Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Прогностическая функция колыбельных песен



 

В контексте статуса адресата колыбельной песни (младенца), в контексте ситуации убаюкивания колыбельная песня императивна. Императивный характер сюжетов жанра отмечали многие исследователи, но трактовали совершенно по-особому. Например, все сюжеты колыбельной песни, в которых присутствует пожелание "благополучного будущего", рассматривались как "реакция-мечта на тяжесть крестьянской судьбы", как некая утопия от безысходности.[82]

Наша позиция совершенно иная – переходное состояние адресата, переходность ситуации в контексте народного мировоззрения обеспечивают ритуальные смыслы колыбельного жанра. Анализ корпуса текстов колыбельных ("рамки" словаря, преобладающие лексические формы, формульный и мотивный фонд, многочисленные реминисценции из обрядовых действий и сопутствующих им жанров) сам по себе свидетельствует о ритуальности жанра. Таким образом, можно обозначить жанровое кредо колыбельной песни: "Как спою, так и будет". Прецедент этого "кредо" постоянно встречается в традиционном мировоззрении.

Рассмотрим, в первую очередь, основные прогностические мотивы колыбельной песни – мотивы сна-роста и благополучного будущего. Но прежде всего следует рассмотреть одну значимую сюжетную структуру колыбельной песни, которая доказывает ее ритуально-прогностический характер.

Разумеется, мы предпринимали попытку найти устойчивые сюжетные структуры русской колыбельной, пытались уловить логику мотивных сочетаний. Нельзя сказать, что поиски увенчалась полным успехом. Это связано с рядом причин, некоторые из которых, возможно, относятся к опыту фольклористики и "полевым" упущениям собирателей (включая автора исследования).[83]

Но в природе колыбельной есть свойство, которое настраивает на свободу разнообразия мотивных сочетаний. Колыбельная песня находится в контексте ситуации убаюкивания. Длительность процесса засыпания адресата также организует сюжетную структуру текста, один мотив следует за другим. Поэтому у нас есть примеры самых разнообразных мотивных сочетаний и импровизаций. Мы можем привести бесчисленное множество примеров колыбельной с несколькими (до 10) мотивами, причем один мотив может повторяться в разных частях текста[84]. Несмотря на то, что между мотивами может отсутствовать сюжетная и образная связь, гармония текста осуществляется следующей совокупностью качеств и приемов жанра:

1. Единый функциональный фонд мотивов. Как мы уже неоднократно говорили, почти любой мотив колыбельной песни реализует все ее функции.

2. Единый напев исполнения одной песни с множеством мотивов.

3. Повторы маркеров, которые выполняют ряд композиционных функций. Во-первых, они поддерживают функциональную линию колыбельной, во-вторых, повтор маркера обозначает смену мотива, как бы объявляет смену декорации в драматургическом действии. Такая двоякая природа маркера определяет его роль как "мотивной" связки. Если нет повтора маркера, то его роль выполняют разные формулы повеления сна с начальной командой "Спи", по семантике к нему близкие.

Вместе с тем, нам удалось обнаружить одну устойчивую мотивную структуру, которую мы будем неоднократно иллюстрировать примерами. Мы употребляем термин "устойчивая" вполне обоснованно. В доказательство мы можем привести 50 текстов колыбельных из 544, представленных в антологии А.Н. Мартыновой, которые соответствуют данной структуре. Учитывая то, что в данной антологии старались представить все разнообразие корпуса русских колыбельных, такая частота исследуемой сюжетной структуры свидетельствует о ее устойчивости и популярности. Содержательно эта структура организуется формулой "сна-роста". Сами формулы "сна-роста" своим содержанием подтверждают преобразовательное значение сна. Такие формулы встречаются в собрании А.Н. Мартыновой около 150 раз (544 текста). Прежде всего это формула: "Спи по ночам, расти по часам" (отмечена 50 раз) и ее варианты "Уж ты спи-ка, поспи // Да поболе вырасти"; "Спи-поспи и упокой держи, // Скорей вырасти", "Спи-ка, (имя ребенка), засыпай // И скорее вырастай", "Спи-ко, маленикой, // Вырастешь удаленькой"; "Спи, усни, // Скорей вырасти". Другие формулы с таким содержанием также популярны: "Спи камешком, вставай перышком"; "Спи солнышком, // Житным зернышком"; "Спи в камке – пробудись в тафте (парче)"; "Скоро выспится – а как выспится."; "Спи подольше – наберешь ума побольше"; "Спи, мое дитя, подоле, // Накопи ума поболе"; "Спи по ночам // Да кудри вьются по плечам", "Сну да тебе росту // Годов до девяноста".

Мы можем привести в пример и неформульные обозначения "сна-роста" в данной мотивной структуре, за которыми вновь следует прогностический мотив будущего, например: "Во снях вырастешь большой да // Пойдешь свататься пешой".

Итак, устойчивой мы определяем следующую мотивную структуру колыбельной песни:

Мотив призыва вредителя Мотив призыва успокоителя Мотив призыва охранителя Мотив утверждения сна     + Формула сна-роста + Мотив благополучного будущего.

То есть формула сна-роста следует за мотивами, функционально утверждающими сон, и за ней следует мотив будущего. Очень четкая "традиционная" логика:

1. 2. 3.

Функциона­льный призыв сна В сон, как в переходное и "преобразовательное" состояние, согласно традиционному мировоззрению, закладывается потенция роста-доли. Результат сна-роста: утверждение благополучного будущего.

 

Взаимосвязь понятий сна и роста надо воспринимать в контексте традиционного мировоззрения. Сон – не только физиологическая потенция роста, сон – переходное состояние, в котором необходимо закрепить "долю". "Доля" обнаруживается и в мотиве (формуле) сна-роста, и в мотиве будущего. Следовательно, обнаруженное нами устойчивое мотивное сочетание четко организует "традиционный" смысл колыбельной песни, доказывая и иллюстрируя ее функциональную природу. Более того, центральная формула необыкновенно точна в своем содержательном и поэтическом порядке. Она начинается со слов "сна" ("Спи по ночам") и заключает "результат" первых мотивов, где много однокоренных с ней слов (спать, спатушкать, усни, усыплю). Во второй части словом "расти" ("Расти по часам") устанавливается содержательная и поэтическая связь с мотивом "благополучного будущего", который часто начинается с однокоренного "вырастешь".

Разумеется, есть и усеченные варианты такой структуры: мотив будущего может следовать сразу за маркером, что не меняет логики, поскольку маркер – команда на сон. Сюжетные структуры такого типа без мотива будущего встречаются крайне редко.

Таким образом, мотив будущего благополучия имеет несомненный прогностический, а не утопический смысл. Это доказывает мировоззренческий контекст "перехода", который подтверждает наиболее устойчивая мотивно-формульная структура колыбельной песни.

Даже если мотив благополучного будущего следует сразу за мотивом утверждения сна (напр., после: "Нянюшки, матушки, // Качайте дитя. // Красны девушки, // Прибаюкивайте"), то и в нем есть логика и смыслы сна ("прибаюкивайте") и роста ("качайте").

Представим первый пример данного мотива в колыбельной, записанной в конце прошлого века:

 


"Баю-баюшки-баю!

Баю милую дитю.

Ты спи-усни,

Угомон тебя возьми.

Уж сон да дрема

Ложись к (имя) в голова.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.