Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

УБЕЖДЕНИЯ: ПРАВИЛА ЖИЗНИ



  • Убеждения — это правила жизни, правила, по которым мы живем. Эти правила могут быть воодушевляющими и ободряющими, расширять ваши горизонты и позволять вам достигать своих целей и придерживаться своих цен­ностей. Но могут быть и препятствиями, которые делают цели невозможными или недостижимыми для вас.

Убеждения — это принципы действия, а не пустые тео­рии. Поэтому, если вы хотите понять, во что верит человек, присмотритесь к его поступкам, которые могут разительно отличаться от его рассуждений. Мы верим в закон тяготе­ния и действуем в соответствии с ним, не стремясь его про­верить попытками самостоятельно оторваться от земли. Закон тяготения не зависит от нашей в него веры. А вот на­ши взаимоотношения, способности и возможности очень зависят от того, верим мы в них или нет.

Мы формируем свои убеждения в результате жизнен­ного опыта, а потом действуем так, словно они есть исти­на в конечной инстанции. В каком-то смысле убеждения — это самоисполняющиеся пророчества. Если вы верите в соб­ственную привлекательность, то дружелюбны, искренни и открыты в общении с людьми и радуетесь этому общению. Люди же, со своей стороны, открываются вам навстречу, тем самым подтверждая справедливость вашего убеждения. Мы считаем, что убеждения формируются жизнен­ным опытом, но в равной степени и жизненный опыт есть результат наших убеждений.

Это означает, что у вас есть выбор, во что верить, и что убеждения можно корректировать. Если вы довольны сво­ими результатами, продолжайте действовать так же и дер­житесь своих убеждений. Если же нет — меняйте убежде­ния и начинайте действовать по-другому.

Убеждения можно и нужно менять. Но вера в то, что убеждения не есть что-то неизменное, для многих сама по себе является подрывом всяких убеждений, ибо людям свойственно считать убеждения чем-то незыблемым, слов­но все тот же закон всемирного тяготения. Убеждения «имеют», их «придерживаются», «утрачивают», «обретают». Никому не хочется что-то «утрачивать». Лучше говорить, что вы «отошли» от них или «переросли», чем «утратили».

Кроме того, наши убеждения носят личностный харак­тер. Когда мир подтверждает их справедливость, то стано­вится для нас понятным, предсказуемым и дает нам ощу­щение надежности и уверенности в себе. Мы даже способ­ны с каким-то извращенным удовлетворением узнать о нес­частье, если предсказывали его, основываясь на своих убеж­дениях. «Я же говорил», — вот что мы произносим в таких случаях, но не потому, конечно, что желали этого несчастья, а потому, что наши убеждения оказались справедливы.

Коучинг с убеждениями

Некоторые виды коучинга можно проводить, обходя убеждения. Когда клиент приходит к коучу, дабы усовер­шенствовать или приобрести навыки, он может уже ве­рить в то, что может это. Точно так же, если клиент прихо­дит с деловой или личной проблемой, коуч может помочь найти решение в рамках уже имеющихся убеждений. Это — коучинг «одинарной петли», поскольку коуч помогает клиенту достичь цели, проясняя ее, предпринять действие и получить обратную связь, а в процессе — обучиться.

Однако, если клиент сомневается в своей способности достичь цели, то коучу приходится анализировать его убеждения.

Коучинг, занимающийся убеждениями, могуществен­нее, поскольку не только решает проблему, но и меняет образ мышления, который вывел именно эту проблему на первое место. Это — уже «коучинг двойной петли», потому что она переводит убеждения клиента в петлю обратной связи. А поскольку убеждения о том, что воз­можно, действуют как незыблемые всеобъемлющие пра­вила, клиент станет более креативным и в других областях своей жизни.

; Здесь клиент узнает, что его убеждения относительно проблемы — часть самой проблемы. Изменив убежде­ния, он приходит к необходимости предпринять иные действия, которые не только решат проблему, но и при­ведут к новому опыту за пределами контекста этой проблемы.

Начать работать с убеждениями клиента можно, в част­ности, дав ему заполнить таблицу «Убеждения в зависи­мости от времени» (см. «Ресурсы»). В ней анализируются убеждения разного возраста о возрасте, красоте, счастье, доме, любви, карьере и возможностях. Например, каковы были ваши убеждения о возрасте в детстве? Скорее всего, вы делили мир на детей примерно своего возраста и взрос­лых, которые были много старше. Затем в подростковом возрасте для вас существовали уже дети, ваши сверстники и старики (возможно, глубокие). После двадцати возраст­ная граница (категория «стариков») стала отодвигаться все дальше и дальше, словно линия волос. А о любви, каковы ваши убеждения были в детстве? А в подростковом возрас­те? А после двадцати? Таблица четко показывает и доказывает, что убеждения меняются. Они могут меняться в ре­зультате жизненного опыта или же эволюционировать ес­тественным путем.

Говоря с клиентом о позитивных убеждениях, прове­ряйте, отражают ли они уровень его идентичности. Напри­мер, один клиент может сказать: «Хочу обрести (иметь) счастье». Другой может сказать: «Хочу быть счастливым». Хоть звучит вроде бы и похоже, а внутренний смысл раз­ный. Все, что я имею, принадлежит не мне, а чему-то вне меня и не является частью меня нынешнего.

В некоторых языках, например в португальском, для глагола «быть» («пребывать, находиться») имеются два эк­вивалента. Один подразумевает постоянство, некую неотъ­емлемую часть человеческого существа. В португальском это глагол ser. Другим глаголом обозначается нечто вре­менное, соответствующее сиюминутному состоянию души и тела. В португальском это глагол estar. Поэтому во фразе «Я устала» («Я пребываю в усталости») я употребляю глагол estar — «Eu estou cansada». Но, называя свое имя — «Я Анд-реа» — говорю «Eu sou Andrea» и употребляю глагол ser. Ус­таю я время от времени, а Андреа я всегда. Уставая, я не утра­чиваю своей идентичности, это состояние скоропреходящее, по жизни я не усталый человек. Но могу сказать «Я счастли­ва!» И неважно, что порой я печалюсь и огорчаюсь. По жиз­ни я счастливый человек.

Английский язык не делает различия между разными состояниями нашего бытия, но коуч — должен. Иногда клиент делает обобщение, исходя из своего временного состояния или убеждения, и переносит его на свою иден­тичность. Его вводит в заблуждение язык. С временными негативными убеждениями иметь дело гораздо легче. Вот полезное правило для коуча:

Любое негативное убеждение делайте временным. ' Любое ободряющее убеждение делайте постоянным.

Учите клиента различать их, если язык этого не пре­дусматривает.

ОБОДРЯЮЩИЕ УБЕЖДЕНИЯ

Коучинг действует, исходя из ободряющих убеждений. Вот некоторые из предположений коучинга. Действуйте так, как если бы они были верны, и станете отличным коучем.

· Если хотите понять — действуйте.

Первый принцип коучинга: познание (обучение) заключает­ся в действии. Перемены начинаются с действия, а не с по­нимания умом. Действие же приводит к познанию (обуче­нию) и обратной связи. Действовать в коучинге — это дви­гаться к целям, придерживаться ценностей и проверять убеждения относительно себя и других.

· Неудач нет, есть только обратная связь.

Неудача — это всего лишь ваше суждение о промежуточ­ных результатах. Если вы не достигли цели, это означает, что вы пока еще не достигли цели. Неудача — бессмыс­ленное понятие, потому что вы не можете доказать обрат­ного. Вы не можете сказать, что потерпели неудачу до тех пор, пока не сдались и не сделали тем свой выбор.

· Мы уже имеем все необходимые нам ресурсы, или можем их создать.

Не существует людей, не обладающих необходимыми ре­сурсами, существует только безресурсное (безнадежное) состояние разума. Задача коуча — выявить внутренние ресурсы клиента. Наша, подсознательная мудрость только и ждет, пока мы ее откроем.

· Все поступки имеют цель.

Наши действия не случайны. Мы всегда к чему-то стре­мимся, хотя и не всегда осознаем, к чему именно. Сами ставьте перед собою цели, в противном случае найдется немало желающих поставить их перед вами.

· Иметь выбор лучше, чем не иметь его.

Если вы предоставляете клиенту лучший выбор, более со­ответствующий его ценностям и убеждениям, он предпоч­тет именно его.

· Вы делаете все возможное и, вероятно, можете делать больше.

· Вы сами создаете свою реальность.

У нас у всех разный жизненный опыт, интересы, настрое­ния, обязательства, предпочтения, антипатии и увлечения.

Поэтому, исходя из своего жизненного опыта, все мы фор­мируем разные убеждения, преследуем разные цели и име­ем разные ценности. Именно эти цели, убеждения и ценнос­ти и рисуют ту ментальную карту воспринимаемого нами ми­ра, в соответствии с которой мы действуем так, словно эта карта и есть наша реальность. Карта может быть точной, под­робной, позволяя прямо и свободно двигаться к намеченной цели, не натыкаясь на разнообразные помехи, а может быть и неверной, скудной, не отражающей даже видимых препят­ствий, сильно ограничивая свободу нашего движения. У коуча своя карта, и он должен уважительно относиться к мировоз­зрению клиента. Ведь его задача не совместить два мировоз­зрения, а дать клиенту булыиую свободу выбора, помогая на­рисовать более точную карту его мира.

· Коучинг — это синергическое партнерство равных.

· Взаимоотношения — это не просто сумма двух частей. Если вы полагаете, что один и один будет всего только два, то вы всего-навсего забыли о соединительной силе «и».

· У клиента есть ответы. У коуча есть вопросы.

Эти предположения могут стать для коучинга ценными ресурсами. Скажем, у клиента трудные отношения с парт­нером. Вот если партнер перестанет..., то все сразу нала­дится. То есть клиент считает, что партнер ведет себя нера­зумно. Что может сделать коуч?

Во-первых, очень внимательно понаблюдать за клиен­том, прислушаться к тону его голоса и провести калибров­ку. Затем попросить клиента выбрать одно из предположе­ний коучинга или обдумать собственное и представить, что в данной ситуации оно верно. Пусть предположение, выб­ранное клиентом, звучит так: «Ты делаешь все возможное». Коучу следует попросить клиента представить на минутку, что это предположение в отношении его партнера на дан­ный момент верно. На что это похоже? Что он чувствует? Какие еще мысли могли бы прийти ему в голову?

В нашем примере клиент вполне вероятно перестанет об­винять себя в плохих отношениях, поняв, что делает все возможное. Кроме того, осознает, что и партнер делает все воз­можное, в соответствии со своей картой реальности. И если бы ему предоставили лучший выбор, он предпочел бы его.

Теперь клиент переключился с желания изменить партне­ра на стремление изменить свое восприятие ситуации и по­смотреть на нее не только собственными глазами, но и гла­зами партнера.

Коуч проводит калибровку клиента, пока тот размыш­ляет об убеждениях. Пока еще они говорят и действуют со­вершенно по-разному. Клиенту еще невдомек, что убежде­ние, которое привело к переменам, верно всегда, стоит только применить его к ситуации.

И в конце коуч дает клиенту задание. В следующий раз, начав ссориться с партнером, пусть он вспомнит это убеждение, действует так, как если бы оно было верным, и посмотрит на результаты. Будут ли они отличаться от обычных? Почти всегда — да.

На следующем занятии коуч с клиентом могут обсудить эти отличия и то, чему клиента научила ситуация.

Вот резюме процесса.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.