Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Конь, корова, бык, свинья



Образ коня в жанре встречается в нескольких функциональных вариантах. Их должен кормить сеном Бука, наделенный такой работой в качестве задания. Коней в мотиве "благополучного будущего" пасет (и имеет) адресат колыбельной: "Будешь коников пасти", "Жеребяточек водить". Контекст "веселого" будущего с образом коня просматривается и в мотиве дарения:

 

"Байки-побайки,

Всем по балалайке,

Машеньке – гитару

И лошадок пару."

(ТФА, 64)

 

Обозначение коней также происходит в смертных колыбельных – они должны везти по "последнему" пути ("Мы Сивку с Буркой запрягём, // На погостик отвезём.").

В остальных случаях образ встречается, когда в качестве колыбельной исполняется другой жанр (прибаутка, докучная, кумулятивная сказка) или в фольклоризированных литературных вариантах (Чебыкина 1990, 32).

Образ коровы в колыбельных относится к "относительным акустическим вредителям" и обычно стоит в их перечислении: "Ты собачка не лай, // Ты корова не мычи, // Петушок не кричи"). Образ коровы может не проявлять активнось в сюжете, он появляется в перечислении бытовых действий семьи: "Матушка коров доить, // А бабушка уху варить..." В других вариантах данного сюжета могут "поить телят", "свиней кормить (манить)", "палить раков" и производить другие действия с домашними животными. Но отметим и в таких сюжетах смысловое устремление к адресату – просматривается будущий акт кормления.

Бык – бычок, если это не прибауточная колыбельная, встречается только однажды и в не ритмизированном, а только напеваемом тексте: "Идет быцек, кушает травку... А белой боцек... Хорошенькой эх... Ты будешь... гонять этово быцька, спи, Бог с тобой! А быцек пошел, пошел – травку есть... А ты за быцком..." (Русская традиционная культура 1997, 2, 15).

Отметим, что колыбельный мотив благополучного будущего здесь все-таки просматривается (ср.: "Будешь коников пасти".)

 

Образы птиц в колыбельной песне

 

Образы птиц будут также анализироваться нами в порядке их популярности в жанре: голуби, врановые (ворон, сорока, грачи, галки), водоплавающие (лебеди, утки, гуси), петух и курица, ласточка. В заключении будут кратко проанализированы образы других птиц-вредителей в жанре.


Голубь

 

Голубь – не только самый популярный "птичий" образ в русских колыбельных песнях, но и "голубиный" сюжет – один из самых распространенных по исполнению. Приведем два наиболее известных сюжета с образом голубя:

 

"Бай-бай-бай, баиньки-бай. Ай-люли-люли-лю. Прилетели гуленьки, Прилетели гуленьки, Сели к нам на люленьки. Стали гульки гурковать, Стала Галя засыпать. Бай-бай-бай-бай-бай, Баиньки-бай."   (Новг., Маревский, Лаптево, Печникова Н.П. 1912. Зап. Борисенко Е.Р. 1986) "Ай-люли-люли-люли, Прилетели к нам гули. Сели гули к нам на люлю, Стали гули ворковать: Чем нам Машеньку питать? - Чайком, молочком. Молочком и с сахарком. Залетели в уголок, Зажигали огонёк. Стали кашу варить, Стали Машеньку кормить."   (Новг., Волотовский, Дерглецкий, Борок. Федорова Т.П. 1916. Зап. Головин В.В. 1988)

 

Данные сюжеты имеют варианты. Голуби могут усыплять не звуком, а качанием ("Стали гули ворковать, // Стали Танечку качать"), могут даже забавлять ("Стали гульки ворковать, // Мово Ваню забавлять"). Могут ворковать и качать одновременно: "Они ворковали, // Сашеньку качали." Диалог голубей может быть более развернут и пища, приготовляемая ими, более разнообразной. Часто после диалога голуби летают за пищей ("Мы слетаем на торжок, // Купим малому рожок, // Станем кашку варить, // Молочком его поить").


Нередко "голубиный" сюжет заканчивается фольклоризированными литературными реминисценциями, особенно часто из колыбельной А. Майкова.[172]

В большинстве случаев мы встречаем данный образ в трех мотивах – мотиве призыва успокоителей, мотиве кормления, мотиве утверждения сна. Но весьма интересно в каких более развернутых мотивных сочетаниях встречаются "голубиные" мотивы. Весьма частый вариант когда после действия голубей-усыпителей следует формула сна-роста ("Спи по ночам, // Расти по часам"), а затем следует мотив благополучного будущего, например:

 

"Люли-люли-люленьки, Приходили гуленьки. Гули стали уркотать, Стал мой (имя) миленький спать.   Спи-ко, спи-ко по ночам, А расти-ка по часам. Будешь в золоте ходить, Чисто платьице носить, Беломоечкой быть."   (Мартынова 1997, № 124)

 

Голубь в народных представлениях – вестник, символ благодати, благословение. Такая символика образа усиливает прогностический потенциал в исследуемой сюжетной структуре. Можно даже сказать, что символика голубя не только поддерживает, но и предопределяет результат (мотив благополучного будущего).

Второе по частоте мотивное сочетание с образом голубя, когда данный образ появляется после обозначения вредителя. Таким образом, после пугания следует успокоение, достигается функциональный результат жанра – успокоение и сон. С другой стороны, "голубиный" мотив, в связи с частным, индивидуальным контекстом убаюкивания, может перерасти в пугание-предупреждение. Приведем соответствующие примеры, записанные на тихвинской земле:

 

"Бай-бай-бай-бай, Ты, собачка, не лай. Ты, собачка, не греми, Мою Настю не буди. Люли-люли-люленьки, Прилетали гуленьки, Стали гули горготать, Стала Настя засыпать."   (ТФА, 74)   "Баю-баю, люленьки, Прилятали гуленьки. Сели возле люленьки, Стали Валенькю качать, И прибайкивать: Баю-баюшки-баю, Колотушок надаю, Колотушок двадцать пять, Будё Лида засыпать. Баю-баю, байки, Прискакали зайки. Стали Валеньку качать, Стала Валя засыпать."[173]   (ТФА, 164)  

Причины популярности образа в жанре прежде всего связаны с его символикой в традиционной культуре и его звуковой характеристикой.

Предпримем несколько попыток толкования образа, которые соответствуют исследуемым текстам по локальному признаку. Голубь относится к "чистым" птицам (термин А.В. Гуры[174]), и в тихвинской традиции это "высшая птица" в "птичьем пантеоне".[175] Голубь – любимая Богом птица, Святой дух в образе голубя сошел на землю (Мф. 3, 16; Лк 3, 22; Ин 1, 32). Мы имеем апокрифические тексты, где голуби спасают распятого Христа. Голубя нельзя убивать, так как это акт душегубства.

Мы не нашли формульных параллелей в "действиях" образов голубя и Божественных персонажей в колыбельной песне, но Божественная природа образа явственна в самих колыбельных текстах.

Обратим внимание на устойчивую формулу (мы имеем более ста примеров) "голубиного" действия в мотиве кормления: "Залетели в уголок, // Зажигали огонек" (см. второй текст раздела). Такая формула может пространственно обозначать красный угол, по действию – зажжение лампады (свечи).

Божественная природа "колыбельного" голубя доказывается постоянным включением в один текст образа голубя и божественных персонажей:

 

"Баю-баюшки-люли, Прилетели к нам гули, Стали гули ворковать, Стали Оленьку качать: "Уж ты, Оленька, усни, Упокой тебя возьми. Глазки ангельски закрой, Ты усни, мало дитя, Богородица у тя"   (Мартынова 1997, № 246) "Баюшки-байки, Прилетели голубки. Садилися гули На Аннушкину люлю, Стали гули ворковать, Стала Анюта засыпать. Спи да усни, Крепче глазаньки зажми. Богородица с тобой, Божья миласть над тобой."   (Архив РЭМ. Ф. 7. Оп. l. Д. 215. Л. 29. Волог., Грязовецкий, 1898. Староверов С.)

Голубь – также образ заботы. В тихвинском регионе мы не записывали развернутых апокрифических текстов о голубе (только "Божья птица"), но здесь всегда отмечали "заботливость" голубицы.[176] Исследователи подчеркивали связь образа ребенка и образа голубей на примерах русских сказок. К ребенку в колыбельной могут обращаться как к "голубочку сизенькому", "голубке".[177] Голубь и символ удачи (тихв. – "Выйдешь из дому под уркованье голубицы, как и на встречный ветер – всегда с Богом вернешься").

В тихвинских колыбельных их называют гулями, гульками, гуленьками, голубками и даже голубчиками. У них особая успокаивающая, монотонная форма звука – гуление, гулькование, гуркование, горготание, воркование, воркотание, уркование.

Но необходимо отметить и другие действия голубя в колыбельной, на первый взгляд, несовместимые с природой его образа. Приведем известные нам примеры:

 

1."О-люли-люли-люли, Прилетели к нам гули. Стали гули гулевать, Нашу Настеньку пугать."   (Мартынова 1997, № 225)   2."Баюшки-побаюшки, Прилетели голуби, Сели к самой головы. Они стали горковать, Стали Ваню торговать. - Голубчики, не горкуйте, У нас Ваню не торгуйте. Баю-баю-бай" (Лойтер 1991, № 29)

3."…Люли-люли-люленики,

Да прилетели гуленьки.

Стали гули ворковать,

Да нашу Катенику качать.

Улетайте, гуленьки,

Да не мешайте люленьке,

Люли-люленики-люли!

Сон да Дрема

Возле оцепа брела..."

(Русская традиционная культура 1997, 2, 38)

 

Данные тексты мы можем отнести к контексту частного, определенного убаюкивания. Образ голубя как "относительного вредителя", действительно, редчайшее явление в колыбельной песне. Но противоречия с традиционной природой образа нет и здесь. Голубь, который в данных примерах пугает, мешает спать, которого изгоняют, все-таки не становится "вредителем". В первом случае этому мешает сам "успокоительный" потенциал "голубиной" формулы – "гулевание", как звуковая характеристика она не имеет коннотации "страшного" звука, а наоборот. Во втором примере образ "допускают" до самой головы младенца, что для образов-вредителей в колыбельной песне совершенно невозможно. К нему обращаются в просительной форме – "голубчик". В третьем примере голуби начинают качать, то есть выполнять успокоительный и прогностический акт.


Итак, образ голубя символизируется в традиционной культуре как божественный вестник. Явление голубя – благодать Божья, а благодать соответствует функциональному контексту жанра. Она закладывается в потенциал сна ("благодать преображения"). Третий смысл голубя в жанре можно определить следующим образом. Библейский прилет голубя – акт благословения, а благословение – необходимый, постоянный и функциональный элемент колыбельной песни. Акт благословения (и "боязнь" проклятия) постоянно транслируется в колыбельную песню.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.