать верхнего в стойке в кистях;
3) верхний, самый легкий и ловкий, владеющий стойкой на кистях жимом.