При проведении логопедической работы но развитию лексики необходимо учитывать современные лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики и онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией. С учетом этих факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям:
— расширение объема словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
— уточнение значений слов;
— формирование семантической структуры слова в единстве основных его компонентов (денотативного, понятийного, коннотативного, контекстуального);
— организация семантических полей, лексической системы;
— активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного в активный словарь.
При разработке данной методики были использованы в модифицированном виде некоторые приемы и методы, описанные Л. С. Выготским, С. Н. Карповой, И. Н. Колобовой, Л. В. Сахарным, Н. В. Уфимцевой, Г. А. Черемухиной, А. М. Шахнаровичем и др.
Предлагаемые задания могут варьироваться в зависимости от этапа работы, общелогопедических задач, программы детского сада, контингента и возраста детей.
Учитывая тесную связь процессов развития лексики и словообразования, данная методика включает и задания на словообразование, целью которых является уточнение структуры значения слова, овладение значением морфем, системой грамматических значений, закрепление связей между словами.
Дидактические игры и задания
1. Развитие ассоциаций.
Логопед дает детям следующую инструкцию: «Я буду называть слова, а вы в ответ назовите первое слово, какое припомните (или какое придет в голову)». Слова называются по одному. Примерный перечень слов:
Можно задать вопрос: «Как вы думаете, а почему припомнилось именно это слово?»
2. Классификация предметов по картинкам.
Детям предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Можно предложить серии картинок, включающие две группы предметов. Например:
б) Домашние и дикие животные.
а) Овощи и фрукты.
в) Домашние и дикие птицы д) Одежда и обувь.
е) Птицы и насекомые.
г) Посуда и мебель.
3. Игра «Найди лишний предмет».
Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что и другие предметы, изображенные на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она лишняя.
Примерные серии картинок:
4. Игра «Назови лишнее слово».
Логопед называет слова и предлагает детям плавать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «липшее».
5. Объясните, чем отличаются предметы (с использованием картинок).
Примерные пары слов
Помидор и тыква
Стул и кресло
Кофта и свитер
Яблоко и груша
Грузовик и легковая машина
Самолет и птица
6. Разложите картинки по сходству. На доске выставляется вертикальный ряд картинки овца (или баран), дерево, корова, колос
Береза и дуб
Дерево и куст
Детям раздаются картинки: свитер (или кофта), шапка, шерстяные варежки (или перчатки), шарф (к картинке «овца»); стол, деревянные грабли, забор, стул (к картинке «дерево»); бутылка молока, масло, сыр, мороженое (к картинке «корова»); хлеб, батон, бублик, рогалик (к картинке «колосья»). У каждого ребенка по 1—2 картинки.
Логопед предлагает детям положить свою картинку к одной из 4 картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.
7. Назвать одним словом серию картинок. После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе.
Примерные серии картинок:
8. Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии).
Логопед предлагает слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем просит объяснить, чем похожи эти пары.
Огурец — овощ, ромашка (земля, цветок, клумба).
Помидор — огород, яблоко (забор, сад, груша).
Часы — время, градусник (кровать, температура, окно).
Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.
Детям предлагается подобрать похожие слова (сравнения). Белый снег похож на ... (что?) Синий лед похож на ... Густой туман похож на ... Чистый дождь похож на ... Блестящая на солнце паутина похожа на ... Слова для справок: вата, пух, стекло, белый дым, слезы, серебро.
33.Игра «Закончи предложение» или «Подбери сравнение»
Земля покрыта снегом, как ...
Лед блестит у берега, как ...
Туман стелется над озером, как ... Дождинки текут по лицу, как ...
34.Уточнение значения слов-существительных.
Логопед называет слово и просит детей рассказать, что это за предмет, дать его характеристику (внешний вид, вес, форма, материал, структура поверхности, из каких элементов состоит, его функция, т. е. как используется).
Например: лопата — чтобы копать землю; она тяжелая, ручка деревянная, а сама из металла, тонкая, гладкая, внизу овальная...
Детям предлагается вспомнить случаи из жизни, когда они пользовались этим предметом.
35. Объяснить значение слов-глаголов.
Логопед называет глагол и просит детей объяснить, что означает это слово:
а) показать его действие с помощью движений, мимики, пантомимики;
б) припомнить случаи из собственного опыта, когда дети выполняли эти действия, например, шить — пришивал пуговицу, зашивал рубашку, шил костюм для новогоднего праздника;
в) с целью актуализации припоминания событий ребенок может вспомнить мысленно (про себя), а на бумаге фиксировать каждую ситуацию палочкой или схематичным рисунком.
36. Назвать другие действия, которые входят в состав исходного, или назвать, какие действия «помогают» этому действию.
38. Выбрать среди других предметов или картинок те, названия которых звучат одинаково. Объяснить значение похожих слов. Например:
39. Найти в предложении слова, которые звучат одинаково. Объяснить значения похожих слов.
Не хочет косой косить косой.
Говорит: «Коса, коса!»
Бегут минуты и часы.
Им точный счет ведут часы.
(В. Кремнев)
Под кустом ореха норка. Проживает в норке норка.
(С. Косенко)
40. Определить, применительно к каким предметам используются слова. Предлагаются вопросы: «У кого?», «У чего?». Например: Ручка — у человека, у двери, у чемодана, у сумки. Язычок — у человека, у ботинка. Глазок — у ребенка, у двери. Горлышко — у ребенка, у бутылки. Ножка — у стула, у ребенка, у гриба.
41. Найти в стихотворениях слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.
а) В чужой стране, в чудной стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко.
И целый день в окошко
Глядит глазком картошка. Бутылка горлышком поет, Концерты вечером дает.
И стул на гнутых ножках Танцует под гармошку.
(И. Токмакова)
б) Много есть ключей:
Ключ — родник среди камней, Ключ скрипичный, завитой,
И обычный ключ дверной.
(Д. Лукич)
в) Шел я с сумкой за плечом.
Вижу: бьет в овраге ключ.
Наклонившись над ключом.
Уронил я в воду ключ.
(В. Лившиц) .
42. Добавить одно общее слово к двум словам.
Дерево, цветы — что делают?
Сидит, стоит — кто?
Кошка, собака — что делают?
Льется, журчит — что?
Тарелка, кружка — что делают?
Шумит, дует — что?
Дождь, снег —- что делают?
Растет, зеленеет что?
Фрукты, «нощи что делают? Круглое, сочное — что?
Мяч, яблоко — какие?
Желтый, кислый — что?
Сахар, мед — какие?
Высокое, зеленое — что?
Снег, лед — какие?
Длинный, деревянный — что? Вода, молоко — какие?
Яркое, теплое — что?
43. Подобрать как можно больше названий предметов (существительных) к названию действия (глаголу).
На карточках лото изображены люди и животные, выполняющие различные действия. Логопед называет действие, дети находят соответствующую картинку и называют предложение. Если предложение воспроизведено правильно, картинка закрывается фишкой.
Например, логопед называет слово скачет, дети находят изображение данного действия (заяц скачет, лошадь скачет, лягушка скачет) и закрывают картинки фишками после воспроизведения предложений.
Предлагаются карточки на глаголы: идет, стоит, лежит, сидит, бежит, плавает, летит, спит, гладит, скачет, ползет, качается и др.
Примерные карточки лото.
52. Отгадать названия животных.
Мычит (кто?) ... Хрюкает ...
Лает ... Ржет ...
Мяукает ... Блеет ...
53. К названиям животных подобрать и записать слова, которые отвечают на вопросы: «Как голос подает?», «Как двигается?», «Как ест?».
Побеждает тот, кто назовет последним слово-прилагательное.
58. Добавить слово в предложение, отвечающее ил мои вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?».
— Взошло (какое?) солнце...
Подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какое?» (Солнце — яркое, блестящее, красное, багровое, большое, веселое, улыбающееся, радостное, весеннее).
59. Добавить слово в предложение, отвечающее на вопрос «Как?». Например: Черепаха ползет (как?) медленно. Солнце светит(как?) ярко.
60. Придумать и записать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» по теме «Осень» (ранняя, поздняя).
Солнце (какое?) .., дождь...
небо... ветер...
облака... листья...
земля... день...
трава...
При этом детям предлагается картинка «Осень».
61. Придумать и записать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Что делает?», «Что делают?» (по теме «Осень»: ранняя, поздняя).
Солнце (что делает?) ... трава ...
облака .., листья ..,
дождь .., птицы ..,
ветер .., деревья ...
62. Придумать и записать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Осень».
Приходит (что?) опадают ..,
дует .., желтеет ..,
моросит .., мокнет ..,
плывут .., вянут ..,
улетают...
63. Придуман, как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» по теме «Зима».
Солнце (какое?) ветер ..,
небо .., иней ..,
снег .., узоры ..,
снежинки .., день ..,
погода .., мороз ..,
воздух ...
При выполнении задания детям предлагается картинка «Зима».
Предварительно детям предлагается рассмотреть картинку «Весна».
64. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Что делает?», "Что делают?» по теме «Зима».
Снег (что делает?) ветер..,
снежинки .., птицы ..,
мороз .., люди ..,
иней .., дети ..,
узоры ...
65. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «Кто?», «Что?» по теме «Зима».
Наступает (что?) .., замерзает ..,
валит .., блестит ..,
свищет .., лежит ..,
бушует .., лепят ..,
кружатся .., катаются ...
66. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» по теме «Весна» (ранняя, поздняя).
Солнце (какое?) .., сосулька ..,
небо .., ручей ..,
облака .., листочки ..,
снег .., день ...
67. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Что делает?», «Что делают?» по теме «Весна» (ранняя, поздняя).
птицы .., трава .., деревья .., сады .., яблони .., дети ...
Солнце (что делает?) ..,
снег ..,
сосульки ..,
ручьи ..,
почки ..,
листья ..,
68. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Кто?» или «Что?» по теме «Весна».
Тает (что?) .., зеленеет ..,
бегут.., прилетают..,
распускаются .., покрываются листьями ..,
появляются .., цветут ...
69. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: «Что делает?», «Что делают?» по теме «Лето».
Солнце (что делает?) .., птицы ..,
облака .., фрукты, овощи ..,
трава .., дети ..,
листья .., вода в реке ...
При выполнении задания используется картинка «Лето».
70. Придуман, «.не можно больше слов, отвечающих на
вопросы: «Какой?», Какая?»,Какое?», «Какие?»по теме «Лето»»
Солнце (какое?) .., воздух ..,
небо .., погода ..,
облака .., дождь ..,
трава .., день ..,
листья .., ночь ...
71. Придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Овощи, фрукты, ягоды».
Большой (что?) арбуз, желтая-…
маленькая .., синяя- …
крупный- … красное- …
круглый зеленый
мелкий- …. черная –
твердый - … длинный
мягкая - спелая- …
сладкая - … сочный-
вкусное - свежий
горький - хрустящий
72. Придумать слова, отвечающие на вопрос «Кто?» по теме «Дикие животные».
Большой (кто?) слон, сильный
маленькая .., слабый ..,
пушистая .., трусливый ..,
колючий .., добрый ..,
могучий .., злой ..,
пятнистый .., быстрый ..,
полосатая .., горбатый ..,
длинноногий .., хитрая ..,
серый .., ловкая ..,
неуклюжий ,., хищный ...
73. Придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Транспорт».
Новый (что?) .., длинный ..,
старый .., грузовой ..,
большой .., трехколесный ..,
маленькая .., быстроходный ..,
мощный .., летящий ...
74. К названию действий придумать слова, отвечающие на вопрос «Что?» по теме «Овощи, фрукты, ягоды».
Растет (что?) .., срезают ..,
зеленеет .., выкапывают ...
краснеет .., срывают ..,
созревает .., варят ..,
дергают .., жарят ..,
маринуют .., солят ...
75. К названиям действий придумать слова, отвечающие на вопрос «Кто?» по теме «Животные».
Прыгает (кто?) .., скачет ..,
кусается .., спит ..,
пугается .., охотится ..,
прячется .., хитрит ..,
нападает .., ползает ..,
крадется .., заметает следы ..,
переваливается .., бросается ...
76. Игра с мячом «Расскажи про зайчика».
На доске картинка «Заяц». Логопед дает задание детям придумать слова, описывающие внешний вид зайца, его повадки, настроение, «характер».
Затем логопед бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, говорит слово, отвечающее на вопрос «Какой заяц?» и бросает мяч обратно логопеду. В процессе игры логопед изменяет вопросы:
«Какая шубка у зайца?» (серая летом, белая зимой, пушистая, мягкая, гладкая).
«Какое у зайца может быть настроение?» (веселое, грустное, хорошее, плохое).
«Какие зайчата у зайца?» (быстрые, шустрые, веселые, маленькие, длинноухие).
77. Игра «Чье это жилище?»
На доске картинки. Слева — картинки, изображающие жилища животных, справа — изображения животных (не у своих жилищ).
Логопед объясняет, что Незнайка перепутал домики животных. Надо им помочь найти свои. Дети переставляют изображения животных, помещая их около своих жилищ, а затем называют, чьи это жилища (нора — для лисы, мышки; берлога — для медведя; дупло — для белки, для совы; гнездо — для птицы; скворечник — для скворца; коровник — для коровы, телят; конюшня — для лошади, жеребят; свинарник — для свиньи и поросят; крольчатник — для кроликов).
Перед выполнением этого задания дети закрепляют названия жилищ домашних и диких животных и птиц по картинкам.
78. Отгадывание загадок об овощах, фруктах, домашних и диких животных, о посуде, мебели, транспорте и т. д. с объяснением того, почему дети догадались. Например, предлагается загадка про овощи. Логопед предлагает прослушать стихотворение и догадаться, какие овощи были в корзине.
Мы сами сажали весной огород.
Мы сами сажали, пололи и вот...
Расселся, разлегся в большущей корзине
И красный, и желтый, и черный, и синий,
Здоровый такой разноцветный народ.
Что же это за «народ»?
(Овощи: помидоры, репа, редька, баклажаны...)
Логопед спрашивает, как дети догадались, что именно эти овощи лежат в корзине. (Помидор красный, редька черная, репа желтая, баклажан синий и т. д.).
79. Составление детьми загадок-описаний по определенному плану. Например, детям предлагается составить загадку про одежду, используя описание цвета, величины, формы, материала, из которого она сделана, времени года, когда ее носят.
Полосатый, длинный, теплый, шерстяной, носят осенью, зимой. Что это? (Шарф)
80. Игра «Придумай, о чем может идти речь»
Логопед предлагает детям сказать, о чем может идти
речь, если в тексте, например, есть слова кот и лист. Дети могут ответить:
а) о том, как кот играл с листом;
б) о том, как лист упал на кота;
в) о том, как кота засыпали листьями;
г) о том, как кота щекотали листом;
д) о том, как игрушечного кота завернули в лист бумаги;
е) о том, как на листе бумаги мальчик нарисовал кота и т.д. Можно предложить следующие пары слов: рак и мост,
таз и коса, мак и стакан, школа и сухари, сок и тетрадь, нос и бусы, мышь и трава, мох и белка, стол и дерево и др.