Словообразование представляет собой, с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств пополнения словарного состава языка, а с другой — оно является составной частью морфологической системы языка, так как словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.
В процессе формирования словообразования у дошкольников с ОНР необходимо уделять основное внимание организации прежде всего системы продуктивных словообразовательных моделей. Для формирования и закрепления этих моделей прежде всего уточняется связь между значением морфемы и ее знаковой формой (звучанием). Закрепление этой связи осуществляется на основе сравнения слов с одинаковой морфемой, определения общего, сходного значения слов с общей морфемой (дом-ик, стол-ик), выделения этой общей морфемы, уточнения ее значения.
Заключительным этапом работы является закрепление словообразовательных моделей в процессе специально подобранных упражнений.
Логопедическая работа направлена на формирование словообразования существительных, глаголов, прилагательных. При этом развитие словообразования различных частей речи происходит последовательно-параллельно.
Можно выделить 3 этапа логопедической работы по формированию словообразования.
I этап. Закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей.
II этап. Работа над словообразованием менее продуктивных моделей.
III этап. Уточнение значения и звучания непродуктивных словообразовательных моделей.
Содержание I этапа логопедической работы Существительные
Образование уменьшительно-ласкательных существительных с суффиксами: -к-, -ик-, -чик-. Глаголы
а) Дифференциация совершенного и несовершенного вида;
б) возвратных и невозвратных глаголов.
Прилагательные
Образование притяжательных прилагательных с суффиксом -ин-.
Содержание II этапа логопедической работы
Существительные
Уменьшительно-ласкательные существительные с суффиксами -оньк; -еиък-, -ъииек-, -ышк-.
Образование существительных с суффиксом -ниц- (сахарница).
Образование существительных с суффиксом -инк- (пылинка), с суффиксом -ин- (виноградина).
Глаголы
Глаголы с приставками в- - вы-, на - - вы-;
глаголы пространственного значения с приставкой при-.
Прилагательные
а) Притяжательные прилагательные с суффиксом -и-без чередования (лисий);
б) относительные прилагательные с суффиксами -и-, -ан-, -ян-, -енн-;
в) качественные прилагательные с суффиксами -н-, -ив-, -чив-, -лив-.
Содержание III этапа логопедической работы
Существительные
Образование названий профессий
Глаголы
Глаголы пространственного значения с приставками с-, у-, под-, от-, за-, под-, пере-, до-.
Прилагательные
а) Притяжательные прилагательные с суффиксом -и- с чередованием (волчий);
б) относительные прилагательные с суффиксами -ан-, -ян-, -енн-;
в) качественные прилагательные с суффиксом -оват-, -енък-.
Работа над словообразовательными аффиксами осуществлялась следующим образом.
1. Сравнение слов с одинаковым словообразующим аффиксом (приставкой, суффиксом) по значению (косичка, лисичка). При этом подбираются слова с одинаково звучащими словообразующими аффиксами одного значения.
2. Выделение общего значения, вносимого аффиксом.
3. Выделение в предъявленной группе слов сходного звучания (общей морфемы).
4. Закрепление связи значения и звучания аффикса
(например, -ик вносит значение уменьшительности, -ниц-
значение вместилища).
5. Анализ звукового состава выделенной морфемы.
6. Буквенное обозначение звукового состава выделенной морфемы (если дети знают буквы).
7.Самостоятельное образование слов с данным аффиксом. При формировании словообразования широко используется прием сравнения. Сравнение осуществляется в двух планах:
а) сравнивается ряд слов с одинаковым словообразующим аффиксом, уточняется, что общего в этих словах по значению и по звучанию;
б) сравниваются родственные слова (мотивирующее и производное), определяется, чем сходны и чем отличаются эти слова.
В процессе сравнения делается опора на семантику, значение морфемы.
Для сравнения звукового состава мотивирующего и производного слов используются графические схемы слов. При этом вначале составляется графическая схема корневой морфемы, а затем к ней добавляются графические обозначения звуков, составляющих тот или иной аффикс.
Формирование словообразования существительных
А. Образование уменьшительно-ласкательных существительных
1.В процессе коррекционно-логопедической работы сначала закрепляется словообразование уменьшительно-ласкательных существительных с продуктивным суффиксом -ик- (с существительными мужского рода).
Речевой материал предъявляется в следующей последовательности :
а) без изменения звуковой структуры корня производного слова:
дом — домик, куст — кустик
нос — носик, халат — халатик
хвост — хвостик, лист - листик
карандаш — карандашик;
б) с чередованием глухих и звонких звуков
в корне:
таз — тазик, гвоздь — гвоздик,
сад — садик, сад — садик,
клюв — клювик, лоб — лобик.
2. В дальнейшем проводится работа над словообразованием с использованием суффикса -чик- (с. существительными мужского рода).
Речевой материал также предъявляется в следующей последовательности:
а) без изменения звуковой структуры корня мотивирующего и производного слов:
забор — заборчик, костюм — костюмчик,
шкаф — шкафчик, стул — стульчик,
стакан — стаканчик, вагон — вагончик,
блин — блинчик, суп — супчик,
трамвай — трамвайчик, диван — диванчик;
б) с изменением звуковой структуры производного слова: рукав — рукавчик.
3. Словообразование с использованием суффикса -к- проводится в следующей последовательности:
а) словообразование существительных женского рода без изменения звуковой структуры корня производного слова:
лапа — лапка, мышь — мышка,
яблоня — яблонька, лошадь — лошадка,
туча — тучка, ночь — ночка;
б) словообразование существительных женского рода с изменением звуковой структуры корня (явления оглушения, чередования):
шуба — шубка, капля — капелька,
береза — березка, книга — книжка,
корова — коровка, бумага — бумажка,
синица — синичка, рука — ручка,
страница — страничка, птица — птичка;
в) словообразование существительных среднего рода от основ на ц (с изменением звуковой структуры основы слова):
крыльцо — крылечко, кольцо — колечко.
4. Словообразование существительных с использованием суффиксов -очк-, -ечк- проводится в следующей последовательности:
а) словообразование ласкательных собственных имен мужского и женского рода на -а, -я:
В. Образование существительных с помощью суффикса -инк-
1. На начальном этапе проводится работа над словообразовательными формами, в которых сохраняется звуковая структура корня:
бусы — бусинка, дождь — дождинка,
пыль — пылинка, изюм — изюминка,
солома—соломинка, роса—росинка,
икра — икринка, мармелад — мармеладинка.
2. В дальнейшем проводится работа над словообразовательными формами, с чередованием звуков в корне слов:
горох — горошинка, снег — снежинка,
чай — чаинка, песок — песчинка,
пух — пушинка.
Г. Образование названий детенышей животных и птиц В процессе коррекционно-логопедической работы необходимо учитывать различную сложность этой модели словообразования. В связи с этим закрепление названий детенышей животных и птиц проводится в следующей последовательности.
1. Словообразование без изменения звуковой структуры корня слоил:
Гусь- гусенок - гусята,
Еж - ежонок - ежата,
лось. - лосенок — лосята,
тигр - тигренок -тигрята,
лиса — лисенок — лисята,
слон — слоненок — слонята,
кот — котенок — котята,
ворона — вороненок — воронята.
2. Словообразование с чередованием звуков в корне слов:
волк — волчонок — волчата,
орел — орленок — орлята,
индюк — индюшонок — индюшата,
лев — львенок — львята,
медведь — медвежонок — медвежата,
белка - бельчонок — бельчата,
заяц — зайчонок — зайчата,
галка — галчонок — галчата,
кролик — крольчонок — крольчата.
3. Словообразование, при котором происходит замена корня производного слова (явление супплетивизма):
овца — ягненок — ягнята,
свинья — поросенок — поросята,
корова — теленок — телята,
собака — щенок — щенята,
лошадь — жеребенок — жеребята,
курица — цыпленок — цыплята.
Д. Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия («совершителей действий»)
В коррекционно-логопедической работе по закреплению данной словообразовательной модели у дошкольников с ОНР используются только продуктивные суффиксы, так как образование названий профессий является сложным по семантике и появляется довольно поздно в онтогенезе.
Формирование данной словообразовательной модели проводится в следующей последовательности: