Если вы еще не достигли определенного возраста, выскажите предположение, какими могли бы быть в то время ваши убеждения.
Субьект
Детство
Возраст 15
Возраст 25
Возраст 35
Возраст 50
Возраст 65
Возраст
Красота
Счастье
Дом
Любовь
Карьера
Возможности
РЕСУРСЫ К ГЛАВЕ 8 ПОВСЕДНЕВНЫЕ ЯКОРЯ
Проанализируйте якоря, как позитивные, так и негативные, на которые вы реагируете в повседневной жизни. Это относится и к личной, и к профессиональной жизни.
Якорь
Ваша реакция
Визуальный
Звуковой
Кинестетический
Обонятельный и вкусовой
РЕСУРСЫ К ГЛАВЕ 10 ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Выберите время и проведите тщательную инвентаризацию своей жизни.
Какие навыки вы приобрели?
Подумайте о каждом возможном контексте.
Какими знаниями вы обладаете?
Подумайте о своем образовании, специальных знаниях и о том, что изучили в школе жизни.
Кого вы знаете?
Перечислите всех людей, которых знаете или знали — коллег или деловых знакомых, прошлых и нынешних друзей, родных, наставников и учителей, приятелей и т.д.
Закончив, подумайте, как кто-то из них или все они могли бы стать ресурсами для вас как для коуча.
СЛОВАРЬ
Взаимопонимание:отношения доверия и готовность чутко реагировать на себя или других людей.
Внутренний диалог:разговор с самим собой. Внутренняя экология:см. экология.
Возврат (возвращать):кратко повторить содержание рассказа клиента, применяя его же ключевые слова, жесты и интонации.
Вопросы:задаются для того, чтобы по ответам выяснить истинную жизненную позицию клиента. Для клиента — возможность найти такой ответ, который продвинул бы его к целям и мечтам.
Вторая позиция:точка зрения другого человека.
Выбор или созданиенаиболее благотворного и полезного метода работы с клиентом, чтобы приблизить его цели, мечты и желательные перемены.
Генеративный коучинг:см. коучинг «двойной петли».
Доверие:уверенность в другом человеке, в том, что он выполнит свои обязательства. Для доверия необходимы два элемента: искренность и компетентность.
Докопаться до сути:по возможности ясно и точно определить суть проблемы клиента, не потеряв ни одного из оттенков смысла.
Домашняя работа:задание — вызов или просьба — которое клиент выполняет вне занятий. О результатах клиент отчитвается коучу в оговоренное время, удобное для обоих.
Жизненное равновесие:гармоничная взаимосвязанность всех сфер жизни клиента, всех его обязательств и потребностей, а также, насколько комфортно клиент ощущает себя в этой жизни.
Задача:направление и главная цель клиента.
Заякоривание:процесс ассоциирования одного явления с другим.
Инконгруэнтность:состояние отсутствия взаимопонимания с самим собой, внутренний конфликт, выражающийся f в поведении. Может быть последовательной, когда за одним действием следует другое, которое ему противоречит, или одновременной, когда вы, например, выражаете согласие, но сомневающимся тоном.
Интуиция:внутреннее понимание, которое приходит без участия и сознательной мысли или логического обоснования.
Как если бы:использование воображения для исследования последствий мыслей или действий, «как если бы» они осуществились в действительности, хотя на самом деле этого не происходит.
Калибровка:точное распознавание состояния собеседника с помощью чтения невербальных сигналов.
Клиент:партнер коуча по рабочему альянсу, цель которого — перемены, нужные клиенту. Клиент отвечает за результат. Коуч и клиент вместе отвечают за процесс.
Конгруэнтность:сочетание убеждений, ценностей, навыков и действий, позволяющее вам чувствовать себя «в своей тарелке». Конгруэнтность означает также пребывание в гармонии с самим собой.
Конечная цель:см. Цель.
Контекст:Конкретные установки, такие, как время, место, окружающие вас люди, придающие значение событию. Определенные действия вполне приемлемы в одном контексте (например, на сцене) и совершенно невозможны в другом (например, на улице).
Конфиденциальность:коуч не имеет права без согласия клиента передавать кому-либо полученные от него сведения.
Коуч:партнер клиента по рабочему альянсу, цель которого — перемены, нужные клиенту. Коуч помогает клиенту эти перемены осуществить.
Коучинг:содействие клиенту в анализе его поступков в свете его намерений, а также в осуществлении действий, которые приведут его к цели, большему счастью и самовыражению.
Коучинг двойной петли:коучинг, который помогает клиенту, работая с его убеждениями, в первую очередь, меняя образ мышления, породивший его проблему. (Также называется генеративным коучингом.)
Коучинг одинарной петли:коучинг, который помогает клиенту, обходя его убеждения.
Метафора:косвенное общение путем использования некоего рассказа или фигуры речи, подразумевающих сравнение. Явно или неявно метафора подразумевает, что одна вещь подобна другой. В НЛП под метафорами понимают сравнения, истории, притчи и аллегории.
Мечта:сочетание целей и ценностей, замысла и увеличивающегося смысла жизни.
Мозговой штурм:генерирование идей, альтернатив, перспектив или действий, без предварительного суждения об их правильности или соответствии. Не все они находят применение в дальнейшем, но позволяют найти новаторское решение проблемы.
Наставничество:когда старший коллега, более знающий и житейски умудренный, дает советы и служит ролевой моделью. Наставничество включает в себя беседы на самые разнообразные темы, не ограничиваясь рабочим контекстом.
Обратная связь:в коучинге обратная связь — это реакция коуча на слова клиента и реакция клиента на слова коуча. Обратная связь может быть закрепляющей, когда ведет к более или менее тем же поступкам, или уравновешивающей, в конечном счете приводящей к изменению поведения.
Обязательность:выполнение задания без тени сомнения, по->. скольку оно чрезвычайно важно с эмоциональной и
когнитивной точки зрения.
Оспаривать:с помощью определенных заданий (вызова или просьбы) побуждать клиента выйти за им же самим поставленные пределы.
Ответственность:ключевая часть коучинга. Клиент считается ответственным, когда принимает на себя обязательства за свои действия. Существуют три основных вопроса: Что вы намерены делать? Когда вы это сделаете? Как вы узнаете о том, что добились успеха?
Первая перцептуальная позиция:восприятие мира исключительно с собственной точки зрения. Осознание собственной внутренней реальности. Одна из трех различных перцептуальных позиций.
Переход:момент, когда вы от старой привычки уже избавились, а новая еще толком не закрепилась. Самый трудный момент в процессе коучинга.
Перспектива:конкретная точка зрения, например, с первой позиции (вашей собственной), со второй (другого человека) или с третьей (отстраненной, откуда можно видеть взаимосвязь этих двух точек зрения). Существует также множество разных перспектив, например, работы, семьи, экономики, политики и т.д.
Перцептуальная позиция:бывают первая, вторая, третья и четвертая позиции.
Предварительный фрейминг:заранее настроить клиента так, чтобы он придавал вашему действию то значение, которое вам нужно.
Предположения:идеи или убеждения, которые предполагаются заранее, то есть воспринимаются как должное и как руководство к действию.
Предпочтительная система представления:та, в которой человек чаще всего сознательно мыслит и организует собственный опыт. Особенно ярко проявляется в состоянии стресса.
Поддерживать:поддерживая клиента, вы защищаете его от него же самого, демонстрируете свою веру в его силы, даже если сам он в них не верит.
Подтверждение:признание идентичности или способности клиента осуществлять важные действия или понимать суть.
Прерывание состояния:использование любого движения или способа отвлечения с целью изменить эмоциональное состояние.
Промежуточная цель:см. Цель.
Просьба:обращение к клиенту с намерением подтолкнуть его к цели с помощью конкретного действия с его стороны. Прояснять:см. Формулировать.
Психологическая помощь:работа с клиентом, который ощущает дискомфорт или неудовлетворенность своей жизнью и ищет наставления и совета. Психолог корректирует проблемы клиента.
Психотерапия(и любая терапия): работа с теми клиентами, кто стремится освободиться от психологических и/или физических симптомов. Клиент нуждается в эмоциональном восстановлении и хочет избавиться от душевной боли.
Рамка:способ восприятия чего-либо, конкретная точка зрения. Например, рамка переговоров рассматривает поведение как своеобразную форму переговоров.
Ресурсы:все то, что помогает вам добиться результата. Например, физиологические состояния, мысли, убеждения, стратегии, опыты, люди, события, имущество, определенные места, где вы собираетесь действовать, истории.
Рефрейминг:понимание опыта под иным углом зрения, придание ему иного значения.
Самоуправление:забота о собственном эмоциональном состоянии как коуча, чтобы вы могли оказать максимальную помощь клиенту.
Системы представления:различные каналы, по которым мы усваиваем информацию, используя собственные чувства: визуальная (зрение), звуковая (слух), кинестетическая (ощущения тела), обонятельная (запахи) и вкусовая (вкус).
Создание альянса:формирование партнерства между коучем и клиентом.
Структуры:якоря, предназначенные напоминать клиенту о его мечтах, целях, задачах или действиях.
Третья позиция:точка зрения стороннего, но обладающего ресурсами наблюдателя.
Убеждения:обобщения, которые мы делаем относительно других людей, окружающего мира и самих себя и которые становятся принципом наших действий. Мы поступаем так, как если бы они были истинными, и они действительно становятся для нас истинными.
2. Слышать:слышать клиента, думая при этом: «Что это значит для меня?» Вы слушаете как бы изнутри, с позиций собственного опыта.
3. Прислушиваться:прокручивая в голове некую мысль, фильтровать слова клиента. Вы составляете суждение, постоянно участвуя во внутреннем диалоге.
4. Слушать осознанно:проникновенно прислушиваться с минимумом суждений.
Уточнять:убеждаться, что вы не втянуты эмоционально в проблемы клиента. Сохранять ресурсное состояние, даже если клиент говорит о проблемах, которые вы тоже считаете трудными.
Формулировать(облекать в слова): лаконичным простым языком суммировать переживания и опыт клиента. Другое значение — «прояснять».
Цели:желаемые достижения. Промежуточные цели являются, по сути, путешествием к цели. Конечная цель — это пункт вашего назначения, или результат.
Ценности:то, что для вас важно.
Четвертая перцептуальная позиция:восприятие ситуации с точки зрения системы, в которой ситауция возникла, например семейного или делового окружения.
Экология:анализ возможных последствий собственных мыслей и действий в рамках отношений, частью которых вы являетесь. Существует также внутренняя экология — то, как мысли и чувства человека сочетаются между собой, делая его конгруэнтным или инконгру-энтным. (См. Конгруэнтность.)
Якорь:триггер («спусковой крючок») нашей реакции, срабатывающий в зависимости от действия или состояния. Может быть визуальным, звуковым или кинестетическим.
БИБЛИОГРАФИЯ
Вот несколько очень полезных книг по коучингу и НЛП, послуживших основанием для подхода, который мы разработали и представили в этой книге.
Арендт, Ханна, The Human Condition («Человеческие проблемы»), University of Chicago Press, 1958
Дойл, Джеймс С., The Business Coach: A Game Plan for the New Work Environment, («Бизнес-коуч: «план игры» в условиях Нью-Йорка») John Wiley & Sons, 1999
Друкер, Питер, The New Realities («Новые реальности»), HarperCollins, 1989
Эмери, Дэвид, What Makes a Champion?(«KaK делают чемпионов?»), HarperCollins, 1991
Ландсберг, Макс, The Tao of Coaching, («Дао (путь) коучинга») HarperCollins, 1999
Матурана, Умберто, и Варела, Франческо, The Tree of Knowledge («Древо познания»), Shambhala, 1987
Морган, Гарет, Images of Organisation («Образы организации»), Sage,1986
О'Коннор, Джозеф, NLP и Sport («НЛП и спорт») Thorsons, 2001
Leading with NLP, («Лидерство с НЛП») Thorsons, 1998; The NLP Workbook («Учебное пособие по НЛП»), Thorsons, 2001
Ристад, Элоиза, A Soprano on her Head («Сопрано у нее в голове»), Real People Press, 1982
Тайней, Дебора, You Just Don't Understn («Вы просто не понимаете»), Ballantine Books, 1990
УитморДжон, Coaching for Performance, («Коучинг для достижения») Nicholas Brealey, 1996
Уитворт, Лаура и др. Whitworth, Co-active Coaching («Обязательный коучинг»), Davies-Black, 2001
LAMBENT DO BRASIL
Компания Lambent do Brasil была основана Андреа Лейд-жес и Джозефом О'Коннором с главным офисом в Сан-Паулу, Бразилия.
У нас работают коучи, тренеры и консультанты наивысшей квалификации, помогающие развиваться как целым компаниям, так и отдельным людям.
Мы также являемся специалистами мирового класса по бизнес-коучингу. Компания проводит коучинг для всех желающих во всех странах мира собственными силами и силами своих партнеров, а также с помощью международной программы профессионального обучения коучей. Заходите на наш сайт www.lambentdobrasil.com.