Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, задании и речевого материала.
Так, на начальном этапе работы проводится нормирование словоизменения в диалогической речи (на уровне словосочетания, предложения), в дальнейшем — закрепление словоизменения в связной речи.
Можно выделить 3 этапа логопедической работы по формированию словоизменения у дошкольников с ОНР.
I этап — формирование наиболее продуктивных и простых по семантике форм.
Существительные: 1) дифференциация именительного падежа единственного и множественного числа; 2) отработка беспредложных конструкции единственного числа.
Глаголы: согласование существительного и глагола настоящего времени 3-го лица в числе.
II этап включает работу над следующими формами словоизменения.
Существительные: 1) понимание и употребление предложно-падежных конструкций единственного числа;
2) закрепление беспредложных форм множественного числа.
Глагол:
1) дифференциация глаголов 1,2,3-го лица настоящего времени; 2) согласование существительных и глаголов прошедшего времени в лице, числе и роде.
Прилагательное: согласование прилагательного и существительного в именительном падеже единственного и множественного числа.
Ш этап — закрепление более сложных по семантике и внешнему оформлению, менее продуктивных форм словоизменения.
Существительное: 1) употребление предложно-падежных конструкций в косвенных падежах множественного числа.
Прилагательное: согласование прилагательного и существительного в косвенных падежах.
Формирование словоизменения закрепляется сначала в словосочетаниях; затем в предложениях, далее и связанной речи.
При формировании формообразования в словосочетаниях необходимо учитывать различные типы словосочетаний:а) глагольные, б)субстантивные, в) адъективные, г) наречные, д) местоименные, е) словосочетания с числительными.
В работе с дошкольниками, страдающими ОНР, особое внимание уделяется глагольным словосочетаниям. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, глагол чаще всего выступает в роли предиката, организующего звена предложения, с другой стороны, у дошкольников с ОНР в структуре предложения выпадает преимущественно предикат.
Глагольные словосочетания закрепляются в следующей последовательности:
в) предикат + локатив, выраженный существительным в косвенном падеже с предлогом (играет в саду, танцует на сцене).
Среди именных словосочетаний наиболее доступными для дошкольников с ОНР являются следующие:
а) словосочетания, состоящие из существительного и прилагательного (красная машина);
б) словосочетания двух существительных: со значением принадлежности (хвост лисы), со значением совместности (чашка с блюдцем).
В процессе логопедической работы по закреплению форм словоизменения в предложениях также учитывается семантическая сложность той или иной модели предложения, а также последовательность появления типов предложения в онтогенезе. В связи с этим рекомендуется следующая последовательность работы над предложением:
б) субъект предикат — объект — объект: подлежащее, сказуемое прямое дополнение и косвенное дополнение (Девочка рисует дом карандашом);
в) субъект — предикат — локатив: подлежащее —сказуемое — обстоятельство места (Дети играют в саду);
г) субъект — предикат — объект — локатив: подлежащее — сказуемое — дополнение — обстоятельство места (Девочка рвет цветы в саду);
д) субъект — предикат — объект —атрибутив: подлежащее — сказуемое — дополнение — определение (Бабушка подарила внучке красивую куклу).
3. Предложения с однородными членами.
4. Сложносочиненные предложения.
5. Сложноподчиненные предложения.
В процессе закрепления форм словоизменения в связной речи последовательность логопедической работы определяется сложностью семантической структуры текста, видом текстов.
Известны 3 основных вида текста: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.
В работе с дошкольниками, страдающими ОНР, используется преимущественно текст-повествование и текст-описание. Более простым для этих детей является текст-повествование, в котором представлена динамика событий.
В работе над каждым видом текста на начальном этапе широко используется наглядность.
Логопедическая работа по закреплению словоизменения в связной речи должна строиться также с учетом самостоятельности планирования связных высказываний, что определяет следующую последовательность:
а) пересказы простых и коротких текстов по серии сюжетных картинок с предварительной отработкой содержания каждой сюжетной картинки серии;
б) пересказы по серии сюжетных картинок без предварительной отработки содержания каждой сюжетной картинки;
в) пересказы по сюжетной картинке с предварительной отработкой ее содержания по вопросам;
г) пересказы по сюжетной картинке без предварительной беседы по ее содержанию;
д) пересказы без опоры на сюжетную картинку;
е) составление рассказа но серии сюжетных картинок после предварительной беседы по содержанию каждой сюжетной картинки;
ж) составление рассказа по серии сюжетных картинок без предварительной отработки содержания;
з) составление рассказа по сюжетной картинке с предварительной беседой по ее содержанию;
и) составление рассказа по сюжетной картинке без предварительной беседы по ее содержанию;
к) составление рассказа на заданную тему.
Дифференциация каждой грамматической формы, особенно на начальном этапе, предполагает следующую последовательность работы.
1. Сравнение денотатов (предметов, признаков, действий)по картинкам, в реальной ситуации и выделение различий.
2. Выделение общего грамматического значения ряда словоформ в импрессивной речи.
3. Соотнесение выделенного значения с флексией.
4. Фонематический анализ выделенной флексии.
5. Письменное обозначение флексии (если дети знают буквы).
6. Закрепление связи грамматического значения и флексии в словосочетаниях.
7. Закрепление формы словоизменения в предложениях и связной речи. Покажем это на примере дифференциации форм единственного и множественного числа существительных в именительном падеже.
1. Вначале детям предлагаются картинки с изображением одного и нескольких предметов вперемешку. Дается задание выбрать картинки, на которых нарисовано несколько предметов. Картинки распределяются в 2 ряда: в первом ряду — картинки с изображением одного предмета, во втором ряду — картинки с изображением нескольких предметов. Дети уточняют, чем отличаются серии картинок.
2. Дети называют картинки второго ряда (например, слоны; столы, шарфы, шкафы...) и уточняют, что эти слова обозначают несколько предметов.
3. После повторного называния детьми слов второго ряда логопед задает вопрос: «Что слышится в конце этих слов?» или «Какой одинаковый звук слышится в конце этих слов?» (Звук Ы).
Сравниваются пары слов: стол-столы ... Определяется их различие по семантике (стол — один предмет, столы — много предметов) и по. звучанию. Делается вывод: в конце слов, обозначающих много предметов слышится звук ы (стол-ы, слон-ы и т.д.).
4—5. Звук ы соотносится с соответствующей буквой, которая выставляется около серии картинок, изображающей несколько предметов.
6 7. Детям предлагаются другие картинки, на которых изображен либо один предмет, либо несколько предметов. Логопед называет слово в единственном или множественном числе, дети показывают соответствующую картинку. Для закрепления правильной словоформы в экспрессивной речи логопед показывает картинку, а дети называют слово в единственном или множественном числе.
В дальнейшем проводятся различные игровые упражнения по закреплению формы множественного числа в словосочетаниях, предложениях, связной речи.
Формирование словоизменения существительных
С учетом онтогенетического принципа, семантики форм, доступности грамматического значения и внешнего оформления данного значения формирование словоизменения существительных необходимо проводить в следующей последовательности.
1. Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа.
2. Закрепление в речи беспредложных конструкций единственного числа в следующей последовательности: винительный падеж (нулевое окончание, окончания -у, -а, -я),родительный, дательный, творительный падеж (со значением орудийности).
4. Закрепление беспредложных форм множественного числа.
5. Формирование предложно-падежных конструкций существительных множественного числа.
При определении последовательности работы над каждой грамматической формой учитывается комплекс следующих факторов: продуктивность флексий, ударная флексия или безударная, характер ударения в корне слова (подвижное или постоянное), наличие или отсутствие изменений в основе слова при формообразовании (чередования, беглые гласные и др.).
На начальном этапе работы отрабатывают формы с продуктивными флексиями под ударением, без изменений звукослоговой структуры основы слова при формообразовании.
Дифференциация существительных именительного падежа единственного и множественного числа
С учетом выделенных лингвистических фактором дифференциация единственного и множественного числа существительных и прежде всего закрепление формы множественного числа проводится в следующей последовательности.
1. Формы множественного числа с окончанием -ы (стол-столы).
2. Формы множественного числа с окончанием -и (мяч-мячи).
3. Формы множественного числа с окончанием -а (дом-дома).
4. Формы множественного числа с окончанием -ja (стул-стулья).
В процессе работы грамматической формы с той или иной флексией рекомендуется также определенная последовательность. Рассмотрим эту последовательность на примере формы множественного числа с окончанием -ы:
а) словоформа с ударным окончанием, с одинаковой звуковой структурой основы форм слова (кот — коты, стол — столы);
б) форма множественного числа с безударным окончанием с одинаковой звуковой структурой основы (слива — сливы);
в) форма множественного числа с ударным окончанием, но с измененной звуковой структурой основы (чередование звуков, различение суффиксов и др.) Например: лев —львы, сон — сны.
г) словоформа с безударным окончанием и с измененной звуковой структурой основы слова (дятел — дятлы, перец — перцы);
д) дифференциация грамматических форм с различными флексиями.
Формирование беспредложных конструкций существительных единственного числа
С учетом появления косвенных падежей существительных в онтогенезе рекомендуется следующая последовательность.
1) Винительный падеж.
2) Родительный падеж.
3) Дательный падеж.
4) Творительный падеж.
Винительный падеж
При закреплении форм винительного падежа необходимо учитывать, что различные флексии этого падежа определяются значением одушевленности или неодушевленности, рода, характером окончания в именительном падеже. На усвоение формы винительного падежа также оказывают влияние и такие факторы, как чередование, беглость гласного, изменение ударения в основе.
В связи с этим формы винительного падежа отрабатываются в следующей последовательности.
1) Формы с нулевым окончанием неодушевленных существительных:
а) мужского рода (дом, стол, мяч);
б) женского рода (кровать, морковь).
2) Формы неодушевленных существительных среднего рода с окончанием -о, -е (окно, дупло, кофе).
3) Формы с окончанием -у, -ю одушевленных и неодушевленных существительных мужского и женского рода на -а, -я в именительном падеже, сохраняющие звуковую структуру основы именительного падежа:
а) с ударным окончанием (лису, осу, сосну);
б) с безударным окончанием (папу, маму, утку, куклу).
4) Формы с окончанием -а, -я одушевленных существительных мужского рода, сохраняющие звуковую структуру основы именительного падежа:
а) с ударным окончанием (слона, паука, ежа, коня);
б) с безударным окончанием (тигра, медведя, волка, мальчика).
5) Формы с окончанием -а, -я одушевленных существительных мужского рода с изменением звуковой структуры основы слова:
а) с ударным окончанием (льва, щенка, щенка, воробья);
6) с безударным окончанием (утенка, дятла, котенка, скворца).
В процессе работы по формированию форм существительных винительного падежа следует обратить внимание на дифференциацию значений одушевленности — неодушевленности. Дети уточняют, что одни слова могут называть живые предметы, и поэтому к этим словам ставится вопрос КТО? Другие слова обозначают неживые предметы и отвечают на вопрос ЧТО?
Для закрепления значений одушевленности и неодушевленности предлагается, например, задание отобрать картинки,
на которых изображены живые существа (предметы), мчи то брать картинки, к которым можно поставить вопрос. Кто?
Родительный падеж
В процессе логопедической работы по закреплению форм родительного падежа единственного числа необходимо учитывать род существительных, характер окончания в именительном падеже, ударения, наличие чередования, беглости гласных, а также последовательность появления форм родительного падежа в онтогенезе.
В связи с этим рекомендуется следующая последовательность в работе над формами родительного падежа.
1) Формы существительных мужского рода с окончанием -а, -я, сохраняющие звуковую структуру основы именительного падежа:
а) с ударным окончанием (мяча, моста, карандаша, стола, коня);
б) с безударным окончанием (дома, дуба, стула, медведя).
2) Формы существительных среднего рода с окончанием -а,-я, сохраняющие основу именительного падежа без изменений:
а) с ударным окончанием (яйца, кольца, ведра);
б) с безударным окончанием (яблока, озера, кресла).
3) Формы существительных мужского рода с окончанием -а, -я с изменением звуковой структуры основы слова:
а) с ударным окончанием (щенка, скворца, льва);
б) с безударным окончанием (дятла, зайца, перца, котенка).
4) Формы с окончанием -и, -ы существительных мужского и женского рода на -а, -я в именительном падеже:
а) с ударным окончанием (лисы, козы, пилы, воды, косы);
б) с безударным окончанием (рыбы, кошки, папы, мамы, пчелы).
Дательный падеж .
При формировании системы словоизменения существительных дательного падежа необходимо предварительно отработать дифференциацию грамматического значения рода, обратить внимание на ударение, наличие или отсутствие окончания в именительном падеже, формировать умение определять, согласный или гласный звук в конце начальной формы слова, а также последовательность появления форм дательного падежа в онтогенезе.
С учетом этихфакторов рекомендуется следующая последовательность в работе.
1) Формы существительных мужского рода с окончанием -у, -ю, сохраняющие основу именительного падежа:
а) с ударным окончанием (ежу, петуху, коню);
б) с безударным окончанием (брату, волку, мальчику).
2) Формы существительных среднего рода с окончанием -у, -ю:
а) с ударным окончанием (окну, ведру, кольцу);
б) с безударным окончанием (дереву, солнцу, полотенцу).
3) Формы существительных мужского рода с окончанием -у, -ю с изменением звуковой структуры основы слова:
а) с ударным окончанием (льву, пню, скворцу);
б) с безударным окончанием (лисенку, котенку, зайцу, дятлу).
4) Формы с окончанием -е существительных мужского и женского рода на -а, -я в именительном падеже:
а) с ударным окончанием (лисе, козе, овце, пчеле);
падежа является окончание -ом, которое появляется раньше в онтогенезе. Окончание -ой появляется позже. С учетом данных онтогенеза рекомендуется следующая последовательность в работе.
1) Формы существительных мужского рода с окончанием ом, -ем, сохраняющие звуковую структуру основы.
а) с ударным окончанием (ключом, ножом, топором, карандашом);
б) с безударным окончанием (клювом, трактором).
2) Формы существительных среднего рода с окончанием -ом, -ем:
а) с ударным окончанием (ведромокном, стеклом);
б) с безударным окончанием (мылом, одеялом, полотенцем).
3) Формы существительных мужского рода с окончанием -ом, -ем с беглой гласной в корне:
а) с ударным окончанием (сачком, молотком, крючком);
б) с безударным окончанием (дятлом, перцем).
4) Формы с окончанием -ой,-ей существительных женского и мужского рода на -а,-я в именительном падеже:
а) с ударным окончанием (пилой, косой, метлой),
б) с безударным окончанием (лапой, вилкой, ложкой, удочкой)
5) Формы существительных женского рода с окончанием -ью (дверью, тетрадью, кроватью).
Формирование беспредложных конструкцийсуществительных множественногочисла
В процессе нормирования словоизменения существительных множественного числа также учитывается семантика падежных значении, продуктивность форм, вариативность флексий того или иного падежа и др. Так, единообразие флексий дательного и творительного падежей делает усвоение этих падежных форм более легким. В то же время вариативность форм родительного и винительного падежей в зависимости от рода, одушевленности — неодушевленности приводит к тому, что и в процессе нормального онтогенеза и при нарушениях речевого развития окончания этих падежей усваиваются более длительное время и часто смешиваются.
В связи с этим рекомендуется следующая последовательность в работе над падежными формами существительных множественного числа.
1) Дательный падеж.
2) Творительный падеж.
3) Родительный падеж.
4) Винительный падеж. Дательный падеж
1) Формы с ударным окончанием -ам,-ям.
Речевое материал: рукам, ногам, жукам, глазам, рукавам, домам, носам, дубам, волкам, врачам, муравьям, воробьям, скворцам, огурцам и др.
Родительный падеж существительных множественного числа имеет несколько флексий в зависимости от рода и фонетических особенностей основы слова. Так, наиболее продуктивным является окончание -ов, характерное для существительных мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме (домов, столов). Существительные женского и мужского рода на -а, -я в начальной форме имеют нулевое окончание, при этом иногда появляется дополнительная гласная в корне (белок, кошек). Наименее продуктивным является окончание -ей, которое характерно для с существительных мужского и женского рода с основой на конечный мягкий согласный звук или на шипящий звук (карандашей, ночей, степей).
С учетом продуктивности окончаний родительного падежа рекомендуется следующая последовательность в работе.
1) Формы с окончаниями -ов, -ев существительных мужского рода с основой на твердый согласный:
а) с ударным окончанием (столов, котов, домов, шкафов, дубов, пауков, топоров, шаров и др.);
б) с безударным окончанием (тигров, кленов, орехов, помидоров и др.).
2) Формы с окончаниями -ов, -ев существительных среднего рода на -ья в именительном падеже множественного числа (платьев, деревьев, крыльев ).
3) Формы существительных женского рода с нулевым окончанием:
а) с сохранением звуковой структуры основы слова(коров, роз, ворон, собак, книг, берез);
б) с дополнительной гласной в основе слова (кукол, су мок, веток, белок, скамеек, масок, леек, ромашек, сестер, тропинок, курток, юбок).
4) Формы с нулевым окончанием существительных среднего рода, имеющих окончание -а в именительном падеже множественного числа:
а) с сохранением звуковой структуры основы слова (озер, колес, одеял);
б) с дополнительной гласной в основе слова (окон, кресел, писем, колец, блюдец, стекол, полотенец, ведер, вёсел).
5) Формы с окончанием -ей существительных мужского рода с основой на мягкий согласный или шипящий звук:
а) с ударным окончанием (врачей, шалашей, лосей, гусей, ежей, кирпичей, ножей, пней, камней и др.);
6) безударным окончанием (портфелей, медведей).
б) Формы с окончанием -ей существительных женского рода с конечным мягким или шипящим звуком в основе начальной формы:
а) с ударным окончанием (мышей, печей, лошадей, свечей, дочерей);
б) с безударным окончанием (елей, тетрадей, кроватей, медалей).
7) Формы с окончанием ей существительных среднего рода с основой на мягкий или шипящий звук в основе начальной формы (ушей, ружей, морей, полей).
Винительный падеж
Формы винительного падежа в зависимости от значений рода, одушевленности — неодушевленности совпадают либо с именительным, либо с родительным падежом. В связи с этим при закреплении форм винительного падежа необходимо опираться на различение рода существительного, дифференциацию по признаку одушевленности — неодушевленности и на отработанные ранее формы именительного и родительного падежей множественного числа.
Первоначально закрепляются формы неодушевленных существительных, совпадающие с именительным падежом, в дальнейшем формы одушевленных существительных, совпадающие с родительным падежом множественного числа.
Предложно-падежные конструкции с существительными множественного числа представляют собой мало употребительные формы и являются очень сложными для дошкольников с ОНР, их усвоение происходит в течение длительного времени по тем же закономерностям, что и усвоение предложно-падежных конструкций существительных единственного числа.