Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Красных яблочков нарвет,



Позабавится."

 

(Мартынова 1997, № 464)

 

Можно заметить, что "свадебная" формула часто следует за мотивом утверждения сна, таким образом, опять утверждается прогностическая функция: после сна, как преображающего начала, следует желаемое традиционное будущее – свадьба.

У нас есть даже пример одной свадебной колыбельной:

 


"Бай-бай да еще Бог дай,

Дай да поскорей,

Будет жить веселей.

Саша-сокол улетел высоко,

Выше церковки, выше маковки,

Уронил сапожок на зеленый
лужок.

- Люба, сестричка, подай сапожок!

- Нельзя мне выйти:

Рубашку шью,

Женихи на дворе,

Скоро в избу зайдут,

Меня, няньку, уведут."


 

Текст записан в 1962 году в Архангельской области от Х.В. Постниковой 1894 года рождения (Мартынова 1997, № 494). Учитывая, что формула "сапожка" не редкость в колыбельной песне, можно предположить, что мы имеем дело с усеченным вариантом. С другой стороны, единичность записи может свидетельствовать и об импровизационном сочетании свадебного и колыбельного жанра. Некоторые свадебные песни с образом колыбели являются своеобразным символико-мировоззренческим комментарием к колыбельным песням. В большинстве случаев это тексты со следующей структурой:

1. Обозначение локуса (сырой бор, у ворот), в котором стоит дерево (клен, сосенушка)

2. На этом дереве висит колыбель, в которой находится или "молодой князь" или пара молодых ("дворянин со дворянкою"). Колыбель может описываться по формулам колыбельной песни.

 

3. Помощникам (боярам, братцам-товарищам) предлагается "вскачнуть колыбель" (акцентируется высота качания), "чтобы виден был" локус невесты -"тестев двор", "тещев терем".

4. В этом тереме находится "суженая", которая призывает "князя".

Приведем усеченный пример (см. также пример в сноске № 124):

 


"У ворот сосенушка,

У ворот зеленая.

На той на сосенушке

Колыбель повешена,

Колыбель досчатая,

Хорошо снаряжена:

Подцепки шелковыя,

Подплутки бумажныя,

Лучек медненький,

Крючок серебренький.

В той колыбели

Дворянин с дворянкою:

Дворянин – Андреюшко,

Дворянка – Аннушка.

- Вы, братцы-товарищи,

Подойдите поближе,

Вскачните повыше,

Чтобы тестев двор виден,

А тещин высок терем,

А моя короватушка!"


 

(Киреевский 1983, № 77)

 


Казалось бы, в свадебной песне обнаруживаются структурные параллели с колыбельной, но главное отличие заключается в том, что в колыбельных с такими мотивами присутствует прогностическая функция, а в свадебных "колыбель", – скорее, метафора. Свадебная песня с "колыбельной" метафорикой фиксирует результатв настоящем времени, между тем как колыбельная песня фиксирует результат в будущем, она его прогнозирует. Прогностика в свадебной лирике носит символический характер, а конкретно она выражается в обрядовых действиях (напр.: от запрета стучать поленьями в бане до развязывания пояса, угощения молоком, усаживания на шубу в день венца и пр.) Вместе с тем метафора "качания колыбели" в свадебной лирике служит своеобразным мировоззренческим комментарием к колыбельной песне: раскрывается прогностическая перспектива мотива описания колыбели и мотива качания.

Для полноты межжанрового обзора следует обратиться и к похоронным причитаниям, также жанру "перехода". Мотивный ряд причитаний почти не имеет пересечений с колыбельной, а иногда находится прямо в противоречии с ней (мотив "требования воскреснуть" в причитании над покойником и мотив "пожелания смерти" в отношении живого в колыбельных). Но можно отметить одну мотивную взаимосвязь. В числе мотивов причитаний встречается мотив совершения полного "традиционного" чина похорон (с присутствием духовного лица, отпеванием, захоронением, поминанием). В смертной колыбельной описание такого действия обязательно. Данную мотивную параллель можно объяснить общей функцией – необходимостью благополучного перехода.

Есть и другие содержательные взаимосвязи с жанром причитания, в следующем разделе мы приведем примеры цитации фрагментов причитаний в колыбельной. Колыбельная песня может переходить в причитание в одном исполнении (Иванов 1994, 40-43).

В заключение можно сделать некоторые выводы. Колыбельная песня заключает в себе мощный прогностический потенциал, необходимый для утверждения ее адресата в оформленном и благополучном, по представлениям традиции, статусе. Она моделирует адресата-младенца. Ритуальный характер и, следовательно, прогностическую силу колыбельной доказывает ее взаимосвязь с другими жанрами "перехода" на уровне структурных и смысловых параллелей.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.