Некоторые коучи предпочитают подписывать соглашение. Это профессиональный способ работы, в соглашении изложены сроки и условия, и оно не оставляет у коуча и клиента сомнений в том, чего ожидать. В соглашении должно быть также оговорены возможные спорные вопросы. Однако подписывать соглашение следует, только если оно составлено адвокатом или поверенным, который знаком с коучингом.
В соглашении обязательно должны фигурировать следующие пункты:
— услуга коучинга, обеспечиваемая коучем, и обязанности коуча
— обязанности клиента
— гонорар, сроки его выплаты и меры в случае неуплаты
— конфиденциальность сведений о клиенте
— последствия и меры в случае пропуска или отмены занятий коучем или клиентом
— продолжительность контракта и сроки и условия его возобновления
— меры в случае споров между коучем и клиентом или исков
— сроки уведомления, в течение которых каждая из сторон обязуется сообщить другой о завершении коучинговых отношений
Соглашение должно быть подписано и датировано, копия должна быть предоставлена и клиенту, и коучу.
СОЗДАНИЕ АЛЬЯНСА
Коучинг — это партнерство, и важно, чтобы коуч и клиент с самого начала обсудили, какую форму оно примет. Это поможет коучу разобраться с ожиданиями клиента и понять образ его мышления. Кроме того, покажет клиенту, что коуча заботит, как клиент хочет, чтобы пошел процесс коучинга. Ведь клиент, возможно, уже занимался коучингом прежде и имеет какую-то обратную связь о том, что тогда сработало, а что — нет. Сведения эти очень ценны. С этим поможет следующая форма.
Как я лучше всего работал(а) с коучем
Коучинг для меня наиболее эффективен, когда коуч (делает): _________________________
Коучинг для меня наиболее эффективен, когда коуч не: _____________________________
КЛЮЧИ ДОСТУПА
Мы думаем не только мозгом, но и всем телом. Мы — единая система тела и разума: процесс мышления всегда сопровождается какими-то телодвижениями. Думая определенным образом, мы «настраиваем» свое тело на определенные шаблоны поз, жестов и дыхания, помогая процессу мышления. Приведенные ниже признаки являются обобщенными и не во всех случаях верны.
Визуальная
Звуковая
Кинестетическая
Движения глаз
Расфокусированные, вверх вправо или влево.
По средней линии.
Ниже средней линии, обычно вправо.
Тон голоса и темп речи
Речь быстрая, отчетливая, тон голоса высокий.
Темп речи средний, тон голоса мелодичный, плавный. Часто возникает перебивчивый ритм
Темп речи замедленный, с частыми паузами, тон голоса низкий, мягкий, глубокий.
Дыхание
Редкое, поверхностное, верхней частью груди.
Ровное, средней частью груди.
Глубокое, животом.
Поза и жесты
Тело напряжено, шея часто вытянута. Нередко присутствует худоба (астеническое телосложение).
Чаще характерно нормостеническое телосложение. Вероятны ритмичные движения тела, словно человек слушает музыку Голова может быть склонена набок в «телефонной» позе (и даже опираться ухом на руку).
Свойственна сутуловатость, го лова опущена, мышцы не в тону се (расслаблены), жестикуляция чаще в области живота и средней линии.
Некоторые мыслят словами и абстрактными символами — это «цифровой» тип мышления. Такой человек обычно держится очень прямо, скрестив руки на груди. Дыхание поверхностно и несколько стеснено, речь монотонна и часто резка («рубленая манера»), большей частью рассуждают о фактах, статистике и доводах логики.
ГЛАЗНЫЕ КЛЮЧИ ДОСТУПА
Это называется также латеральными движениями глаз (ЛДГ).
Ключами доступа служат латеральные движения глаз. Изображенные на рисунке движения глаз наиболее распространены, хотя некоторые левши и очень немногие правши могут следовать обратному шаблону: вспоминаемые образы и звуки хранятся у них в правом полушарии мозга, и в нем же будет вестись внутренний диалог, чувства же содержатся в левом. Это необычно, но вполне нормально! Не полагайтесь на то, что досконально знаете глазные ключи доступа собеседника — всегда проверяйте. Самый легкий способ проверить — задать вопрос о чувствах. В повседневных ситуациях это легко можно сделать в процессе разговора, поинтересовавшись самочувствием собеседника и понаблюдав за движениями его глаз. Хотя исследований в этой области еще недостаточно, но все же с известной долей уверенности можно сказать, что когда, говоря о чувствах, человек движет глазами вправо вниз, то шаблоны его доступа вполне стандартны. Если же глаза движутся влево вниз, значит, у него реверсивные шаблоны, другими словами, припоминать образы и звуки он будет правым полушарием, а конструировать — левым.