Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Соболь, куница, горностай, белка



Все куньи представлены в колыбельной песне в трех мотивах – мотиве призыва успокоителя, мотиве "все спят и ты спи" и мотиве заклания. В то же время необходимо отметить одну особенность. Этих животных "укладывают" непосредственно рядом с младенцем, например:

 

"Соболи, куницы,

В головках спят,

Соболи убают,

Куны да усыпят."

(Ефименко 1878, 118)

 

Также ребенку укладывают и шкуры данных животных:

 

"... Сон да дрема

У тя в сердцах,

Кунья-то шуба

У тебя на ногах,

Соболина-та шапка

У тя в головах..." (Шейн 1898, 7)

 

Данный мотив несет не только прогностические смыслы (символика шкуры, меха), но и смыслы уюта. Данные звери обитают (включая черного бобра, а в колыбельной есть "одеялышко черна бобра") у корней райского дерева (сев. – "деревца кипаризного"). Хтонические смыслы, несомненно, усиливают прогностику текста.

Белка в колыбельной песне – очень редкий и весьма своеобразный образ. Образ конструирует двухмотивный сюжет в особой временной парадигме. Адресат колыбельной ловит ее вслед за зайцем, и "за хвостицок ташшыт, да домой ведь принесет" (мотив "благополучного будущего" – успешный промышленник), но затем белку "убаивают" в садочке, проецируя сон на младенца (мотив "все спят и ты спи" – Русская традиционная культура 1997, 2, 25). Колыбельная не может завершиться без актуализации функциональных моментов жанра, в данном случае – успокоения и прогностики.

Лисица

Лисица – также весьма редкий персонаж колыбельной. Но следует отметить, что колыбельные песни, возможно, единственный жанр в русском фольклоре, где "меховое" качество образа значительно пересиливает "характерологическое" (хитрость, лукавство, обман). Образ появляется в перечислении спящих животных по локусу: "Касаточки спят все по кусточкам, // Лисицы спят все по подкусточкам, // Куницы спят все по норочкам..." (Капица 1928, 37 – мотив "все спят и ты спи"). В других случаях образ встречается как добыча в системе мотива благополучного будущего: "Баю – баю паренька, // Да промышленичка. // Бай топорничка. // Куропатничка. // Куропатничка, // Да лисичника, // Да куничника – // Силоставничка!" (РО РНБ, ф. 694. ед. хр. 54, №155. Зап. Н.М. Элиаш.)

В других случаях образ лисицы появляется, когда в качестве колыбельной исполняется другой жанр. Здесь как раз и начинают проявляться "общежанровые" качества лисы. Мы записали в Волотовском районе Новгородской области смертную колыбельную, в концовку которой органично вошел прибауточный сюжет с образом лисы: "Волку ямочку копать, // А медведю зарывать. // А медведю зарывать, // А лисичке поминать. // А лисичке поминать, // Зайцу голосом воять. // Лисе-то пироги подъедать." (Волотовский, Дерглецкий, Борок. Фёдорова Т.П.1916 г. р. Зап. Головин В.В., Григорьев С.В. 1988). Функциональное содержание данного жанрового сочетания проанализировано в параграфе, посвященном смертным колыбельным. Здесь же мы хотим отметить "общежанровые" качества образа: хитрость лисы ("Лисе-то пироги подъедать.") и "сказочный опыт" плакальщицы (см. напр. сказки "Лиса исповедница", "Лиса плачея" – Афанасьев 1984, 15-17, 21-22).

Медведь

 

Медведь в колыбельной – редчайший образ пугания (пространство, звук). Обычно образ проявляется в качестве усиления в известном сюжете "Не ложися на краю":

 

"Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю. Придёт серенький волчок, Тебя схватит за бочок И утащит во лесок Под малиновый кусток.   И отдаст за поясок. Там медведи ревут, Волки поют. Ты спи, тебя сон хранит."   (Новг., Холмский, Ратно. Гребцова П.А.1903. Зап. Гуляевой Л.П. 1987)  

Олень

 

В русских колыбельных можно встретить и оленя. Но это исключительно образ заклания (напр., Мартынова 1997, № 536. См. также раздел "Убийство и заклание животных в колыбельной песне"). Другие тексты с образом оленя имеют явную литературную природу, например, колыбельные "По горам бежит олень", записанные в Курганской области (Чебыкина 1990, № 100-101).


Коза

 

Коза – очередной "образ страха" (детское пугало) в жанре. Коза в колыбельных "формульна" и появляется в следующем достаточно распространенном сюжете:

 

"Баю-бай, баю-бай,

Поди, Бука, под сарай,

Под сараем-то коза -

Оловянные глаза."

(Чебыкина 1990, № 2)

 

На наш взгляд, здесь явно прослеживается сказочная природа образа. В "Сказке о козе лупленной" коза находится в том же локусе: "Мужик сжалился над нею, взял ее, принес домой и положил под сарай" (Афанасьев 1984, № 62). Затем коза в сказке поочередно пугает своим видом зайца и бирюка. Пространство козы в колыбельной – всегда чужое, всегда "под", включается и отрицательная звуковая характеристика: "На мостке петух поет, // Под мостком коза ревет" (Преженцева 1997, № 30).

Можно отметить, что всякий рогатый персонаж колыбельной – вредитель (баран, овца, коза), часто с отчетливыми признаками нечисти. В других жанрах пестования рогатый персонаж также образ пугания (напр.: "Идет коза рогатая"). Даже корова в колыбельной обладает отрицательной звуковой характеристикой.

Мышь

 

Мышь – редчайший образ в колыбельных. Образ встречается в жанре, по преимуществу, как образ пугания: "Кыш да покыш, // Из-за печки бежит мышь. // Что ж ты, Димушка не спишь..." (Лойтер 1991, № 46). В той же роли образ выступает и в прибаутках, исполняемых как колыбельные (перечисление вредителей другого пространства): "Не летай в озерышко... // Уж ты на землю падешь – // Тебя мышка съест, // Уж ты на воду падешь – // Тебя рыбка заклюет" – Мартынова 1997, № 12; Чебыкина 1990, № 49).

Появление образа мыши в колыбельной возможно и в мотиве "все спят и ты спи". При этом обратим внимание как мотив колыбельной, благожелательный по природе, может коррелировать со сказочным мотивом, по природе устрашающим, который постоянно используется в ситуации убаюкивания. Одна лексическая формула реализуется в двух разных мотивах разных жанров, но в одной ситуации (Капица 1928, 49; С. 63 наст. изд.) Мы не исключаем и многосмысловой подтекст такой формулы. Пугание, благодаря общей формуле, может генетически проявляться в колыбельном мотиве:

 

Колыбельная Сказка
  "Все котятки спят, Все мышатки спят, Одна девочка не спит, Всем спать велит: А-а-а-а-а-а-а-а-а-а."   (Чебыкина 1990, № 41)     "Скрипи, нога, Скрипи, липовая! И вода-то спит, И земля-то спит, И по селам спят, По деревням спят; Одна баба не спит, На моей коже сидит, Мою шерстку прядет, Мое мясо варит, Мою кожу сушит."   (Афанасьев 1984, № 57)  

Вообще мышь, в отличие от прибалтийских колыбельных, где она встречается часто и имеет сильнейшую хтоническую символику, в русских колыбельных представлена единично.

В заключении раздела представляется обзор редких для жанра образов домашних животных: коня, коровы, быка, свиньи.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.