Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

САМОНАБЛЮДЕНИЕ И САМОРАЗВИТИЕ



Самонаблюдение — неотъемлемая часть аутокоучинга. У многих коучей есть привьика медитировать или каждый день в определенное время релаксировать и просматривать прожитой день. Хороший коуч с той же любознательностью, как и окружа­ющих, познает себя и то, насколько хорошим он может быть.

Вот некоторые вопросы о вас самих и вашей деятель­ности коуча, на которые стоит ответить:

  • Почему я занимаюсь коучингом?
  • Что я узнаю о других и о себе в процессе коучинга?
  • Что вызывает во мне ощущение дискомфорта, когда я про­вожу коучинг?
  • Что мне трудно понять в людях в моей работе коуча?
  • Что это говорит мне обо мне самом?
  • Какие из моих собственных убеждений оспариваются?
  • Что я узнаю о своих отношениях с людьми?
  • Когда мой коучинг наиболее эффективен?
  • Являюсь ли я ролевой моделью для своих клиентов в тех качествах, которые спрашиваю с них?
  • Над этими вопросами стоит поразмыслить, и не раз, а воз­вращаться к ним постоянно, чтобы развивать себя и свои навыки коуча.

Ловушки для коучей

В коучинге существуют несколько ловушек, в которые вы можете попасться. Опасайтесь следующих мнений:

  • Я должен быть значительным на каждом занятии.

Не должны. Вы никому ничего не должны. Вспомните о глаго­лах долженствования. Думая ими, вы оказываете давление на самого себя и станете только мешать коучингу. Лучше думать «Я буду значительным на каждом занятии; я могу быть значи­тельным на каждом занятии». Вы не только не должны этого, но и не можете контролировать собственную значительность, измерить степень которой может только клиент.

  • Клиент должен симпатизировать мне.

Нет, не должен. Он тоже никому ничего не должен. Многие клиенты могут вам симпатизировать; многие могли бы быть вашими друзьями в иных обстоятельствах. Но они не обязаны вам симпатизировать. Что между коучем и клиен­том необходимо, так это профессиональные отношения, основанные на взаимопонимании и доверии.

  • Я в некотором роде отвечаю за клиента.

Вовсе нет. Вы не должны заботиться о клиенте. Вы ему не отец и не мать. Впрочем, и он не должен заботиться о вас. Вы не его ребенок. Клиент сам несет ответственность за собственную жизнь. Если он пытается переложить ее на вас, со всем уважением верните ее ему.

  • Я должен разделить с клиентом его проблему и чувства.

Нет, не должны, хотя вторая перцептуальная позиция позволят вам понимать клиента лучше. Есть два типа вто­рой позиции. Одна — когнитивная (интеллектуальная). Когда между вами и клиентом наладятся взаимопонима­ние и вторая когнитивная позиция, вы поймете его мир и об­раз мышления. Это неоценимо в коучинге. Еще есть эмо­циональная вторая позиция. Она позволит вам почувство­вать то, что чувствует клиент. Но помните, это — чувства клиента, а не ваши. Да и проблему с ним разделять совер­шенно незачем, даже если какие-то из ваших проблем пе­рекликаются с нею. Это — проблема клиента.

  • Я должен разбираться в бизнесе клиента, чтобы провести с ним бизнес-коучинг.

Не обязательно. Клиент сам разбирается в своем бизне­се. Вам же, чтобы провести коучинг, необходимо понять его представления о бизнесе и опыт. Конечно, клиенту по­лезно будет рассказать вам о своем участии в бизнесе, но это-то вам придется узнать в любом случае, как бы хоро­шо вы ни были осведомлены о бизнесе. Вы можете про­вести и предварительное «дознание», зайдя на сайт этой компании, прочитав ее проспекты и купив ее продукцию. Но все-таки ничего не знать о бизнесе клиента может быть преимуществом, потому что тогда ваше восприятие будет свежим, и вы сможете задавать наилучшие варианты наив­ных вопросов — те, которые докапываются до самой сути того, что и почему делает клиент. Если ваши знания о биз­несе невелики, то эта малость, скорее, застит вам истину, нежели прольет на нее свет. Вы можете предположить то, что не будет верно, к тому же от предварительных сведе­ний ваша любознательность относительно опыта клиента заметно поубавится.

  • Я не должен конфликтовать с клиентом.

Вы можете конфликтовать с клиентом, если он старательно избегает взглянуть в лицо своей проблеме. Клиент может все ходить да ходить вокруг нее кругами, но вам-то нужно докопаться до сути. Если вы все это проделаете с взаимопо­ниманием, клиент согласится. Вам следует предупредить клиента об этом виде «раскопок» еще на первом занятии, когда вы разбирались с его ожиданиями, и испросить его согласия. Когда вы получите разрешение, все станет проще. Коуч — союзник лучшей части Я клиента, а для лучшей части Я клиента характерна честность, и потому ставить его лицом к лицу с его проблемой просто необходимо. Это не означа­ет, что коуч должен всякий раз подтирать нос клиенту. Коуч может решить, что за словами клиента стоит проблема, объ­яснить ее, но решительно приниматься за нее с этого мо­мента предстоит самому клиенту.

  • Я должен контролировать процесс коучинга.

Вы не можете контролировать процесс коучинга, так что даже и не пытайтесь. Если уж кто и контролирует его, так это как раз клиент. Даже само понятие контроля в этом случае — не самая удачная мысль. Контроль — механичес­кая модель, а коучинг — это люди, пытающиеся понять друг друга с самыми лучшими намерениями.

И в довершение еще несколько ловушек, которых коучу следует избегать:

  • Опережение. Коуч может поддаться искушению попытаться удержать контроль, опережая клиента. Независимо от действий или достижений клиента коуч дает понять, что обог­нал его, сообщая о собственных достижениях. Однако коуч и клиент не спортсмены на беговой дорожке и вовсе не сорев­нуются друг с другом. Результатами клиент распоряжается сам. Коучи же отличаются по тому, какой степени раскрыва­ются перед клиентом. Некоторые выбирают почти отстранен­ность психоаналитика, другие готовы чуть ли не вывернуть ду­шу наизнанку. Впрочем, это — крайности, а большинство коучей пребывают где-то посередине, но если они и рассказы­вают клиенту о собственных переживаниях, на то всегда есть причина, и причина состоит в том, чтобы помочь клиенту.
  • Суждение. Коуч должен уважать клиента, а не судить его. Начав судить, он сразу перестает понимать. Однако у коуча есть собственные границы, и он волен прекратить ра­ботать с клиентом, если утратил к нему уважение.
  • Психоанализ. Совершенно не обязательно объяснять кли­енту его поведение с точки зрения бессознательного с тем, чтобы подтолкнуть к действиям, которые изменили бы его жизнь. Многие клиенты и сами очень хорошо понимают свои затруднения, но это когнитивное понимание совершенно не мешает им цепляться за них всеми силами. Коучинг будет побуждать клиента к действиям и движению вперед, неза­висимо от его когнитивного понимания.
  • Приказ. Коуч может что-то предлагать, порой настоя­тельно, но ни в коем случае не приказывать клиенту пос­тупать определенным образом. Многие клиенты просят совета, но коучи советов не дают. Они лишь соединяют клиента с его целями и ценностями, давая клиенту воз­можность самому выбрать направление.

К МАСТЕРСТВУ

Традиционное обучение можно разделить на четыре ос­новных стадии:

  • Неосознанная некомпетентность. Вы не знаете чего-либо и в то же время не сознаете, что вы этого не знаете. Ког­да-то вы не знали и о коучинге, потом узнали, заинтересо­вались — и вот вы уже в следующей стадии.
  • Осознанная некомпетентность. Вы приступили к заняти­ям, к обучению, вы осознаете, что обучаетесь, и понимае­те свое нынешнее несовершенство.
  • Осознанная компетентность. Вы преуспели. Осознаете то, что делаете, ваши навыки стали привычными и проч­ными, но еще не автоматическими.
  • Неосознанная компетентность. Ваш навык стал автомати­ческим. Это и есть цель обучения. Если вы достигли в коу­чинге этой стадии — примите наши поздравления!

Однако различные навыки коучинга могут быть на раз­личных уровнях, например коуч может уже с неосознан­ной компетентностью задавать вопросы, а вот относитель­но взаимопонимания все еще пребывать в стадии осознан­ной компетентности.

  • И, наконец, приходит мастерство. Мастерство — больше, чем неосознанная компетентность, у него есть дополнитель­ное эстетическое измерение: оно эффектно и красиво, за мастером приятно наблюдать. Мастера видно сразу, с пер­вого же взгляда, хотя оценить его навыки трудно, потому что он делает все играючи. Достигнув мастерства, вам уже не приходится стараться, все ваши умения сливаются; вы вхо­дите в «состояние потока». Это когда все происходит как будто само собой. Чтобы достичь такого уровня, требуются время и усилия, но результаты просто волшебны.

Мы хотим, чтобы, достигая мастерства в коучинге, вы как можно больше опирались на эту книгу.

РЕЗЮМЕ

Коуч — лидер. Он развивается в трех направлениях:

1. Как действует

2. Что знает

3. Кем (каким) является

Кроме того, коуч развивает навыки:

Самообладания Взаимоотношений Понимания фактов и событий

Коучу следует избегать ловушек, полагая, будто он:

Должен быть значительным на каждом занятии. Должен непременно нравиться клиенту. В некотором роде отвечает за клиента. Должен разделять с клиентом его проблему. Должен разбираться в бизнесе клиента. Не должен конфликтовать с клиентом. Должен контролировать процесс коуч и н га.

Коуч никогда не:

Пытается обогнать клиента Судит клиента

Подвергает клиента психоанализу Приказывает клиенту

Мастерство в пределах вашей досягаемости. Овладейте им!

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ

1. Каждый день в течение 10 минут релаксируйте или меди­тируйте. Следуйте медитативной традиции (например, Транцедентальной Медитации — технике восстановления физических и духовных сил, основанной на индусских тра­дициях и состоящей в повторении про себя специальных мантр), либо просто расслабляйтесь и концентрируйтесь на дыхании. На что бы ни отвлеклось ваше внимание, прос­то отстраненно отмечайте, что оно отвлеклось, и снова сосредоточивайтесь на дыхании. Такая практика концент­рации позволяет глубоко расслабиться.

2. Каждый вечер в течение 5 минут просматривайте по од­ной своей привычке.

Откуда взялась эта привычка? Чему она служит? Что заставляет ее срабатывать? Как вы к ней относитесь?

3. Проведите инвентаризацию своей сути как коуча (Часть IV «Ресурсы» стр. 251). Это даст вам всестороннюю картину всех ваших ресурсов. Аналогичное задание можно давать и клиентам.

4. Кем вы себя представляете, ведя коучинг? Какова ваша метафора как коуча? Исследователь? «Будильник»? Тан­цор? Музыкант? Скульптор? Почему вы выбрали именно эту метафору?

5. Просмотрите вопросы о счастье.

Что вам нужно, чтобы быть счастливым?

Что это вам дает?

Чем это важно?

Что вы предпринимаете, чтобы достигнуть этого?

Что вас останавливает?

Сравните свои ответы с теми, которые записали ранее. Что изменилось?

ОКОНЧАНИЕ СНА

Ошеломленно озираясь, мы направляемся к центру собора. Далеко вокруг все тонет в темноте. Солнце, видимо, садится, потому что проникающий через двери дневной свет постепенно меркнет.

Мы выходим не оглядываясь.

Снаружи все то же. Люди занимаются тем же, чем занима­лись и прежде.

Раздается громкий шум. Тук! Тук!

Это старик с молотком в руке вбивает гвозди в три деревян­ных бруска. Он выглядит хилым, и мы проходим мимо. Его лицо напоминает скалу, отмеченную временем, истертую морем, солью, ветрами и волнами, но еще очень крепкую. Его неожи­данно ярко-синие глаза прячутся за усталыми морщинистыми веками. На нем очень старый свитер, некогда, в дни далекой мо­лодости связанный его возлюбленной. Теперь он висит на его ссохшемся хрупком теле.

— Что это вы делаете, мистер?

Он не отвечает, только забивает в брусок следующий гвоздь. На бруске написано: «Опасность!»

Мы подходим поближе и шепчем ему прямо в ухо: «Что это вы делаете, мистер?»

Он поднимает голову и смотрит прямо на нас. В глазах бес­покойство и интерес.

— Что?

— Что это?

— Моя дочь беременна. Я боюсь, как бы малыш не причинил себе вред, поэтому должен предупредить его прежде, чем ос­тавлю этот мир... Я научу его слову «опасность», он его запомнит и останется невредим!

Он с отсутствующим видом улыбается вдаль.

— Это вы развесили по всему собору предупреждения об опасности?

— Конечно, друзья мои! Особенно на той лестнице. Я видел, как дети бегают по ней вверх-вниз. Я не хочу, чтобы мой внук расшибся... Там очень опасно!

— Большое спасибо, мистер. Он снова улыбается.

Мы бежим обратно в собор, перепрыгиваем через предуп­реждения и несемся вверх по лестнице. Думая о детях, бегаю­щих вверх-вниз, мы смеемся над собой: ну, надо же, так боять­ся неведомо чего.

Мы добегаем до последнего марша лестницы, отбрасываем тя­желый занавес, скрывающий большую дверь, и видим, как в спо­лохах золота, серебра, фиолетового и других цветов, которым нет названия, наверное, ни в одном из языков, поднимается солнце.

Мы смотрим вниз и видим, что рядом со стариком стоит жен­щина. Он делает ей знак рукой, и оба садятся поговорить.

Через несколько минут он засыпает в ее объятиях. Она пере­кладывает его голову на удобную подушку и встает. Смотрит на нас снизу, и мы машем ей.

Она гасит лампу и уходит широко улыбаясь.

Мы будем помнить ее.

ЧАСТЬ IV РЕСУРСЫ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.