Можно заметить, что "свадебная" формула часто следует за мотивом утверждения сна, таким образом, опять утверждается прогностическая функция: после сна, как преображающего начала, следует желаемое традиционное будущее – свадьба.
У нас есть даже пример одной свадебной колыбельной:
"Бай-бай да еще Бог дай,
Дай да поскорей,
Будет жить веселей.
Саша-сокол улетел высоко,
Выше церковки, выше маковки,
Уронил сапожок на зеленый лужок.
- Люба, сестричка, подай сапожок!
- Нельзя мне выйти:
Рубашку шью,
Женихи на дворе,
Скоро в избу зайдут,
Меня, няньку, уведут."
Текст записан в 1962 году в Архангельской области от Х.В. Постниковой 1894 года рождения (Мартынова 1997, № 494). Учитывая, что формула "сапожка" не редкость в колыбельной песне, можно предположить, что мы имеем дело с усеченным вариантом. С другой стороны, единичность записи может свидетельствовать и об импровизационном сочетании свадебного и колыбельного жанра. Некоторые свадебные песни с образом колыбели являются своеобразным символико-мировоззренческим комментарием к колыбельным песням. В большинстве случаев это тексты со следующей структурой:
1. Обозначение локуса (сырой бор, у ворот), в котором стоит дерево (клен, сосенушка)
2. На этом дереве висит колыбель, в которой находится или "молодой князь" или пара молодых ("дворянин со дворянкою"). Колыбель может описываться по формулам колыбельной песни.
4. В этом тереме находится "суженая", которая призывает "князя".
Приведем усеченный пример (см. также пример в сноске № 124):
"У ворот сосенушка,
У ворот зеленая.
На той на сосенушке
Колыбель повешена,
Колыбель досчатая,
Хорошо снаряжена:
Подцепки шелковыя,
Подплутки бумажныя,
Лучек медненький,
Крючок серебренький.
В той колыбели
Дворянин с дворянкою:
Дворянин – Андреюшко,
Дворянка – Аннушка.
- Вы, братцы-товарищи,
Подойдите поближе,
Вскачните повыше,
Чтобы тестев двор виден,
А тещин высок терем,
А моя короватушка!"
(Киреевский 1983, № 77)
Казалось бы, в свадебной песне обнаруживаются структурные параллели с колыбельной, но главное отличие заключается в том, что в колыбельных с такими мотивами присутствует прогностическая функция, а в свадебных "колыбель", – скорее, метафора. Свадебная песня с "колыбельной" метафорикой фиксирует результатв настоящем времени, между тем как колыбельная песня фиксирует результат в будущем, она его прогнозирует. Прогностика в свадебной лирике носит символический характер, а конкретно она выражается в обрядовых действиях (напр.: от запрета стучать поленьями в бане до развязывания пояса, угощения молоком, усаживания на шубу в день венца и пр.) Вместе с тем метафора "качания колыбели" в свадебной лирике служит своеобразным мировоззренческим комментарием к колыбельной песне: раскрывается прогностическая перспектива мотива описания колыбели и мотива качания.
Для полноты межжанрового обзора следует обратиться и к похоронным причитаниям, также жанру "перехода". Мотивный ряд причитаний почти не имеет пересечений с колыбельной, а иногда находится прямо в противоречии с ней (мотив "требования воскреснуть" в причитании над покойником и мотив "пожелания смерти" в отношении живого в колыбельных). Но можно отметить одну мотивную взаимосвязь. В числе мотивов причитаний встречается мотив совершения полного "традиционного" чина похорон (с присутствием духовного лица, отпеванием, захоронением, поминанием). В смертной колыбельной описание такого действия обязательно. Данную мотивную параллель можно объяснить общей функцией – необходимостью благополучного перехода.
Есть и другие содержательные взаимосвязи с жанром причитания, в следующем разделе мы приведем примеры цитации фрагментов причитаний в колыбельной. Колыбельная песня может переходить в причитание в одном исполнении (Иванов 1994, 40-43).
В заключение можно сделать некоторые выводы. Колыбельная песня заключает в себе мощный прогностический потенциал, необходимый для утверждения ее адресата в оформленном и благополучном, по представлениям традиции, статусе. Она моделирует адресата-младенца. Ритуальный характер и, следовательно, прогностическую силу колыбельной доказывает ее взаимосвязь с другими жанрами "перехода" на уровне структурных и смысловых параллелей.