Текст, объединяющий формулы богатства, боголюбивости и пригожести:
"Спи, усни, угомон возьми.
Выспишься до света,
Вырастешь большой,
Будешь счастливой:
Будешь в золоте ходить,
Чисто серебро носить.
Ты к обеденке пойдешь
И нарядишься,
Ровно золото яичко, покатишься,
Люди-то спросят: "Чье это дите?
Чье это дите, чье наряженное?"
А соседи-то скажут:
"Это Мишенька идет
Александрович"
(Мартынова 1997, № 130)
7. Будущий благодарный кормилец и замена:
"... Шура вырастет большой,
Будешь очень хорошой,
Будет в золоте ходить,
Маму жемчугом дарить."
(Мартынова 1997, № 132)
"Спи да усни,
Больше вырасти.
Вырастешь большой,
Будешь на работку ходить,
Татке да мамке замена будешь,
Татке да мамке ягод принесешь."
(Мартынова 1997, № 145)
"... Ты спи по ночам
И расти по часам:
Вырастешь большой,
Будешь в золоте ходить,
Будешь в золоте ходить,
Чисто серебро дарить."
Своим нянюшкам,
Своим мамушкам.
А сестрицам своим -
Всем по ленточкам,
И по ленточкам
И по платьицам."
(Мартынова 1997, № 86)
Повторим, что в мотиве будущего (особенно это видно в архангельских колыбельных) может терминологически фиксироваться оформление по полу ("Когда вырастешь большой, // Да будешь парень ты баской."). В начальной строке, сразу после маркера, адресат обычно обозначается как "неоформленный" (бесполый) – "младень", дитя.
Таким образом, после всех примеров мы видим яркое выражение прогностической функции – после формулы сна-роста следует утверждение в будущем положительном статусе. Никакой утопии нет, потому что прогнозируется человек по крестьянской, традиционной модели. Формула "серебро-золото носить" – лишь фольклорный знак богатства. Исследователи, считающие колыбельные с такой формулой отзвуком боярского, помещичьего быта, всегда приводят в пример устойчивый текст, объединяющий три мотива: призыва в успокоители (мамушек, нянюшек, сенных девушек: ("Мамушки, нянюшки // Качайте дитя! // Сенные девушки, // Убаюкивайте."), мотив будущего благополучия адресата ("Вырастешь большой") и мотив одаривания успокоителей. Но в успокоители призываются все – Божественные, мифологические, человеческие, животные персонажи. Даже если это и "отзвук", то он выступает только как элемент действительности, а не как слагаемое жанра. Даже яркий мотив одаривания успокоителей в будущем не дает права интерпретировать его как отзвук помещичьего быта. Приведем в пример тексты, зафиксированные еще при крепостном праве:
Тихвинский текст: Нижегородский текст:
"... Вырастешь большой,
Будешь в золоте ходить.
Во золоте ходить,
Чисто серебро носить.
Нянькам домашним
Обноски давать.
Старым старушонкам -
На повойнички.
Молодым молодкам -
На кокошнички."
(РГО, ф. 24, оп. 1. ед. хр.39, л. 250. Тихвин. Зап. Невинским. 1852.)
"... Саше в золоте ходить,
Нам обносочки дарить.
Сенным девушкам -
Всем по ленточкам,
А старухам-щебетухам -
Подзатыльнички."
(Мартынова 1997, № 127)
В тихвинском тексте мы не видим никакого изменения социального статуса героя. Повойник (головной убор в виде платка вокруг головы) носили крестьяне по будням, кокошник (головной убор в виде разукрашенного, расшитого полукруглого щитка надо лбом), хотя преимущественно и праздничный, но также вполне крестьянский головной убор. Причем герой дарит лишь материал для изготовления. По нижегородскому примеру тоже нельзя сделать вывод об изменении социального статуса героя и определять песню как социальную утопию. Герой лишь одаривает своих успокоителей, призванных в первой формуле. Он не меняет статуса. Это прежде всего смысловое и поэтическое завершение текста.
Таким образом, колыбельная песня весьма прагматична. Она прогнозирует образ человека-крестьянина, соответствующего Homo traditionalis. В данном мотиве нет "установки на вымысел". Это еще одно подтверждение ее прогностического смысла, а не утопического. Добавим к этому, что цитируемый всеми вариант формулы: "Будешь в Питер ходить, // Серебро, золото носить" встречается единично,[87] и также редко другие: "пойдешь в люди", "отдадим в люди". С одной стороны, отходничество, цитируемое в колыбельной – популярный и стабильный промысел, но начиная с середины XIX века писатели и этнографы отмечали резкую трансформацию традиционного сознания у отходников с последующим неприятием их деревенской общиной (хотя от отходников были и яркие подарки родне на праздники и, хотя часто временная, реальная денежная поддержка оставшейся в деревне семье). Отходники нередко выпадали из деревенского рода, общины – это уже "не замена" в будущем. В колыбельной значительно чаще отражается это неприятие отходников и прогностическое нежелание ухода в город, "в люди" (особенно для девочек). Колыбельная прогнозирует традиционно-локальный путь. Приведем в пример колыбельные для мальчика и для девочки, осуждающие путь "в людях":
Мальчику: Девочке:
"Спи-тко ты, заменка,
Ходить батюшку по стельки.
Баю-бай.
Мы не спустим в чужи люди.
Баю-бай.
В чужих людях хорошо -
Белым ручкам тяжело..."
(Русская традиционная культура 1997, 1, 26., нот.)
"... Красоты добавила
В люди жить отправила.
Бай-бай-бай.
Катенька-то в людях-то пожила -
Сибе мальцика нажила..."
(Русская традиционная культура 1997, 3, 26., нот.)
Однажды встречаемый вариант "будешь генералом" также не свидетельствует о стремлении изменить социальный статус усыпляемого.[88] "Генерал" – это одно из деревенских прозвищ важного или важничающего человека, часто толстого – "экий енерал"[89]. Мать могла ласкательно назвать своего ребенка генералом ("Ты мой генерал").
Итак, прогнозировался образ человека состоятельного, профессионального земледельца, человека удачливого в промысле, человека женатого, общинного ("Люди любят // Ладно будет"), человека пригожего, боголюбивого и благодарного (подарки родителям и их замена в будущем адресатом колыбельной – соблюдение норм обычного права), то есть человека "своего", "традиционного". Колыбельная песня процитировала в своих прогностических мотивах необходимые и достаточные качества homo traditionalis. Исключение одного из признаков направляло человека в сторону (в восприятии) худого.
Особые прогностические смыслы в колыбельной песне имеет мотив сна-роста. Прежде всего следует остановиться на феномене самого мотива. Мотив имеет специфические формы выражения. Он может выражаться на уровне устойчивых формул, как в повелительном наклонении (напр.: "Вдоль расти // Поперек толсти"; "Поскорее вырастай"; "Спи да усни // Больше вырасти"; "Спи по ночам // Расти по часам"), так и утвердительных формах (напр.: "Вырастешь большой"; "Ванечка уснет // Во сне вырастет"). В поле мотива действуют различные персонажи как божественные ("... Богородица у тя, // Она милостива // Тебя вырастила // На ноги поставила..."), так и мифологические ("Дрема-то вырастет".)
Рост в колыбельной постоянно контактирует со сном на уровне формул, мотивов, сюжетов, всячески иллюстрируя "переходное мировоззрение" жанра. Рост в колыбельной – мировоззренческая производная сна.
Такой смысловой контакт сна-роста постоянно комментируется в самих колыбельных песнях, не только в частотной формуле "Спи по ночам, // Расти по часам", но и в формулах-толкованиях: "Наша Танюшка уснет, // Во сне вырастет". Например: