Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Бабке доченьки качать,



Бабке зыбка колыхать."

(РО РНБ, ф.694, оп.1,
ед. хр.54, №158(а).

Зап. Н.М. Элиаш)


 

Данные персонажи находятся только при домашней работе, в доме или при дворе: "Дедушка дрова рубить"; "Дедушка назем возить"; "Бабушка телят поить "; "Бабушка баню топить"; "Бабушка уху варить!". Есть одно исключение – дед может отправляться за рыбою ("Дед пошел за рыбою"), хотя чаще эту роль выполняет отец. Все вышеперечисленные "обязанности" представлены в разных вариантах одного сюжета. Приведем тихвинский и нижегородский примеры:

 

"Баю-баю, зыбаю, Отец пошёл за рыбою Дедушка дрова рубить, Матушка коров доить, А бабушка уху варить. Бабушка уху варить, Малых деточёк кормить."   (ТФА., № 32. Новг., Любытинский, Порог. Ветрова А.Л.1913. Зап. Головин В.В. 1988) "Качи, качи, зазыбаю, Ушел отец за рыбою, А мать ушла кувшин таскать, Матушка коров доить, А бабушка уху варить. Уха кипит ворочится, А Ванюшка бежит с ложечкой - Торопится"   (Корепова 1993, 7)

Но данные персонажи в колыбельной песне обладают одной очень важной характеристикой. В колыбельной песне по отношению к ним часто проявляется шутливо-снисходительное отношение: выросший адресат может "наградить" бабушку подзатыльником, они одариваются несущественным ("... Старым старикам – // В баню веник по бокам: // Пусть-ко парятся // Да не куражаться"), дед может обозваться дураком ("А дедку-дураку // Куплю три пуда табаку"), они вообще могут восприниматься как "праздно-живущие". Например:

 


"Баю-баю, зыбаю,

Пошёл старик за рыбою

Мать пошла коров доить,

Сын пошел дрова рубить,

Баушка у печки

Блинков напечет,

Дедушка на печке

Бородкой трясет."

(Мартынова 1997, № 270)

"Баю-баю-байки,

Еленьки – китайки,

Мамочке – платочек,

А папе – перстенечек,

А бабушке – дубинушка,

В ручки – корзиночку,

И пойдёт бабушка

По дворам шататься".

 

(Мартынова 1997, № 424)


Таким образом, в колыбельной не только обозначена роль, но и проявляются "традиционные" намеки на семейную иерархию и статус определенных членов семьи. Контекст традиционного отношения и традиционного восприятия – "старый, что малый" – очевидно присутствует.

В жанре есть еще одна особенность – колыбельная песня фиксирует ушедшего предка. "Предок" в контексте народного мировоззрения – это не только тот кто "перед", но и тот, кто "впереди". У нас есть как северные, так и южнорусские примеры колыбельных песен-причитаний, где обозначаются ушедшие рода. Разумеется, не только упоминанием предков определяется генетическая и функциональная природа таких колыбельных-причитаний, но в самом факте обозначения предка есть глубокий эпистемологический смысл. Например:

 


"... Баю-бай, баю-бай,

Спи-ко, солнышко, давай.

Одна бабушка далеко,

А друга в земле глубоко.

Баю-то баю-баюшки,

Сиротинку-горюшко.

Один дедушка хромой,

Другой дедушка слепой,

А хромой от нас далеко,

А слепой в земле глубоко.

Баю-то баю Ваню спать

И подоле-то не вставать."

 

(Мартынова 1997, № 469)


Братья, сестры

Братья и сестры появляются в колыбельных в основном только в текстах с мотивом дарения. Их ролевые функции в семье обычно не обозначены (единич.: "Сестра пошла пеленки мыть"). Они равные с адресатом жанра ("Брату бок наколочу"). Вместе с тем, в контексте подарков сестре ("А сестрице моей – // В косу ленточку, // На головушку платок // Во всю головушку цветок.") усматривается свадебный контекст.

Мать

Образ матери в жанре более развернут, но несравним в широте описаний с образом отца. В указанных ("семейных") сюжетах она чаще всего наделяется однотипным подарком (китайка), может выполнять домашнюю работу (уход за коровой, таскание мешков с рыбою) и готовить пищу: "Мать пошла уху варить"; "Мамка раков палит". В других сюжетах образ матери также возникает редко. Мать кормит детей ("А как каши-то наварила"), заботится о них ("Мать пошла пеленки мыть"), может наказать ("Матка дала да батога"). Пестуньей может быть высказано сожаление о ее отсутствии. Например:

 


"Баю-побаюшки,

Нету дома матушки,

Матушка на меленке,

Во чужой деревенке. "

 

 

"Баю-побаюшки,

Нету дома матушки,

Мамушка в чужих людях,

Молочко в белых грудях."

 

(Мартынова 1997, №№ 470, 479)


Отец

Ролевые функции отца наиболее выражены в жанре, что имеет свои причины. Статус отца очень четко определяется в колыбельной песне:

1. Отец – глава семьи. Семья у отца, дети у отца, а не у матери. Достаточно вспомнить общеизвестный и общераспространенный сюжет "Живет мужик на краю, // У него семья ребят".

2. Отец – кормилец. Отец отправляется на промысел (общеизвестный пример: "Отец пошел за рыбою"), который кормит семью (напр.: "... Батька едет с рыбою, // Батька рыбы привезет, // Мамка папки напечет..."). Отец в смертных колыбельных даже делает "последний дом" – "тятька сделает гробок". Функции и роль отца-кормильца подчеркиваются в многих текстах, даже в мотиве призыва успокоителей:

 


"Люли-люлюшки-люли,

Прилетели к нам гули,

Гули-гулюшки

Стали к люлюшке.

Они стали ворковать,

Мою дитятку качать,

Мою Милу величать,

Прибаюкивать.

Они стали говорить:

"Чем нам милую кормить?

Чем нам милую кормить?

Чем нам дитятку поить?"

Кормить папкою,

Поить мамкою,

Кормить его пирожком,

Поить его молочком."

 

(Бессонов 1868, 5-6)


3. Отец – основной даритель, следовательно, "держатель" семейного состояния, например: "Привезет отец калач", "Тата приедет // Калачей привезет".

4. Отец – распорядитель судьбы детей ("Станет батюшко женить")

5. Отец – традиционный "ориентир", например, сын должен вырасти в него (напр.: "Спи-тко ты, заменка, // Ходить батюшки по стельки"; "Вырастит хорошо да баско // То в тятеньку").

Отсутствие отца (безотцовщина) не только сказывается на статусе наследника, но и может иллюстрироваться в колыбельной как фактор нарушения родовой линии. Мы имеем примеры южных колыбельных-причитаний, особенно ярко доказывающих данный факт. В таких колыбельных происходит своеобразный переход из собственно колыбельной в причитание и, соответственно, меняется и ритмическая организация стиха:

"А спи, спи сыночек мой, усни,

а сладкий сон тебя возьми.

А люлюшки-люлюшки,

Прилетели гулюшки.

Калыбы калыбаю,

пошел отец за рыбою.

Мать пошла пеленки мыть,

брат пошел царю служить.

Туда пошел молодой,

а оттуда с бородой.

Спи, сыночек дорогой!

Ты батюшку не видал, слов батюшкиных не слыхал,

И как родной батюшка воспитывая своих деток.

А ты, сыночек мой, был всегда униженный.

Много ты хлеба-соли поедал,

И много ты, мой сыночек, ох везде местечка занимал.

И б куды ты пошел – ты везде мешался.

Ох чего б ты брал – ты везде был виноватый.

Ох я ночушкою к тебе темную уставала.

И слезами я тебе, мой сыночек, горячими обливала.

Ох, я думала: с тобою, моя деточка,

ты вырастишь, а я около тебе пригреюся.

А ты мене, мой сыночек, одну оставил,

И ни к кому ты мене, моя деточка, не приручил.

И ты мене до сих пор ох одну оставляешь.

Ох я всю жизнь свою прожила тяжелаю.

И кому бы не подчиняться – я подчинялася.

И кому бы не поклоняться – а я поклонялася.

Ох милый ты мой сыночек, хорошенький-дорогой,

Ох не забудь ты моих трудов,

Ох не брось мене хоть сейчас, при старости годов."

(Иванов 1994, 41)

 

Таким образом, колыбельная песня четко, в ограниченном числе общеисполняемых текстов демонстрирует статус различных членов семьи и систему традиционных отношений в семье: мать держит семейный порядок, который строит, устанавливает отец (Некрылова 1994, 7-26). Отец ведет стержневую линию рода, которую продолжает сын. У нас есть любопытный текст, содержащий в себе два порядка – индивидуальный порядок и порядок традиции. "Антитрадиция" представлена индивидуальной импровизацией в начале текста, где сыну наказывают: "Спи да не майся // В отца, мать не издавайся", поскольку:


 


"…Баю-баюшки-побай!

У тя матушка ленива, да

У тя батюшка сонливой.

Баю-бай-бай!

Мать не ткет, не прядет,

Отец не пашет, не орет.

 

Бай-бай!

Он не пашет, не орет.

Только водочку пьет

Да и песенки поет."

 


Затем следуют традиционные мотивы колыбельной (смертный, дарения), и возникает традиционная формула "желаемого статуса наследника в контексте рода":

 


"... Позавидует народ:

"Чей такой-от сын идет?"

Баю-баю-бай!

 

 

"Чьего роду, чьей природы,

Чьего матери, отца

Како хорошее дитя!.."

 

(Мартынова 1997, № 542)


Традиционное оказалось сильнее индивидуального. Кстати, и в содержании "отрицательной семьи" есть эпистемологический смысл. Отец "не пашет, не орет", то есть строго обозначены присущие ему действия по полу и статусу. Мужчина "не может" жать, даже если он в действительности жнет, в силу своего мужского начала (так как он не может рожать, следовательно, собирать урожай). Он может только сеять (семя), пахать, орать, т. е. закладывать будущее. Женщина, по традиции, не может "сеять и пахать" (но жнет) не в силу ее физической слабости, а в силу ее женского начала. Поэтому мальчику в колыбельной, называя его по имени, определяют пол и прогнозируют мужской статус и мужскую роль в роде:

 

"... Баю-баюшки-бай-бай,

Когда вырастешь большой,

Пойдешь в поле за сохой.

Баю-баюшки-бай-бай,

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.