Самонаблюдение — неотъемлемая часть аутокоучинга. У многих коучей есть привьика медитировать или каждый день в определенное время релаксировать и просматривать прожитой день. Хороший коуч с той же любознательностью, как и окружающих, познает себя и то, насколько хорошим он может быть.
Вот некоторые вопросы о вас самих и вашей деятельности коуча, на которые стоит ответить:
Почему я занимаюсь коучингом?
Что я узнаю о других и о себе в процессе коучинга?
Что вызывает во мне ощущение дискомфорта, когда я провожу коучинг?
Что мне трудно понять в людях в моей работе коуча?
Что это говорит мне обо мне самом?
Какие из моих собственных убеждений оспариваются?
Что я узнаю о своих отношениях с людьми?
Когда мой коучинг наиболее эффективен?
Являюсь ли я ролевой моделью для своих клиентов в тех качествах, которые спрашиваю с них?
Над этими вопросами стоит поразмыслить, и не раз, а возвращаться к ним постоянно, чтобы развивать себя и свои навыки коуча.
Ловушки для коучей
В коучинге существуют несколько ловушек, в которые вы можете попасться. Опасайтесь следующих мнений:
Я должен быть значительным на каждом занятии.
Не должны. Вы никому ничего не должны. Вспомните о глаголах долженствования. Думая ими, вы оказываете давление на самого себя и станете только мешать коучингу. Лучше думать «Я буду значительным на каждом занятии; я могу быть значительным на каждом занятии». Вы не только не должны этого, но и не можете контролировать собственную значительность, измерить степень которой может только клиент.
Клиент должен симпатизировать мне.
Нет, не должен. Он тоже никому ничего не должен. Многие клиенты могут вам симпатизировать; многие могли бы быть вашими друзьями в иных обстоятельствах. Но они не обязаны вам симпатизировать. Что между коучем и клиентом необходимо, так это профессиональные отношения, основанные на взаимопонимании и доверии.
Я в некотором роде отвечаю за клиента.
Вовсе нет. Вы не должны заботиться о клиенте. Вы ему не отец и не мать. Впрочем, и он не должен заботиться о вас. Вы не его ребенок. Клиент сам несет ответственность за собственную жизнь. Если он пытается переложить ее на вас, со всем уважением верните ее ему.
Я должен разделить с клиентом его проблему и чувства.
Нет, не должны, хотя вторая перцептуальная позиция позволят вам понимать клиента лучше. Есть два типа второй позиции. Одна — когнитивная (интеллектуальная). Когда между вами и клиентом наладятся взаимопонимание и вторая когнитивная позиция, вы поймете его мир и образ мышления. Это неоценимо в коучинге. Еще есть эмоциональная вторая позиция. Она позволит вам почувствовать то, что чувствует клиент. Но помните, это — чувства клиента, а не ваши. Да и проблему с ним разделять совершенно незачем, даже если какие-то из ваших проблем перекликаются с нею. Это — проблема клиента.
Я должен разбираться в бизнесе клиента, чтобы провести с ним бизнес-коучинг.
Не обязательно. Клиент сам разбирается в своем бизнесе. Вам же, чтобы провести коучинг, необходимо понять его представления о бизнесе и опыт. Конечно, клиенту полезно будет рассказать вам о своем участии в бизнесе, но это-то вам придется узнать в любом случае, как бы хорошо вы ни были осведомлены о бизнесе. Вы можете провести и предварительное «дознание», зайдя на сайт этой компании, прочитав ее проспекты и купив ее продукцию. Но все-таки ничего не знать о бизнесе клиента может быть преимуществом, потому что тогда ваше восприятие будет свежим, и вы сможете задавать наилучшие варианты наивных вопросов — те, которые докапываются до самой сути того, что и почему делает клиент. Если ваши знания о бизнесе невелики, то эта малость, скорее, застит вам истину, нежели прольет на нее свет. Вы можете предположить то, что не будет верно, к тому же от предварительных сведений ваша любознательность относительно опыта клиента заметно поубавится.
Я не должен конфликтовать с клиентом.
Вы можете конфликтовать с клиентом, если он старательно избегает взглянуть в лицо своей проблеме. Клиент может все ходить да ходить вокруг нее кругами, но вам-то нужно докопаться до сути. Если вы все это проделаете с взаимопониманием, клиент согласится. Вам следует предупредить клиента об этом виде «раскопок» еще на первом занятии, когда вы разбирались с его ожиданиями, и испросить его согласия. Когда вы получите разрешение, все станет проще. Коуч — союзник лучшей части Я клиента, а для лучшей части Я клиента характерна честность, и потому ставить его лицом к лицу с его проблемой просто необходимо. Это не означает, что коуч должен всякий раз подтирать нос клиенту. Коуч может решить, что за словами клиента стоит проблема, объяснить ее, но решительно приниматься за нее с этого момента предстоит самому клиенту.
Я должен контролировать процесс коучинга.
Вы не можете контролировать процесс коучинга, так что даже и не пытайтесь. Если уж кто и контролирует его, так это как раз клиент. Даже само понятие контроля в этом случае — не самая удачная мысль. Контроль — механическая модель, а коучинг — это люди, пытающиеся понять друг друга с самыми лучшими намерениями.
И в довершение еще несколько ловушек, которых коучу следует избегать:
Опережение. Коуч может поддаться искушению попытаться удержать контроль, опережая клиента. Независимо от действий или достижений клиента коуч дает понять, что обогнал его, сообщая о собственных достижениях. Однако коуч и клиент не спортсмены на беговой дорожке и вовсе не соревнуются друг с другом. Результатами клиент распоряжается сам. Коучи же отличаются по тому, какой степени раскрываются перед клиентом. Некоторые выбирают почти отстраненность психоаналитика, другие готовы чуть ли не вывернуть душу наизнанку. Впрочем, это — крайности, а большинство коучей пребывают где-то посередине, но если они и рассказывают клиенту о собственных переживаниях, на то всегда есть причина, и причина состоит в том, чтобы помочь клиенту.
Суждение. Коуч должен уважать клиента, а не судить его. Начав судить, он сразу перестает понимать. Однако у коуча есть собственные границы, и он волен прекратить работать с клиентом, если утратил к нему уважение.
Психоанализ. Совершенно не обязательно объяснять клиенту его поведение с точки зрения бессознательного с тем, чтобы подтолкнуть к действиям, которые изменили бы его жизнь. Многие клиенты и сами очень хорошо понимают свои затруднения, но это когнитивное понимание совершенно не мешает им цепляться за них всеми силами. Коучинг будет побуждать клиента к действиям и движению вперед, независимо от его когнитивного понимания.
Приказ. Коуч может что-то предлагать, порой настоятельно, но ни в коем случае не приказывать клиенту поступать определенным образом. Многие клиенты просят совета, но коучи советов не дают. Они лишь соединяют клиента с его целями и ценностями, давая клиенту возможность самому выбрать направление.
К МАСТЕРСТВУ
Традиционное обучение можно разделить на четыре основных стадии:
Неосознанная некомпетентность. Вы не знаете чего-либо и в то же время не сознаете, что вы этого не знаете. Когда-то вы не знали и о коучинге, потом узнали, заинтересовались — и вот вы уже в следующей стадии.
Осознанная некомпетентность. Вы приступили к занятиям, к обучению, вы осознаете, что обучаетесь, и понимаете свое нынешнее несовершенство.
Осознанная компетентность. Вы преуспели. Осознаете то, что делаете, ваши навыки стали привычными и прочными, но еще не автоматическими.
Неосознанная компетентность. Ваш навык стал автоматическим. Это и есть цель обучения. Если вы достигли в коучинге этой стадии — примите наши поздравления!
Однако различные навыки коучинга могут быть на различных уровнях, например коуч может уже с неосознанной компетентностью задавать вопросы, а вот относительно взаимопонимания все еще пребывать в стадии осознанной компетентности.
И, наконец, приходит мастерство. Мастерство — больше, чем неосознанная компетентность, у него есть дополнительное эстетическое измерение: оно эффектно и красиво, за мастером приятно наблюдать. Мастера видно сразу, с первого же взгляда, хотя оценить его навыки трудно, потому что он делает все играючи. Достигнув мастерства, вам уже не приходится стараться, все ваши умения сливаются; вы входите в «состояние потока». Это когда все происходит как будто само собой. Чтобы достичь такого уровня, требуются время и усилия, но результаты просто волшебны.
Мы хотим, чтобы, достигая мастерства в коучинге, вы как можно больше опирались на эту книгу.
РЕЗЮМЕ
Коуч — лидер. Он развивается в трех направлениях:
1. Как действует
2. Что знает
3. Кем (каким) является
Кроме того, коуч развивает навыки:
Самообладания Взаимоотношений Понимания фактов и событий
Коучу следует избегать ловушек, полагая, будто он:
Должен быть значительным на каждом занятии. Должен непременно нравиться клиенту. В некотором роде отвечает за клиента. Должен разделять с клиентом его проблему. Должен разбираться в бизнесе клиента. Не должен конфликтовать с клиентом. Должен контролировать процесс коуч и н га.
Мастерство в пределах вашей досягаемости. Овладейте им!
ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
1. Каждый день в течение 10 минут релаксируйте или медитируйте. Следуйте медитативной традиции (например, Транцедентальной Медитации — технике восстановления физических и духовных сил, основанной на индусских традициях и состоящей в повторении про себя специальных мантр), либо просто расслабляйтесь и концентрируйтесь на дыхании. На что бы ни отвлеклось ваше внимание, просто отстраненно отмечайте, что оно отвлеклось, и снова сосредоточивайтесь на дыхании. Такая практика концентрации позволяет глубоко расслабиться.
2. Каждый вечер в течение 5 минут просматривайте по одной своей привычке.
Откуда взялась эта привычка? Чему она служит? Что заставляет ее срабатывать? Как вы к ней относитесь?
3. Проведите инвентаризацию своей сути как коуча (Часть IV «Ресурсы» стр. 251). Это даст вам всестороннюю картину всех ваших ресурсов. Аналогичное задание можно давать и клиентам.
4. Кем вы себя представляете, ведя коучинг? Какова ваша метафора как коуча? Исследователь? «Будильник»? Танцор? Музыкант? Скульптор? Почему вы выбрали именно эту метафору?
5. Просмотрите вопросы о счастье.
Что вам нужно, чтобы быть счастливым?
Что это вам дает?
Чем это важно?
Что вы предпринимаете, чтобы достигнуть этого?
Что вас останавливает?
Сравните свои ответы с теми, которые записали ранее. Что изменилось?
ОКОНЧАНИЕ СНА
Ошеломленно озираясь, мы направляемся к центру собора. Далеко вокруг все тонет в темноте. Солнце, видимо, садится, потому что проникающий через двери дневной свет постепенно меркнет.
Мы выходим не оглядываясь.
Снаружи все то же. Люди занимаются тем же, чем занимались и прежде.
Раздается громкий шум. Тук! Тук!
Это старик с молотком в руке вбивает гвозди в три деревянных бруска. Он выглядит хилым, и мы проходим мимо. Его лицо напоминает скалу, отмеченную временем, истертую морем, солью, ветрами и волнами, но еще очень крепкую. Его неожиданно ярко-синие глаза прячутся за усталыми морщинистыми веками. На нем очень старый свитер, некогда, в дни далекой молодости связанный его возлюбленной. Теперь он висит на его ссохшемся хрупком теле.
— Что это вы делаете, мистер?
Он не отвечает, только забивает в брусок следующий гвоздь. На бруске написано: «Опасность!»
Мы подходим поближе и шепчем ему прямо в ухо: «Что это вы делаете, мистер?»
Он поднимает голову и смотрит прямо на нас. В глазах беспокойство и интерес.
— Что?
— Что это?
— Моя дочь беременна. Я боюсь, как бы малыш не причинил себе вред, поэтому должен предупредить его прежде, чем оставлю этот мир... Я научу его слову «опасность», он его запомнит и останется невредим!
Он с отсутствующим видом улыбается вдаль.
— Это вы развесили по всему собору предупреждения об опасности?
— Конечно, друзья мои! Особенно на той лестнице. Я видел, как дети бегают по ней вверх-вниз. Я не хочу, чтобы мой внук расшибся... Там очень опасно!
— Большое спасибо, мистер. Он снова улыбается.
Мы бежим обратно в собор, перепрыгиваем через предупреждения и несемся вверх по лестнице. Думая о детях, бегающих вверх-вниз, мы смеемся над собой: ну, надо же, так бояться неведомо чего.
Мы добегаем до последнего марша лестницы, отбрасываем тяжелый занавес, скрывающий большую дверь, и видим, как в сполохах золота, серебра, фиолетового и других цветов, которым нет названия, наверное, ни в одном из языков, поднимается солнце.
Мы смотрим вниз и видим, что рядом со стариком стоит женщина. Он делает ей знак рукой, и оба садятся поговорить.
Через несколько минут он засыпает в ее объятиях. Она перекладывает его голову на удобную подушку и встает. Смотрит на нас снизу, и мы машем ей.