1.Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. Логопед предлагает детям показать на картинках, где действие уже совершено, а где оно совершается:
мыла — вымыла, вешает — повесила,
умывается — умылся рисует — нарисовал
одевается — оделся прячется — спрятался
гладит — погладила стирает — постирала
рисует — нарисовал пишет — написал
поливает — полил ловит — поймал
чинит — починил красит — покрасил
рубил — срубил догоняет — догнал
убирает — убрал строит — построил
1ОЯ
2. Игра «Чем отличаются слова?»
Логопед просит детей показать на картинках, кто умывает — умывается, обувает — обувается, купает — купает — купается, качает — качается, прячет — прячется, одевает — одевается, причесывает — причесывается, вытирает — вытирается.
Делается вывод: умывается, знается, прячется, причесывается, обучается, качается, вытирается обозначают, что человек делает что-то сам с собой.
Послушайте еще раз эти слова и скажите, какая общая часть слышится в конце этих слов? (СЯ)
С целью закрепления дети называют различные действия по картинкам.
3. Дифференциация глаголов с приставками (по картинкам).
а) В импрессивной речи.
Логопед называет слова, обозначающие действия, дети должны показать соответствующую картинку. Речевой материал:
входит — выходит,
подлетает — отлетает,
подходит — отходит,
влетает — вылетает,
переходит — перебегает,
наливает — выливает,
залезает — слезает.
Аналогичным образом проводится игра в лото.
У детей карточки с картинками, изображающими действия. Логопед называет слова, обозначающие действия, дети закрывают соответствующую картинку фишкой.
б) В экспрессивной речи.
Логопед предлагает детям назвать действия по картинкам, а затем придумать предложения с этими словами.
4. Добавить слово, обозначающее действие, по картинкам:
в клетку...(влетает),
из клетки...(вылетает),
через дорогу...(переходит),
от дерева...(отходит),
к дому...(подъезжает),
в стакан...(наливает),
из стакана...(выливает),
на дерево...(влезает),
с дерева...(слезает).
5. Найти общую часть в словах (по картинкам). Переходит — перебегает