Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Анализ частных особенностей выборки



Проведение данного анализа преследовало задачу представить те особенности эмоционально-нравственной сферы (как зависимые переменные), которые определяются рядом независимых характеристик (переменных) – такими, как пол испытуемых, занятие, возраст, одинокое или совместное проживание с кем-нибудь из членов семьи, отношение к религии.

В качестве основного статистического показателя для решения данной задачи мы использовали t -критерий Стьюдента. Известно, что одной из основных задач количественной обработки в психологии является задача проверки значимости различия двух средних значений разных статистических совокупностей. Иначе говоря, являются ли две рассматриваемые выборки представителями разных генеральных совокупностей? Существенны ли количественные различия средних значений и правомерны ли выводимые отсюда различия сугубо качественные?

Критерий Стьюдента (Госсета), предполагающий нормальные распределения в выборках, основан как бы на оценке общих частей двух статистических совокупностей, то есть включает в себя «измерение» и разницы средних значений и мер их разброса.

В общем виде он вычисляется по формуле:

 

 

где

 

 

есть так называемая ошибка средней, происходящая от представления Xар в качестве средней М некоторой генеральной совокупности;

Х'ар – Х"ар — средние арифметические, различия между которыми проверяются;

m12 + m22 — соответствующие ошибки средних.

(Хотя формула t -критерия может несколько меняется в зависимости от величины выборок, от равенства дисперсий и иных показателей.)

Далее получаемое значение сравнивается с табличным значением, вычисленным для соответствующей «степени свободы» f за которую принимается сумма объемов сравниваемых выборок, уменьшенная на две единицы: f = N' = N" – 2.

В целом данный критерий оценивает не степень близости двух средних как таковую, а рассматривает эту близость с точки зрения отнесения или неотнесения ее к случайной (при заданном уровне значимости).

Принято считать различия достоверными, если уровень значимости меньше одного процента, то есть если ρ < 0,01. Если величина вероятности ошибки данной гипотезы находится между пяти– и однопроцентным уровнями 0,05 > ρ ≥ 0,01, то факт проверяемого различия сомнителен, другими словами, тождества нет, но и различия еще не доказаны, недостоверны, нет убеждения в их существенности (значимости). Если же ρ ≥ 0,05, то факт отсутствия реальных различий между сопоставляемыми величинами следует считать полностью доказанным статистически.

Это общее правило проверки результатов на статистическую значимость относится как к t -критерию Стьюдента, так и к проверке принадлежности крайних членов к некоторой совокупности.

Мы провели последовательный подсчет значений t -критерия по каждому пункту опросника, группируя испытуемых по полу, возрасту и т. д.

Ниже в таблицах (4.1–8.3) приводятся данные подсчетов t-критерия по различным основаниям деления выборки на две сравниваемые группы. При этом в таблицах отражены только статистически значимые показатели t -критерия.

Структура анализа частных особенностей выборки логически воспроизводит саму структуру эмоционально-нравственной сферы, то есть в анализе отслеживаются особенности трех основных компонентов: моральных конфликтов, моральных принципов и ценностей, эмоциональной направленности.

Результаты анализа гендерных особенностей выборки представлены в виде значимых показателей t-критерия в таблице 4.1–4.3.

Как свидетельствуют указанные в табл. 4.1. подсчеты, относительно решения моральных конфликтов наиболее существенные различия между мужчинами и женщинами образуются вокруг следующего суждения:

7. Можно работать на любимой малооплачиваемой работе, если семья в тяжелом положении (t = 4700 при ρ < 0,01).

 

Таблица 4.1

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.