Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Литературная и фольклорная колыбельная: диапазон внутрижанровых взаимоотношений



Взаимоотношения фольклорной и литературной колыбельной разнообразны и многогранны. Жанровые признаки литературной колыбельной восходят к традиции. Анализ 500 текстов литературных колыбельных показал, что сколько бы не отдалялась от инвариантной модели в своем развитии литературная колыбельная, в ней в любом случае будут присутствовать, пускай в самом скрытом и трансформированном виде, признаки "материнского" жанра. Типология взаимоотношений фольклорной и литературной колыбельных может стать предметом особого исследования, позволим в данном случае лишь краткий обзор уровней и форм внутрижанровых контактов.

 

Ритмико-интонационный уровень

 

Ритмико-интонационная структура фольклорной колыбельной не является, вопреки общераспространенному мнению, унифицированной. Она зависит от контекста исполнения и представлена множеством локальных и даже индивидуальных напевов и попевок. Одним из наиболее распространенных слогоразмеров (в общеизвестных текстах) является четырехстопный хорей с акцентным четвертым слогом, очевидно, обусловленный ритмом укачивания. Именно данный размер используется в литературных колыбельных как определенный жанровый знак. Кстати, высокая частотность четырехстопного хорея в литературных колыбельных может зависеть и от известной поэтической репутации этого размера как наиболее пригодного для стилизаций в фольклорном духе. Достаточно часто четырехстопный хорей фиксируется только в цитируемом традиционном маркере, который, в свою очередь, может играть роль "жанровой вставки" в поэтический текст другой слогоритмической организации. Наибольший интерес в литературных текстах вызывает своеобразное чередование условно "традиционного" слогоразмера и размеров, восходящих к традициям других поэтических жанров.

Рифма в традиционной колыбельной, по преимуществу, парная, мужская. Это связано с ритмом укачивания и рифмоорганизующей ролью маркера. Литературная колыбельная, не имеет строгих "жанровых" правил рифмовки, хотя при этом довольно часто их использует.

Звуковая специфика жанра также сближает фольклорную и литературную колыбельную. Выше мы говорили о звуковых повторах шипящих и свистящих в традиционных колыбельных песнях, совпадающих с бытовыми звуковыми командами на успокоение ребенка (Например: "Шла наша Дрема"; "Шишь, вы куры, не шумите"). Примеров "шипяще-свистящих" литературных колыбельных можно привести множество. Например, "Колыбельная" И. Ратушинской (1980-е годы), адресованная щенку, из которой мы приводим только последнюю строфу:

"…Баю-баю, засыпаешь.

Что-то снится – снег ли, волк?

Слюни сонные пускаешь -

Тише, тише... Ты хватаешь

Чье-то горло!

Будет толк." (Весь курсив наш – В. Г.)

(Ратушинская 1986, 64)

 

Интересный пример обыгрывания фонетической стороны литературной колыбельной дает "Колыбельная для мужского голоса" Саши Черного (1910 г.) – жалобы отца засыпающему сыну на мать "достаточно свободного поведения". В силу фонетической яркости текста приводим из него выдержки, отметив жирным курсивом знаки звукового соответствия:

 


"Мать уехала в Париж...

И не надо! Спи, мой чиж.

А-а-а! Молчи, мой сын,

Нет последствий без причин.

Черный, гладкий таракан

Важно лезет под ди-ван,

От него жена в Париж

Не сбежит, о нет! шалишь!

С нами скучно. Мать права..."

 

"... Спи, мой зайчик, спи, мой
чиж, -

Мать уехала в Париж.

Чей ты? Мой или его?

Спи, мой мальчик, ничего!.."

 

(Черный 1986, 1, 229)


 

Такой сюжет в традиции литературной колыбельной единственный.[192] Но звуковые параллели с традиционным жанром не только реализуют жанровые ожидания. Шипящий звук в традиционном тексте усиливает успокоение. В стихотворении С. Черного он вторичен и утилитарно не функционален, но он создает ощущение реальной атмосферы убаюкивания, что, в свою очередь, усиливает комический эффект "Колыбельной для мужского голоса".

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.