Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Будешь в гости ходить



 

Тата приедет

Калачей привезет,

Мама приедет,

Конфетки даст."

 

(Мартынова 1997, № 135)

 


Человек боголюбивый.

 

"... Уж ты вырастешь большая,

Будешь в церковь ходить,

Будешь в церковь ходить,

Будешь Бога молить."

 

(Мартынова 1997, № 98)

 

Человек пригожий.

Колыбельные варианты пригожести:


 

"Спи, дитя, здорово,

Вставай весело.

Вырастешь больша,

Будешь девка хороша..."

 

(Мартынова 1997, № 79)

 

 

"…Скажут: "Чей-то купец, да

Из деревни молодец?"

Люлю-лю, люлю-лю!

Он из нижнего конца да

Не богатого отца.

Баю-бай, баю-бай!

Не богатого отца

Не славной матери дитя.

Люлю-лю, люлю-лю, бай."

 

(Мартынова 1997, № 543)


Текст, объединяющий формулы богатства, боголюбивости и пригожести:

 


"Спи, усни, угомон возьми.

Выспишься до света,

Вырастешь большой,

Будешь счастливой:

Будешь в золоте ходить,

Чисто серебро носить.

Ты к обеденке пойдешь

И нарядишься,

Ровно золото яичко, покатишься,

Люди-то спросят: "Чье это дите?

Чье это дите, чье наряженное?"

А соседи-то скажут:

"Это Мишенька идет

Александрович"


 

 


(Мартынова 1997, № 130)

7. Будущий благодарный кормилец и замена:

 

"... Шура вырастет большой, Будешь очень хорошой, Будет в золоте ходить, Маму жемчугом дарить."   (Мартынова 1997, № 132)   "Спи да усни, Больше вырасти. Вырастешь большой, Будешь на работку ходить, Татке да мамке замена будешь, Татке да мамке ягод принесешь."   (Мартынова 1997, № 145)   "... Ты спи по ночам И расти по часам: Вырастешь большой, Будешь в золоте ходить, Будешь в золоте ходить, Чисто серебро дарить." Своим нянюшкам, Своим мамушкам. А сестрицам своим - Всем по ленточкам, И по ленточкам И по платьицам."   (Мартынова 1997, № 86)  

Повторим, что в мотиве будущего (особенно это видно в архангельских колыбельных) может терминологически фиксироваться оформление по полу ("Когда вырастешь большой, // Да будешь парень ты баской."). В начальной строке, сразу после маркера, адресат обычно обозначается как "неоформленный" (бесполый) – "младень", дитя.

Таким образом, после всех примеров мы видим яркое выражение прогностической функции – после формулы сна-роста следует утверждение в будущем положительном статусе. Никакой утопии нет, потому что прогнозируется человек по крестьянской, традиционной модели. Формула "серебро-золото носить" – лишь фольклорный знак богатства. Исследователи, считающие колыбельные с такой формулой отзвуком боярского, помещичьего быта, всегда приводят в пример устойчивый текст, объединяющий три мотива: призыва в успокоители (мамушек, нянюшек, сенных девушек: ("Мамушки, нянюшки // Качайте дитя! // Сенные девушки, // Убаюкивайте."), мотив будущего благополучия адресата ("Вырастешь большой") и мотив одаривания успокоителей. Но в успокоители призываются все – Божественные, мифологические, человеческие, животные персонажи. Даже если это и "отзвук", то он выступает только как элемент действительности, а не как слагаемое жанра. Даже яркий мотив одаривания успокоителей в будущем не дает права интерпретировать его как отзвук помещичьего быта. Приведем в пример тексты, зафиксированные еще при крепостном праве:

 

Тихвинский текст: Нижегородский текст:

 

"... Вырастешь большой, Будешь в золоте ходить. Во золоте ходить, Чисто серебро носить. Нянькам домашним Обноски давать. Старым старушонкам - На повойнички. Молодым молодкам - На кокошнички."   (РГО, ф. 24, оп. 1. ед. хр.39, л. 250. Тихвин. Зап. Невинским. 1852.)   "... Саше в золоте ходить, Нам обносочки дарить. Сенным девушкам - Всем по ленточкам, А старухам-щебетухам - Подзатыльнички."   (Мартынова 1997, № 127)

В тихвинском тексте мы не видим никакого изменения социального статуса героя. Повойник (головной убор в виде платка вокруг головы) носили крестьяне по будням, кокошник (головной убор в виде разукрашенного, расшитого полукруглого щитка надо лбом), хотя преимущественно и праздничный, но также вполне крестьянский головной убор. Причем герой дарит лишь материал для изготовления. По нижегородскому примеру тоже нельзя сделать вывод об изменении социального статуса героя и определять песню как социальную утопию. Герой лишь одаривает своих успокоителей, призванных в первой формуле. Он не меняет статуса. Это прежде всего смысловое и поэтическое завершение текста.

Таким образом, колыбельная песня весьма прагматична. Она прогнозирует образ человека-крестьянина, соответствующего Homo traditionalis. В данном мотиве нет "установки на вымысел". Это еще одно подтверждение ее прогностического смысла, а не утопического. Добавим к этому, что цитируемый всеми вариант формулы: "Будешь в Питер ходить, // Серебро, золото носить" встречается единично,[87] и также редко другие: "пойдешь в люди", "отдадим в люди". С одной стороны, отходничество, цитируемое в колыбельной – популярный и стабильный промысел, но начиная с середины XIX века писатели и этнографы отмечали резкую трансформацию традиционного сознания у отходников с последующим неприятием их деревенской общиной (хотя от отходников были и яркие подарки родне на праздники и, хотя часто временная, реальная денежная поддержка оставшейся в деревне семье). Отходники нередко выпадали из деревенского рода, общины – это уже "не замена" в будущем. В колыбельной значительно чаще отражается это неприятие отходников и прогностическое нежелание ухода в город, "в люди" (особенно для девочек). Колыбельная прогнозирует традиционно-локальный путь. Приведем в пример колыбельные для мальчика и для девочки, осуждающие путь "в людях":

Мальчику: Девочке:

"Спи-тко ты, заменка, Ходить батюшку по стельки. Баю-бай. Мы не спустим в чужи люди. Баю-бай. В чужих людях хорошо - Белым ручкам тяжело..."   (Русская традиционная культура 1997, 1, 26., нот.) "... Красоты добавила В люди жить отправила. Бай-бай-бай. Катенька-то в людях-то пожила - Сибе мальцика нажила..."   (Русская традиционная культура 1997, 3, 26., нот.)

Однажды встречаемый вариант "будешь генералом" также не свидетельствует о стремлении изменить социальный статус усыпляемого.[88] "Генерал" – это одно из деревенских прозвищ важного или важничающего человека, часто толстого – "экий енерал"[89]. Мать могла ласкательно назвать своего ребенка генералом ("Ты мой генерал").

Итак, прогнозировался образ человека состоятельного, профессионального земледельца, человека удачливого в промысле, человека женатого, общинного ("Люди любят // Ладно будет"), человека пригожего, боголюбивого и благодарного (подарки родителям и их замена в будущем адресатом колыбельной – соблюдение норм обычного права), то есть человека "своего", "традиционного". Колыбельная песня процитировала в своих прогностических мотивах необходимые и достаточные качества homo traditionalis. Исключение одного из признаков направляло человека в сторону (в восприятии) худого.

Особые прогностические смыслы в колыбельной песне имеет мотив сна-роста. Прежде всего следует остановиться на феномене самого мотива. Мотив имеет специфические формы выражения. Он может выражаться на уровне устойчивых формул, как в повелительном наклонении (напр.: "Вдоль расти // Поперек толсти"; "Поскорее вырастай"; "Спи да усни // Больше вырасти"; "Спи по ночам // Расти по часам"), так и утвердительных формах (напр.: "Вырастешь большой"; "Ванечка уснет // Во сне вырастет"). В поле мотива действуют различные персонажи как божественные ("... Богородица у тя, // Она милостива // Тебя вырастила // На ноги поставила..."), так и мифологические ("Дрема-то вырастет".)

Рост в колыбельной постоянно контактирует со сном на уровне формул, мотивов, сюжетов, всячески иллюстрируя "переходное мировоззрение" жанра. Рост в колыбельной – мировоззренческая производная сна.

Такой смысловой контакт сна-роста постоянно комментируется в самих колыбельных песнях, не только в частотной формуле "Спи по ночам, // Расти по часам", но и в формулах-толкованиях: "Наша Танюшка уснет, // Во сне вырастет". Например:

 


"Спи, Степонька, усни да

Во сне вырасти!

Баю-баю-бай!

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.