Пока клиент описывает ситуацию, проведите калибровку. Как он выглядит? Как звучит его речь?
Какие слова он употребляет?
Попросите клиента выбрать одно из предположений коучинга или ободряющее убеждение, которое он знает и уважает. Что подсказывает ему интуиция: какое убеждение способно помочь в этой ситуации?
Попросите клиента представить себе, что это убеждение верно. Либо пусть представит, на что было бы похоже, будь это убеждение верно, или же вспомнит то время, когда оно было верно для него. Проведите калибровку.
Попросите клиента вновь представить себе исходную проблемную ситуацию, но на сей раз с позиции нового убеждения. Как именно по-другому он будет действовать?
Снова проведите калибровку клиента. Следите, соответствует ли язык его тела ободряющему убеждению.
Когда клиент будет рассказывать о том, к какой поразительной перемене привело предположение, а вы подтвердите его повествование калибровкой, дайте ему задание применять это предположение всякий раз, как возникает подобная ситуация.
На следующем занятии можете обсудить результаты.
ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ УБЕЖДЕНИЯ
Ограничивающие убеждения являются основными препятствиями, мешающими нам достигать своих целей и придерживаться своих ценностей. Они действуют, как правила, сковывающие нас, когда мы хотим обрести то, что возможно, на что мы способны и чего заслуживаем. Когда коуч спрашивает: «Что мешает вам добиться цели?», ответом очень часто бывают ограничивающие убеждения.
Ограничивающие убеждения могут иметь очень глубокие корни, еще из детства, когда мы подражали родителям, а родители ведь тоже не само совершенство. Когда мы становимся взрослыми, эти ранние убеждения нередко никуда не деваются, а просто прячутся в самый тайный уголок нашего подсознания и не поддаются сознательной оценке. Немало ограничивающих убеждений попадает в нашу голову и из средств массовой информации. Яркий пример тому — мыльные оперы, где персонажам приходится действовать в рамках глупейших ограничений, иначе не будет «драмы».
Вот несколько типичных ограничивающих убеждений:
— Чтобы в достаточном количестве заработать на жизнь, мне нужно очень много работать.
— Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
— Для счастья мне необходимо богатство.
— Чтобы добиться успеха, нужно много времени.
— Я не могу никому доверять.
— Большинство людей счастливее меня.
— Если начал жизнь с «низкого старта» — пиши пропало.
— Я не могу работать на компьютере.
— Жить не могу без этой работы.
— Я не чувствую себя победителем, если кто-нибудь не проиграет.
— Я никогда не получаю того, чего хочу.
— Я хуже всех.
— Коучинг труден.
— Я неуступчив.
— Я не заслуживаю успеха.
— Я никогда не могу получить то, что хочу.
— Я достиг своего потолка.
Эти и подобные убеждения верны только в том случае, если вы действуете в соответствии с ними. А вы попробуйте предположить, что они ошибочны: что тогда переменится? И как стоит стремиться к этой перемене?
Идентификация ограничивающих убеждений
В коучинге порой клиенту бывает достаточно проговорить ограничивающие убеждения и узреть эффект, чтобы изменить и их, и формируемую ими реальность.
Люди обычно не осознают своих ограничивающих убеждений. Первый шаг — облечь их в слова. Тогда они обретают форму, становятся видимы и ощутимы и поддаются анализу. Сделать это можно двумя простыми способами. Первый — составить «Таблицу ограничивающих убеждений».
Идентификация с помощью «Таблицы ограничивающих убеждений»
Попросите клиента подумать о какой-нибудь важной цели.
Пусть, продолжая думать о цели, громко произнесет нижеследующие фразы. В каждой вместо сочетания [моя цель] пусть ставит свою конкретную цель. Так, если его цель — наладить отношения, то первая фраза будет звучать «Я заслуживаю хороших отношений».
После этого подсчитайте очки от одного до десяти. Одно очко означает, что клиент совершенно не верит в справедливость высказывания. Десять очков — верит полностью.