Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Срок действия интеллектуальных прав



Личные неимущественные права авторов. Как уже отмечалось в§ 4.1, с 1928 г. в Бернской конвенции установлено, что право авторства и право на защиту репутации принадлежат автору и «сохраняют силу после его смерти по крайней мере до прекращения исключительных прав»1. Это оз­начает, что личные неимущественные права не передаются иным лицам и имеют ограниченный срок действия после смерти автора. В соответствии со ст. 9(1) Соглашения ТРИПС члены ВТО могут не признавать личные неимущественные права.

Тем не менее вбольшинстве стран личные неимущественные права ав­торов признаются бессрочными и неотчуждаемыми, т. е. они принадлежат вечно автору, который не может отказаться и передать их иным лицам, в том числе и родственникам. Такая модель охраны личных неимущест­венных прав авторов использована как в ст. 27(1) раннего российского за­конодательства2, так и в ст. 1267(1) Гражданского кодекса Российской Федерации.

Личные неимущественные права исполнителей. Международное при­звание личного неимущественного права исполнителей действует с 2002 г., после вступления в силу Договора ВОИС по исполнениям и фонограм­мам. В соответствии со ст. 5(1) страны могут признавать личные неиму­щественные права исполнителей только в отношении незаписанных ис­полнений и исполнений, записанных на фонограммы. Однако даже для таких исполнений личное неимущественное право может не предостав­ляться из-за характера использования исполнения. Кроме того, в ст. 5(2) установлено, что личные неимущественные права исполнителя «сохраня­ются после его смерти по крайней мере до прекращения действия исклю-

1 Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений.

С, 14.

2 См.: Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах». М.:

Республика, 1993. С. 22.


132 • Глава 4. Права авторов, исполнителей и иных лиц

§ 4.14. Срок действия интеллектуальных прав • 133


охрану личных неимущественных прав исполнителя после его смерти, ес­ли такое положение существует в этих странах.

Другими словами, Договор ВОИСпо исполнениям и фонограммам не при­знает бессрочным личное неимущественное право исполнителей даже для не­которых видов исполнений.

Исключительное авторское право. Авторское право ссамого начала предоставлялось издателям и авторам на ограниченный срок. Статут Анны 1710г. предоставлял право на издание произведения сроком на 14 лет изда­телю, а затем на 14 лет — автору. Во французском законе 1791 г. действие исключительного права расширено на всю жизнь автора и 10 лет после его смерти. С тех пор срок действия исключительного права постоянно увели­чивался. Впервые в мире посмертный 50-летний срок охраны авторского права был установлен в Российской империи в 1837 г. в связи с трагичес­кой гибелью А. С. Пушкина1.

В Бернской конвенции с 1948 г. установлен минимальный срок охраны исключительного права на время жизни автора и 50лет после его смерти. Од­на из директив Европейского союза2 обязала страны расширить действие исключительных прав на 70 лет после смерти автора. Дополнение (Sonny Bono Copyright Act) к закону об авторском праве США, принятое в 1998 г. в интересах прежде всего компании Диснея, увеличило срок действия корпо­ративного исключительного авторского права почти до 100лет.

При обосновании необходимости увеличения срока охраны исключи­тельного права считают, что посмертный срок охраны должен соответство­вать средней продолжительности жизни прямых наследников авторов, которая увеличивается. Ложная забота об интересах наследников исполь­зуется, чтобы скрыть основную причину увеличения срока охраны исклю­чительного права. Срок охраны увеличивается не столько в интересах на­следников, сколько в интересах правообладателей, которым автор полностью передал исключительное право. Другими словами, в большин­стве случаев исключительные права принадлежат не автору или его наслед­никам, а совсем иным лицам, которые лоббируют увеличение срока охра­ны исключительного права.

Увеличение срока действия исключительного права не соответствует интересам общества, поскольку произведения литературы, науки и искус­ства становятся на больший срок малодоступными обществу, что отрица­тельным образом сказывается на развитии науки, образования и культуры. В случае длительного срока охраны несколько поколений наследников мо-

3 См.: Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам. Женева: ВОИС, № 227(R). 2000. С. 10.

1 См.: Авторское право: Доклад комиссии С.-Петербургского литературного
общества по поводу проекта закона об авторском праве. СПб.: Т-во художественной
печати, 1908. С. 35

2 См.: Council Directive 92/100/EEC On Rental Right and Lending Right and on Certain
Rights Related to Copyright in the Field of Intellectual Property, November 19, 1992.


тельным образом сказывается на развитии науки, образования и культуры. В случае длительного срока охраны несколько поколений наследников мо­гут получать нетрудовые доходы за счет творческого труда автора, которого они даже не знали, как и его произведений. Об этом говорили российские специалисты еще при подготовке Закона Российской империи 1911 г. «Об авторском праве»1.

В соответствии со ст. 1281(1) Гражданского кодекса Российской Феде­рации исключительное право на произведение действует в течение всей жиз­ни автора и 70лет после его смерти. Срок действия исключительного права на совместное произведение, созданное авторами, распространяется на жизнь соавторов и на 70лет после смерти автора, пережившего других соав­торов.

Эта формально простая норма сложна в применении к анонимным произведениям, произведениям под псевдонимом и совместным произве­дениям. Нормы охраны анонимных произведений и произведений под псевдо­нимом установлены в ст. 7(3) Бернской конвенции и в ст. 12 Соглашения ТРИПС весьма запутанно и неточно. Представляется, что соответствую­щая норма должна иметь следующее содержание.

Срок охраны анонимного произведения или произведения под псевдонимом составляет 70 лет с момента:

• первого правомерного опубликования произведения;

• первого правомерного обнародования произведения, если оно не бы­ло опубликовано;

•создания произведения, если оно не было опубликовано или иным образом обнародовано.

Если автор раскроет свою личность, срок действия исключительного права продолжается всю его жизнь и установленный посмертный срок.

Таким образом, международные и национальные нормы авторского права предоставляют обнародованным анонимным произведениям и про­изведениям под псевдонимом меньший срок охраны, чем произведениям под подлинным именем автора.

Срок охраны исключительного права после смерти автора исчисляется с 1 января года, следующего за годом смерти автора. Такое начало отсчета срока действия исключительного права не означает, что с момента осуще­ствления юридического факта до 1 января следующего года авторское пра­во не действует. Срок действия авторского права продлевается на срок с момента осуществления вышеуказанных юридических фактов до 1 января следующего года.

Исключительное смежное право. В международных договорах в области смежных прав установлены следующие сроки действия исключительных

1 См.: Авторское право: Доклад комиссии С.-Петербургского литературного общес­тва по поводу проекта закона об авторском праве. С. 35.


134 • Глава 4. Права авторов, исполнителей и иных лиц


§ 4.14. Срок действия интеллектуальных прав • 135


 


прав субъектов охраны, которые закреплены в законодательстве большин­ства стран, в том числе и в Российской Федерации:

исключительное право исполнителя действует в течение 50 лет с мо­мента исполнения, первой записи исполнения или сообщения для всеоб­щего сведения;

исключительное право производителя фонограмм действует в течение 50лет после первого обнародования фонограммы или в течение 50 лет по­сле первой записи фонограммы, если фонограмма не была обнародована в течение этого срока;

•исключительное право организации вещания действует в течение 50лет с момента осуществления передачи;

•исключительное право производителей инвестиционных баз данных действует в течение 15лет с момента создания базы данных с возможно­стью возобновления срока охраны при любых существенных изменениях содержания базы данных;

исключительное право публикатора действует в течение 25 лет смо­
мента обнародования посмертного произведения.

В национальном законодательстве исчисление сроков действия лич­ного неимущественного права исполнителя и исключительных прав субъ­ектов смежных прав начинается с 1 января года, следующего за годом, в ко­тором имел место соответствующий юридический факт, т. е. первая запись исполнения, первое опубликование фонограммы, первая запись фоно­граммы, осуществление передачи организацией вещания, обнародование инвестиционной базы данных и посмертного произведения.

Как и в случае авторского права, установленное начало отсчета срока исчисления смежного права продлевает его действие на срок с момента осуществления юридического факта до 1 января следующего года.

Ретроактивная охрана. В ст. 18 Бернской конвенции установлен прин­цип охраны обратной силы или принцип ретроактивности: при присоеди­нении страны к Бернскому союзу в ней должны охраняться все произведе­ния, на которые не истек срок охраны в других странах Союза.

Ретроактивная охрана противоречит конституционным принципам многих стран. Например, в соответствии со ст. 54( 1) Конституции Россий­ской Федерации «закон, устанавливающий или отягчающий ответствен­ность, обратной силы не имеет». Следовательно, закон может иметь обрат­ную силу, если он улучшает положение граждан. Проблемы существуют в тех случаях, когда положение одних лиц улучшается, а других — ухудша­ется.

Долгие годы ВОИС считала, что присоединение к Бернской конвен­ции влечет финансовые последствия за предшествующее бездоговорное ис­пользование охраняемых произведений, что отражено в «Руководстве к Бернской конвенции», где прямо заявлено, что при присоединении к Бернской конвенции «следует подумать о тех, кто должным образом осу­ществлял использование этих произведений и кого затронет финансовая


сторона дела»1. Подтверждением несомненного существования финансо­вых последствий явилось присоединение в 1989 г. США к Бернской кон­венции без обратной силы. В противном случае США были бы обязаны произвести огромные выплаты иностранным правообладателям за про­шлое бездоговорное использование произведений других стран.

После «предварительного» присоединения к Бернской конвенции США предпринимали меры по изменению действовавшего толкования ст. 18 Бернской конвенции для того, чтобы присоединение с обратной силой не повлекло для них финансовых последствий за прошлое бездого­ворное использование охраняемых в других странах произведений. В ре­зультате было признано, что ретроактивная охрана не влечет финансовых последствий. С этого времени ВОИС стала направлять потенциальным членам Бернского союза принципы нового толкования ст. 18 Бернской конвенции, подготовленного Патентным ведомством США, впоследст­вии сокращенный вариант этих «разъяснений» стал направляться стра­нам от имени ВОИС.

В отношении объектов смежных прав ретроактивная охрана признана в ст. 14(6) Соглашения ТРИПС, в соответствии с которой «положения ста­тьи 18 Бернской конвенции, с учетом соответствующих изменений, также применяются к правам исполнителей и производителей фонограмм на фо­нограммы»2. В Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам в ст. 22(1) повторена эта же норма. Однако ст. 22(2) позволяет не применять ретроак­тивность в отношении личных неимущественных прав исполнителя как в отношении незаписанных устных исполнений, так и исполнений, запи­санных на фонограммы.

Таким образом, страны должны следовать принципу ретроактивной охраны и охранять исключительные права исполнителей, производителей фонограмм, организаций вещания, на которые не истек срок охраны в дру­гих странах, являющихся членами ВТО и Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам. В ранних международных договорах в области смежных прав принцип ретроактивности не признавался.

Общественное достояние это материальные и нематериальные объ­екты и блага, которыми может свободно пользоваться любой член общества.

Общественное достояние существует во многих странах. К нему отно­сятся, например: заповедники, парки, леса, реки, озера, дороги, библиоте­ки, средства массовой информации и т. д.

1 Международные конвенции об авторском праве. Бернская конвенция об охране
литературных и художественных произведений / Комментарий К. Мазуйе. С. 114.

2 Последствия Соглашения ТРИПС для договоров, административные функции
которых выполняет ВОИС. С. 8, 17.


136 • Глава 4. Права авторов, исполнителей и иных лиц


§ 4.15. Ограничения исключительного права • 137


 


К числу нематериальных объектов, являющихся общественным досто­янием, относятся прежде всего результаты творческой и интеллектуальной деятельности. В связи с существованием системы интеллектуальной собст­венности большинство результатов интеллектуальной деятельности явля­ются охраняемыми и свободное использование охраняемых объектов за­прещено. Поэтому охраняемые объекты интеллектуальной собственности могут не относиться к общественному достоянию. Вместе с тем исключи­тельное право на результаты интеллектуальной деятельности не является бессрочным и по истечении срока действия исключительного права любой человек может свободно использовать соответствующий объект интел­лектуальной собственности. Следовательно, к общественному достоянию относятся все объекты интеллектуальной собственности, срок охраны ко­торых истек.

В ст. 18(1) Бернской конвенции отмечено существование произведе­ний, которые «перешли в общественное достояние в стране происхожде­ния вследствие истечения срока охраны»1.

Национальное законодательство обычно признает существование об­щественного достояния. Например, ст. 1282 Гражданского кодекса Рос­сийской Федерации устанавливает, что при истечении срока действия ис­ключительного права любое произведение переходит в общественное достояние, т. е. может быть свободно использовано с соблюдением личных неимущественных прав авторов. Аналогичные положения существуют и для объектов смежных прав (ст. 1318(5), 1327(3), 1331(3)). Следует особо подчеркнуть, что в отношении некреативных баз данных таких положений нет, т. е. подтверждено, что такие базы данных не переходят в обществен­ное достояние, их охрана признается бессрочной.




©2015 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.