Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Сущность открытой экономики



Характерным признаком глобальной экономики явля­ется открытость экономики. Одной из ведущих тенденций мирохозяйственного развития послевоенных десятилетий явился последовательный переход многих стран от замкну­тых национальных хозяйств к экономике открытого типа, обращенной к внешнему рынку. Начиная с периода послево­енного экономического восстановления и в последующие годы, правительства ведущих стран Запада все активнее освобождались от автаркического наследия прошлого.

Именно тогда США выступили с тезисами "свободы торговли", "открытости экономики", прежде всего для на­вязывания другим странам своих норм поведения на меж­дународном рынке. С позиций ведущей торговой державы мира, вышедшей из второй мировой войны победительни­цей и еще более богатой, предлагались рецепты нового экономического порядка. Такая "свобода торговли", "открыть экономики" представляла собой орудие доминирую­щей экономики против менее развитых стран, стремление к безудержной экспансии американских корпораций. В этой связи весьма откровенное определение "открытости" эко­номики дает французский экономист Мишель Лебро. По его «нению, "открытость, свобода торговли — это наиболее благоприятное правило игры для лидирующей экономики". Однако по мере изменения социально-экономической ситуации в послевоенном мире тезис об открытой экономи­ке утрачивает однобокую, корыстную направленность ин­тересов американского экспансионизма и приобретает объек­тивный, обусловленный действиями глубинных факторов смысл интернационализации (глобализации) мирохозяй­ственных связей.

Для нормального функционирования мировой экономи­ки (единого рыночного пространства) необходимо, как счи­тают американские экономисты Дж. Нэйсбит и П. Эбердин, в конечном счете достичь полной свободы торговли между странами, такой же, какая ныне характерна для торговых отношений внутри каждого государства. Никто не может подсчитать сальдо в торговле Франкфурта и Дюссельдор­фа, Токио и Осаки, Денвера и Далласа, со временем мы равным образом не будем знать этого сальдо применитель­но к торговым отношениям США и Японии.

Каковы основные факторы, оказавшие и оказывающие существенное влияние на масштабы и характер интерна­ционализации мировой экономики, на повышение степени ее открытости?

Заметную роль в формировании открытой экономики сыграло государство. Оно взяло на себя функции стимули­рования экспортных производств, поощряя вывоз товаров и услуг, содействуя кооперации с зарубежными фирмами, развитию внешнеэкономических связей. Создавалась проч­ная правовая основа, облегчавшая приток из-за рубежа инвестиций, технологий, рабочей силы, информации.

Переход стран ко все более открытой экономике был ускорен действиями транснациональных корпораций. Стре­мясь освоить новые рынки, создавая в разных странах мно­гочисленные филиалы, дочерние компании, они обходили протекционистские барьеры чужих государств, интернаци­онализируя международный экономический обмен.

Заметный прогресс во второй половине XX века транс­портных, информационных средств связи также сыграл огромную стимулирующую роль в развитии открытости национальных экономик, увеличении мобильности населе­ния. Постепенно, шаг за шагом, разрушались торгово-эко­номические, валютно-финансовые препятствия, в силу ко­торых страны длительное время были отгорожены друг от друга. Либерализация международного обмена облегчила адаптацию национальных хозяйств к внешним условиям и воздействиям, способствовала все более активному их вклю­чению в международное разделение труда.

С 60-х годов процессы открытости начинают распростра­няться на ряд развивающихся государств. С начала 80-х го­дов приверженность политике открытости декларирует Китай. Термин "открытость" вошел в словари многих стран мира, например арабский — "инфитах", китайский — "кайфан".

Итак, что же входит в понятие "открытость экономи­ки"?

Следует различать понятия "свободы торговли" и "открытой экономики". Тезис о "свободе торговли" вос­ходит к политической экономии А. Смита и не является изобретением современных американских экономистов. По­нятие "открытость экономики" шире тезиса "свободы тор­говли" как торговли товарами, включая в себя свободу движения факторов производства, информации, взаимообмен национальных валют.

Открытость экономики следует понимать как антипод автаркии, экономики самообеспечения, опоры на собствен­ные силы в ее крайних проявлениях. Становление откры­той экономики — объективная тенденция мирового разви­тия. Действие в соответствии с принципами открытой эко­номики — это признание стандартов мирового рынка, дей­ствие в соответствии с его законами.

Преимуществами открытой экономики являются:

♦ углубление специализации и кооперации производ­ства;

♦ рациональное распределение ресурсов в зависимос­ти от степени эффективности;

♦ распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений;

♦ рост конкуренции между отечественными произ­водителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке.

Открытая экономика предполагает целостность экономи­ки, единый экономический комплекс, интегрированный в ми­ровое хозяйство, мировой рынок. Открытая экономика — это ликвидация государственной монополии внешней торго­вли (по большинству позиций при сохранении государствен­ного контроля), эффективное использование принципа срав­нительных преимуществ в международном разделении труда, активное использование различных форм совмест­ного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства.

Одним из важнейших критериев открытой экономики является благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений, техноло­гий, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособно­стью (на отраслевом и макроэкономическом уровнях). От­крытая экономика предполагает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации, рабочей силы.

Сформировавшаяся открытая экономика и переход к открытой экономике — это не одно и то же. Открытая экономика не синоним бесконтрольности и вседозволеннос­ти во внешнеэкономических связях государства, прозрач­ности границ. Открытая экономика требует существенного вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления на уровне разумной достаточности. Аб­солютной открытости экономики нет ни в одной стране.

Стихийная открытость, распахнутость не только не способствует экономическому развитию, но и, наоборот, является угрозой экономической безопасности страны. Ра­зумная открытость, построенная на принципах эффектив­ности, конкурентоспособности, национальной безопасности, не может быть осознана без учета структуры экспорта и движения капитала, а также таможенной, валютной, на­логовой, кредитной и инвестиционной политик, оказываю­щих влияние не только на формы, но и на общие масшта­бы их взаимодействия с внешним миром.

К количественным индикаторам открытости в первом приближении можно отнести удельный вес экспорта и им­порта в валовом внутреннем продукте. Их комбинация дает представление о масштабах связей отдельных национальных экономик с мировым рынком. Так, отношение экспорта к ВВП определяется как экспортная квота:

 

Эк = (Э/ВВП)х100%, где Э — объем экспорта.

 

В 90-х годах мировая экспортная квота постоянно рас­тет — до 20% в 1997 г. (с учетом экспорта услуг — 22%). Этот показатель в среднем составляет для развитых стран 27%, для развивающихся — 12% и для стран с переходной экономикой — 5,5% (без России).

Другим показателем открытости экономики, выражаю­щим соотношение между импортом и валовым внутренним продуктом (ВВП), является показатель импортной квоты (Ик):

 

Ик = (И/ВВП)х100%, где И — объем импорта.

 

К числу более комплексных показателей открытости обычно относят внешнеторговую квоту (ВТк):

 

ВТк = (ВТ/ВВП)х100%, где ВТ — объем внешнеторгового оборота.

 

К недостаткам показателя внешнеторговой квоты отно­сится отсутствие учета величины экспорта и импорта ка­питала и взаимообмена национальных валют.

Показатели ВТк для стран "большой семерки" в 1990 г.:

Англия — 41,8%,
Германия — 50,8%,
США — 17,0%,
Япония — 17,8%.

В 50—60-е гг. к числу открытых относили страны с вели­чиной внешнеторговой квоты более 10%. К концу 90-х гг. этот критерий заметно вырос: страны с высокой степенью открытости имеют внешнеторговую квоту, превышающую 45%. Низкую степень открытости имеют те страны, у кото­рых этот показатель менее 27%.

Факторами, влияющими на степень открытости эконо­мики и уровень развития международных экономических отношений, является объем внутреннего рынка страны и уровень ее экономического развития, участие ее в международном производстве, в операциях международного фи­нансового рынка и др.

Некоторые экономисты выделяют следующую зако­номерность: чем больше в структуре экономики вес базовых отраслей (энергетики, металлургии, горно-рудной и др.), тем меньше участие страны в международном разделении тру­да (МРТ), тем меньше открытость экономики. По мнению американских экономистов Дж. Сакса и Э. Уорнера, сте­пень открытости национальной экономики определяется от­сутствием у страны "чрезмерно больших" экспортных и им­портных пошлин, наличием "разумного" уровня конвер­тации национальной валюты, а также тем, что страна не должна быть социалистической.

Следует отметить, что не всегда представленные коэф­фициенты и показатели правильно отражают состояние открытости экономики. Так, внешнеторговая квота, характеризуя в известной степени открытость экономики, не мо­жет быть ее синтетическим показателем. Внешнеторговая квота в основном отражает степень участия стран в МРТ, что является лишь одной из составляющих понятия от­крытости экономики. Показатель открытости экономики яв­ляется более сложным, комплексным.'

Иногда у отдельных развивающихся стран — экспорте­ров сырья экспортная квота значительно выше средней. В этих случаях экспортная квота говорит скорее не о степе­ни открытости конкретной страны и вовлеченности ее в ми­ровое хозяйство, а просто о сырьевой направленности экс­порта. Сходная ситуация имеет место в отношении России. Ее экспортная квота (на основе официального курса рубля) увеличилась с 4% в 1991 г. до 20% в 1996—1997 гг. Это произошло в основном за счет почти двукратного уменьше­ния объема валового внутреннего продукта. Означает ли это, что российская экономика достигла высокой степени открытости? Ни по среднему уровню ввозных, таможен­ных пошлин, ни по структуре внешнеторгового оборота, в том числе экспорта, ни по параметрам инвестиционного климата, ни по ряду других показателей положительного ответа дать нельзя.

Стихийно формирующаяся открытая экономика России близка к распахнутости и анархичности. Ее в большей сте­пени можно охарактеризовать как квазиоткрытость. Такая "открытость", будучи проявлением "детской болезни" все­общей демократизации и "шоковой" либерализации внеш­ней торговли, не только не способствует повышению эф­фективности экономики, ее конкурентоспособности, но, на­оборот, наносит ей заметный ущерб, подрывает экономи­ческую безопасность страны. Внешняя открытость экономи­ки, как, впрочем, и рыночная экономика, не являются це­лью преобразований в России, а служат важной предпо­сылкой повышения эффективности российской экономики, ее интеграции в мировое хозяйство для повышения в ко­нечном счете благосостояния народа. При реализации сис­темы мероприятий по интеграции российской экономики в мировое хозяйство необходимо сочетание прагматичной открытости с разумным протекционизмом.

"Вхождение стран СНГ в мировой рынок, — отмечает германский экономист X. Шредер, — невозможно без торго­вых льгот, протекционистских мер и широкой технической поддержки".

В свою очередь, М. Пебро напоминает, что свобода тор­говли "невозможна без предосторожностей, потому что сле­пое применение этого правила быстро привело бы к под­чинению слабого сильным, к возникновению объективной ситуации экономического "колониализма", невыносимой для стран".

Непродуманная система мер по осуществлению откры­тости российской экономики внешнему миру объективно играет на руку более развитым странам Запада, имеющим прочные позиции на мировых рынках, создавая им одно­сторонние преимущества. Можно предположить, что с ро­стом торгово-экономической мощи России и увеличением притока товаров на западные рынки, промышленно разви­тые страны не постесняются ввести жесткие протекциони­стские ограничения.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.