1. Поставьте себе цель. Постарайтесь рассмотреть ее во всех деталях, чтобы вам стало совершенно ясно, что нужно сделать, чтобы ее достичь.
2. Расслабьтесь. Как можно подробнее представьте себя выполняющим задачу. Очень важно, чтобы вы увидели себя в диссоциированном ментальном образе. То есть следует не выполнять задачу мысленно, а представлять себя со стороны, словно вы смотрите фильм, где сами же и режиссер, и исполнитель главной роли.
3. «Поставьте» этот фильм как можно лучше. Представляйте, как можно больше деталей: места, где находитесь, свою одежду, людей, которые вас окружают. Используйте все свои системы представления. Все образы, все картины представляйте как можно четче и ярче. Старайтесь слышать звуки, видеть, как вы движетесь, в том числе сохраняете равновесие. Чем насыщеннее деталями, тем убедительнее будет ваш «фильм», тем мощнее процесс.
4 . Когда почувствуете, что довольны «фильмом», ассоциируйте себя в картинку, то есть, до этого вы наблюдали себя со стороны, теперь же «войдите» в собственное тело и взгляните на происходящее собственными глазами, слушайте все звуки собственными ушами, ощущайте свое тело, наблюдайте за людьми, участвующими в событиях, за их реакцией.
5. Если вам что-то не нравится, диссоциируйте, «перемотайте пленку» и откорректируйте. Снова ассоциируйте и проверьте свои ощущения.
6. Когда вас устроит все до мелочей, сохраните эту частную «видеозапись» в личной коллекции блокбастеров. Можете просматривать ее, когда душа пожелает.
Структуры
Структуры — это якоря, с помощью коуча создаваемые самим клиентом, чтобы напоминать себе о своих представлениях, целях и ценностях или необходимых действиях.
Например, один клиент взял и перевернул вверх ногами картину, висевшую у него в домашнем офисе. И теперь, всякий раз видя ее (а он заходит в офис ежедневно), вспоминал, что на одну и ту же ситуацию можно смотреть по-разному, что существуют и другие, более креативные точки зрения.
Такую структуру он создал, чтобы время от времени менять перспективу и быть более креативным. Еще один клиент надевал часы на другую руку, чтобы не забыть поставить будильник на полчаса раньше и успеть утром помеди-тировать. При самых добрых намерениях клиенты иногда нуждаются в помощи, дабы эти намерения запомнить, потому что в силу привычки могут попросту забыть это сделать. Коуч заключает союз с лучшей частью Я клиента — той его частью, которой он хочет измениться, чтобы стать значительнее и вести более наполненную жизнь.
Структуры, как и якоря, бывают визуальными, звуковыми или кинестетическими. Создавая структуры для клиента, проявляйте творческий подход.
Вот примеры создания структуры:
Сделать пометки в календаре
Оставить самому себе сообщение на голосовой почте
Завести на определенное время будильник в мобильном
телефоне или наручных часах
Разбросать по всему дому самоклеющиеся листочки с аф-
фирмациями
Слушать релаксационную запись
Найти напарника по упражнениям
Выбрать новую запись для прослушивания в плейере
Поставить на стол фотографию
Мы привыкаем к структурам, однако, через какое-то время (обычно месяц-два) они перестают работать. После этого вам следует с помощью «мозгового штурма» вместе с клиентом подобрать для него новые структуры.
Вы можете помочь клиенту выстроить структуры, задавая вопросы типа:
— Какие ваши действия помогли бы вам запомнить это?
— Как мы сможем отследить ваш прогресс в этой задаче?
— С помощью чего вы не забудете сделать это?
— Что может напомнить вам регулярно выполнять эти действия?
ЗАВЕРШЕНИЕ
И, наконец, настает момент, когда коуч и клиент решают, что работа окончена. Конечно, сама работа по достижению целей и соблюдению соответствующих ценностей не заканчивается никогда. Точка в коучинговых взаимоотношениях — лишь перерыв в самом процессе. Как и любой хороший учитель, коуч считает свою работу выполненной, когда в нем больше не нуждаются.
Критерии завершения коучинга определяются еще в начале. Отношения можно считать законченными, когда коуч и клиент придут к общему заключению, что клиент добился того, ради чего пришел на коучинг, если только занятия не прервутся какими-либо драматическими событиями.
В конце коуч и клиент должны наблюдать:
Продолжительный, устойчивый эффект в выбранной клиентом области. Измеряться эффект должен по стандартам коуча и клиента, а также по объективным стандартам, независимым от обоих.
Саморазвитие и креативность. Клиент должен уметь найти собственный способ двигаться вперед.
Он станет увереннее в себе.
Успешно завершив коучинг, и коуч, и клиент испытывают самые замечательные чувства. На заключительном занятии можно устроить «разбор полетов». Например, спросить у клиента:
— Что из всего коучинга помогло вам лучше?
— Что не возымело должного действия?
— Чем вы больше всего гордитесь?
— Когда вам было страшнее всего?
— Когда вы сильнее всего удивлялись?
— Когда чувствовали наибольшую поддержку?
— Что больше всего изменилось в вас самом?
— Что изменилось в ваших отношениях с окружающими?
— Чего теперь ждете для себя в дальнейшем?
РЕЗЮМЕ
Переход
Модель перехода охватывает весь цикл коучинга.
Клиент появляется у вас с проблемой или ситуацией, которую хочет изменить.
На него давит страх перемен и приводит в отчаяние жизненный застой.
В один прекрасный момент из этого порочного круга страха и разочарования он попадает в переход. Клиент все еще нуждается в поддержке коуча. Он берет на себя ответственность и обязательство измениться. Отношения в коучинге обеспечивают ему структуру, дабы поддержать его и наставить на путь к целям.
Переход — самый деликатный период в коучинге: из прежней ситуации клиент уже выбрался, а в новую пока еще не попал.
Лучше думать, что ты что-то оставил, чем чего-то лишился.
Привычка
Привычка придает жизни стабильность.
Когда мы хотим измениться, этим переменам мешает привычка.
Чтобы изменить свою жизнь, необходимо избавиться от некоторых привычек и приобрести другие.
Привычки закрепляются якорями.
Якорь — это визуальный, звуковой или кинестетический триггер, связанный с конкретной реакцией или состоянием.
Самих якорей мы, как правило, не замечаем, только состояния.
Некоторые якоря нейтральны. Другие вводят нас в негативное состояние, третьи — в позитивное.
С помощью коуча клиент:
Начинает осознавать якоря, которые закрепляют его привычки.
Приобретает новые привычки, на которые будут опираться нужные ему перемены. Создает новые якоря для закрепления новых привычек.
Чтобы проанализировать настоящее и спроектировать будущее, клиенту необходимо осознавать текущий момент.
Одним из действенных средств, чтобы клиент оценил, где находится и как привычки мешают ему двигаться вперед, являются упражнения по самонаблюдению.
Самонаблюдение не подразумевает никаких изменений или даже суждений, это — всего лишь наблюдение.
Клиенту очень полезно вести дневник своего прогресса в коучинге.
Чтобы клиент мог разобраться в своих взаимоотношениях, учите его вставать на первую, вторую и третью перцептуальные позиции.